Пределы применимости неоклассического подхода. Парадигма неоклассики.
Неоклассические пустулаты верны лишь в условиях полной занятости имеющих ресурсов и теряют свою ценность по мере удаления от ситуации рынка полной занятости.
Полная информация — вся необходимая информация о состоянии рынка содержащийся в ценах, обладание информацией о равновесных ценах позволяют участникам совершать сделки, соответствуя своим интересам.
Л. Вайрас предлагает для установления равновесной цены ввести в экономику «аукционистов», которые будут принимать заявки от покупателей и предложения продавцов. Сопоставляя совокупный спрос аукционистов будет устанавливать равновесную цену.
В своей модели рыночного социализма О. Ланге показал, что функция аукционистов может взять на себя плановый орган центрального бюре планирования. Продукт О. Ланге заключается в том, что в неоклассической модели совершенные конкуренции существует плановый орган.
Альтернативы социалистической централизации ценообразования может быть модель локального рынка (средневековые рынки, рынок алмазов, современные биржи)
Таким образом, полнота информации может быть достижимой лишь:
- первое централизованное ценообразование.
- локальный рынок.
Совершенная конкуренция:
На неоклассическом рынке существует минимальная взаимозависимость участников сделок.
Ситуация, когда решение о выборе одного индивида не зависит от решений других индивидов, и не влияют на них.
Критерии совершенной конкуренции:
ñ Наличие большого, потенциально-бесконечного числа участников сделок (продавцу и покуп.) - даже каждого не значительно в совокупном объеме сделок.
ñ Обмен осуществляется однородными продуктами.
ñ Покупатели обладают полной информацией о товарах.
ñ Возможность свободного выхода и входа на рынке, а у участников рынка отсутствует стимул слияния.
При совершенной конкуренции все товары становятся не специфическими, то есть им легко найти замену, а результат их использования будет тем же.
Homo oeconoriuicus.
Человек экономический должен быть:
- целерационален — ожидание определенного поведения внешнего мира и других людей и использования этого ожидания в качестве условий и средств, для достижения своей продуманной и рационально-продуманной цели.
- Утилитарным — то есть его действия подчинены максимилизации полезности.
- Должен использовать чувство эмпатии — в отношении к другим участникам. Человек должен уметь поставить себя на место другого участника и смотреть на обмен с его точки зрения.
- Доверие — в этом заключается предсказуемость поведения контрагента.
- Способность к интерпретативной рациональности — синтез перечисленных 4 способностей.
Таким образом, структура рынка близка к совершенно-конкурентной, ценообразование централизованно или носят локальный характер, информация доступна всем участникам. Все участники «человек экономический».
Парадигма неоклассики.
Парадигма — строго-научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающие черты действительности: исходно-концептуальная схема, модель постановки проблем и их решение методов исследования, господствующих в течении определений исторического периода в научном сообществе.
Жесткое ядро:
- Стабильное предпочтение.
- Рациональный выбор.
- Равновесие на рынках.
Защитный пояс:
- Права собственности остаются неизменными и четко определенными.
- Информация является совершенно-доступной и полной.
- Обмен между индивидами, обмен который удовлетворяет потребности происходит без издержек с учетом первоначального распределения.
Истоки институционализма.
Истоки И. Зародились в работах представителей исторической школы Германии и в работах Карла Маркса. Немецкая школа начала образоваться когда на территории Германии существовало около 40 гос-ств с закрытыми границами и высокими торговыми пошлинами. Что затрудняло торговлю и развитие экономики.
Главной идеей исторической школы были формул. Предшественники:
Адам Мюллер, Фридрих Лист.
Суть идеи:
- Особая роль истор. Метода в эконом. Науке.
- Характеристика политической экономики, как национальной.
- Учет влияния на национальное хозяйство не только эконом. Факторов, но и не эконом.факторов.
- Признание общественного интереса нации, выше личного интереса индивидуума.
Критика классиков:
- За абстракцией и либерализм.
- За идеал эконом. Устройства и роли эконом. Науки в нем.
Этапы развития:
1. 40-60 гг. (19в.) Старая историческая школа. Рошер, Брудно Гильдебран, Карл Книсс.
2. 70-90 гг. (19в.) Новая историческая школа. Брентано, Густов Штоллер, Карл Бюхер.
3. 1/3 (19 в.) Новейшая историческая школа. Бенер Зомбарт, Макс Вебер.
