Понятие платежного баланса страны. структура. равновесие.
Наиболее полно обобщение всей суммы взаимосвязей страны с мировым хозяйством выступает в виде платежного баланса страны. По методологии МВФ, ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС – статистический отчет, в котором в систематическом виде приводятся суммарные данные внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определенный период времени.
Разделами платежного баланса являются счет текущих операций и счет операций с капиталом и финансовыми инструментами. Счет текущих операций состоит из нескольких подразделов: внешнеторгового баланса, баланса услуг, баланса дохода от инвестиций и оплаты труда, балансы текущих трансфертов, т.е. безвозмездных односторонних переводов. Эта часть платежного баланса наиболее часто публикуется в печати. Важной частью счета текущих операций является также баланс факторных доходов, в котором учитываются доход от заграничных инвестиций или платежи по иностранным инвестициям. В этой части платежного баланса есть статья «чистые ошибки о пропуски».
В счет операций с капиталом и финансовыми инструментами включаются счет операций с капиталом и финансовый счет, в частности прямые и портфельные инвестиции, а также другие инвестиции (торговые кредиты, займы, валюта, и депозиты).
Особой частью баланса являются так называемые балансирующие статьи.
Сведение счета текущих операций с активным сальдо означает, что данная страна фактически является чистым кредитором по отношению к остальному миру, поскольку страна накапливает у себя иностранную валюту, не предъявляя требований к другим странам обеспечить товарное покрытие. Отрицательное сальдо свидетельствует, что страна должна либо расходовать свои валютные резервы, либо брать в долг для устранения дефицита текущего платежного баланса. Следовательно, оба раздела баланса являются зеркальным отражением друг друга и поэтому суммарное сальдо обоих разделов платежных балансов всех стран мира должно равняться нулю. Однако начиная с 1977 (???) отмечен существенный дефицит счета текущих операций.
В публикациях МВФ резервные активы исключаются из счета операций с капиталом и финансовыми инструментами и учитываются в особом разделе платежного баланса «резервные активы». Величина вышеуказанного подраздела определяется достаточно просто. Если сальдо счета текущих операций и счета операций с капиталом и финансовыми инструментами не равно величине балансирующих статей, то разница учитывается в особой статье «чистые ошибки и пропуски», т.о. суммарное сальдо этих разделов и статей оказывается равным нулю. Это, однако, не дает ответа на вопрос, с каким сальдо, положительным или отрицательным, сведен платежный баланс конкретной страны за определенный год. Ответ можно найти, исследуя сумму сальдо счета текущих операций, сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами и статьи «чистые ошибки и пропуски». Поэтому в публикациях МВФ сумма двух указанных счетов и статьи «чистые ошибки и пропуски» считается итоговым балансом.
Если платежный баланс положительный, то это означает уменьшение внешних обязательств, и поэтому величина балансирующих статей приводится со знаком «-». Если же платежный баланс отрицателен , то балансирующие статьи положительны, и это свидетельствует о росте внешних обязательств. Т.о. раздел «внешние активы» играет важную роль , поскольку через него определяется конечное состояние баланса.
Кроме платежного баланса возможно составление баланса на определенную дату. В этом случае говорят о РАСЧЕТНОМ БАЛАНСЕ. В международной практике также публикуются данные о международной инвестиционной позиции отдельных стран.
Регулирование платежного баланса
Формы и методы регулирования платежного баланса достаточно разнообразны и могут иметь кратко или долгосрочный характер. Важнейшим методом краткосрочного воздействия на платежный баланс является ДЕВАЛЬВАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ, которая удешевляет национальный экспорт и удорожает импорт. Снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам открывает дополнительные возможности для национальных экспортеров.
Регулирование внешней .. страны, в частности стимулирование экспорта (а в ряде случаев и ограничение импорта) является также важны методом регулирования ее платежного баланса.
Существует также ряд специфических методов воздействия: так называемые «невидимые» операции счета текущих операций (услуги, факторные доходы). Это валютные ограничения (например, ограничение объема вывоза иностранной валюты), а также регулирование миграций рабочей силы. Вместе с тем страна может обеспечить более благоприятные условия для иностранных туристов, тем самым увеличивая поступления от туризма.
В средне- и долгосрочном плане регулирование платежного баланса предполагает проведение экономической политики, направленной на сокращение внутреннего спроса путем уменьшения дефицита госбюджета, изменение процентных ставок, регулирование объема денежной массы в обращении. В ряде случаев для покрытия дефицита платежного баланса возможно заимствование финансовых ресурсов, например, в МВФ.
На состояние платежного баланса влияет ряд факторов. Во-первых, неравномерность экономического и политического развития стран, международная конкуренция. Во-вторых, циклические колебания экономики. В-третьих, рост заграничных государственных расходов. В-четвертых, милитаризация экономики и военные расходы. В-пятых усиление международной финансовой взаимозависимости. В-шестых, изменение в международной торговле. В-седьмых, влияние валютно-финансовых факторов на платежный баланс. В-восьмых, отрицательное влияние инфляции на платежный баланс. Это происходит в том случае, если повышение цен снижает конкурентноспособность национальных товаров, затрудняя их экспорт, и способствует богатству капитала за границу.
Чрезвычайные обстоятельства – неурожай, катастрофы, стихийные бедствия – отрицательно влияют на платежных баланс. Материальной основой регулирования платежного баланса служат:
· Государственная собственность, в т.ч. официальные золотовалютные резервы
· Возрастание доли (до 40-50%) национального дохода, перераспределяемого через госбюджет
· Непосредственное участие государства в МЭО, как экспортеры капиталов
· Регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов госконтроля