Эластичность предложения по цене. Коэффициенты эластичности предложения по цене. Факторы эластичности предложения по цене.
Для определения реакции продавцов на изменение цен используют показатель эластичности предложения. Эластичность предложения – степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменение в их цене, показывающее отношение процентного изменения в количестве к процентному изменению в цене.
; где Es – коэффициент эластичности предложения.
Коэффициент эластичности предложения имеет положительный знак, т.к. объем предложения и цена движутся в одном направлении, зависят от возможности длительного хранения товаров, потенциала расширения производства, времени. Последний фактор играет решающую роль в определении цены коэффициента эластичности.
Коэф-нт эластичности предложения может быть равен 0.
; ;
Факторы, влияющие на эластичность предложения.
· Временной: в короткий период предложение может быть увеличено в ответ на увеличение цены посредством более интенсивного использования задействованных факторов производства. В связи с этим предложение в коротком периоде обладает низкой эластичностью по цене.
В длительном периоде предприятия способны за счет дополнительного инвестирования увеличить производственные мощности. Вследствие этого предложение становится более эластичным.
· Цены на сырье и уровень зарплаты
· Ставка процента
· Наличие производственных мощностей
· Характер производства
· Характер технологии
30. Практическое значение анализа эластичности. Эластичность спроса по цене и выручка товаропроизводителя. Влияние эластичности на излишек потребителя и излишек производителя. Эластичность спроса и предложения и налоговое бремя.
Распределение налогового бремени, его воздействие на производство и потребителей зависит от эластичности производства и предложения. При неизменности эластичности предложения налоги вводятся на 2-х рынках с различной эластичностью спроса.
Чтобы сделать ситуацию особенно наглядной предположим, что в первом случае спрос - абсолютно эластичный, во втором – неэластичный.
В случае абсолютно неэластичного спроса равновесная цена поднимается сильно, а объем реализуемой продукции не сокращается. Рост налоговых поступлений в этом случае будет ?
Таким образом, объем налоговых сборов значительно выше при неэластичном, чем при эластичном предложении; при неэластичном предложении их бремя ложится на производителя, а при эластичном – на потребителя.
Практическое значение понятия эластичности спроса состоит в том, что состояние и динамика этого показателя позволяют давать прогнозы перспективного развития того или иного производства или отрасли. Чем выше отношение эластичности спроса отрасли по доходу, тем активнее эта отрасль развивается.
Рост положительного значения коэффициента эластичности по доходу в динамике примерно одинаковыми темпами свидетельствует о стабильности отрасли, а отсутствие роста – о ее застое. Отрицательный коэффициент свидетельствует о сокращении производства. Использование коэффициента эластичности спроса по доходу для классификации предприятий по тенденции развития позволяет своевременно определять критические сферы экономики и производить их санацию. Расчет и анализ коэффициента перекрестной эластичности позволяет установить ? продукции или взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми типами. В странах с развитой рыночной экономикой коэффициенты перекрестной эластичности применяются также для доказательства немонополизации фирмой производства какой-либо продукции (при положительном значении коэффициента в случае повышения цены на продукцию данной фирмы и повышении спроса на подобную продукцию другой фирмы). Коэффициент эластичности предложения широко применяется в научной и практической деятельности, он позволяет переводить ан язык цифр связи между самыми разнообразными экономическими явлениями. При эластичности предложения выручка зависит от того, является ли эластичность? Производителя строят свою систему ценообразования исходя из эластичности спроса по цене. В качестве критериев они используют объем прибыли, который исчисляется как разность между валовой выручкой и издержками производства. Например, чтобы сделать вывод о целесообразности снижения цены необходимо сопоставить валовую выручку и размеры издержек производства до и после изменения цены. Таким обрзом, практическое значение анализа состоит в:
1. Использовании его при анализе поведения потребителя
2. Использовании его при определении ценовой политики фирмы
3. Использовании его при определении стратегии фирмы, максимизации прибыли
4. При выработке мероприятий государственного регулирования экономики, особенно политики занятости населения
5. При разработке стратегии налогооблажения
6. При прогнозировании изменений в расходах потр-й и в доходах продавцов из-за изменения цены благ
31.Субъекты рыночного хозяйства:
А)дом.хоз-во
Б)предприятие
В)банк
Г)гос-во
А)крупный сектор эк-ки,где формируются и предлаг.др.секторам ресурсы,потребляется и сберегается получ. За исп-ие ресурсов доход.Вэт.секторе формир.спрос на потребность и услуги,реализация соц-экон.политики гос-ва.Они вкючены в эконом.потенциал страны.
Б)эк.единица функционир-я с целью получ-я прибыли,стремящаяся к максимиз.дохода,самост-но принимать решения,использовать факт-ры произ-ва для изготовления продукции с целью ее продажи.Оно предполагает вложение в дело собств. Или заемного капитала,но влечет риск и ответ-ть.Получение дохода предприятие использует на расшир-е пр-ва.
В)финансово-кредитное учреждение,регулир.движение денежных масс,необх.для норм.функционирования экономики.
Г)различные учреждения,осуществл.юридич.и полит.власть для обеспечения контроля над хоз.субъектами и над рынком для достижения общих целей.