Представители исторической школы пологали, что экон.законы совершенно не похожи на природные и сделали вывод, что экономика не имеет универсального характера и зависит не только от экон-их, но и от не эконом. Факторов:
- географическое положение. (Африка, Европа зав. По разн.)
- особенности менталитета.
- Вера и его особенности.
- Особенности исторического развития.
- Особенности культуры.
- Особенности психологии.
Старый институционализм.
(20век, возник а США)
Активизировав анализ монополистических тенденций в экономике.
Институционализм — направление в экономике. Мысли, основанные на принципах того, что общественные обычаи регулируют хозяйство и экономическую жизнь.
Отличительной особенностью И. Является то, что в трактовке соц.-эконом. Явлений они исходят из определяющей роли не индивидуальной, а групповой психологией.
Объектом исследования является — институты.
Движущей силой экономики на ряду с материальными факторами так же считается моральные, духовные, правовые и др. факторы и просматриваемые в шт.ф.
Отличие И. От немец. Ист. Школы — немец. Авто находились под теор-ческим влиянием ученоо — А. Смитта и поддерживали принципы эконом.либерализма.
- историзм проявл. В немец.шк. В утверждение преимущественного естественного характера рыночных отношений и поддержке о равновесиях в экономике на всем протяжении развития чел. Общества.
- В немец. Школе не рассматриваются возможности реформирования в экономике на условиях ограничивания свободного предпринимательства.
Изменение методологии И. От классической школы
1. неудовлетворенность методом абстракции.
2. Стремление в интеграции в эконом. Теории с другими общественными науками.
3. Недостаточный эмпиризм и призывают к детальным, количественным исследованиям.
Эмпирические методы — установленные на практике.
В И. Обозначены 3 основных течения:
1. соц.-психологическое (технократическое) торстейн веблен. Смотрел на экономическое развитие с соц. И психологической стороны.
Веблен считал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения. Именно благодаря Веблену в экономическую теорию вошло понятие «престижное или показное потребление», получившее название «эффект (парадокс) Веблена».
2. Соц.-правовое (юридическое) Р. Комменс
Дж. Коммонс предложил «Теорию социальных конфликтов». По ней общество — совокупность профессиональных групп (рабочих, капиталистов. Законодательные правила регулируют равноправные сделки. Нередко в обществе происходят конфликты. Участники сделки — не индивиды, а профсоюзы и союзы предпринимателей. Контролируют приосходящее правовые структуры государства. Государство гарантировало выполнение обязательств по договору.
3. Конъектурно-статистическое (империко-прогнозтическое) У. Мидчел (1874-1948)
Пытался использовать статистический анализ для доказательства положений институционализма. Он исследовал природу экономических циклов, возглавлял (1920—1945) Национальное бюро экономических исследований, которое в тот период было ориентировано на сбор и классификацию фактических данных об экономических процессах, не претендуя на оценку экономической политики государства и разработку рекомендаций для него. Получили известность его работы посвященные индексам оптовых цен.
Неоинституционализм.
Неинституциональная экономика — оставляет неизменным жесткое ядро неоклассики и корректирует утверждение из защитной оболочки.
Основатели неоинституционализма — Рональд Коуз
Изменение защитной оболочки
рассматривается более широкий спектр форм собственности и контрактных форм на основе которых осуществляется обмен. На ряду с частной собственностью образуется акционерые, государственные, коллективные и сопоставляется их коллективность в обеспечивании сделок.
Теории:
1. Теория прав собственности (Коуз, Познер)
2. Теория оптимльного контракта (Стиблиц, Маккнил)
3. Теория государства, теории общественного выбора, конституционная экономика.
В неоклас. Модель вводится понятие «инф.издержки» - издержки на поиск и обработку информации.
4. Теория информации (Сттиглер)
Вводится понятие транссакционных издержек. (Коуз, Вильямсон). Издержки, не связанные с производством и не возникающие при совершении издержек.
Новая эконом. История — Норт
Возникла в результате применения теории и прав собственности для исторического анализа.
Новый институционализм.
Меняет жесткое ядро неоклассики.
1. Теория игр. (Джон Фон Неймон, Маргинштерн, Неш) нанесла удар по модели общего равновесия и сделала выводы:
а) может существовать несколько точек равновесия.
б) точки равновесия могут не совпадать с оптимумами Попаретта.
в) равновесие может не сущ.
2. Модель рационального выбора была подвергнута жесткой критике Саймоном, который создал теорию неполной рациональности.
Принцип оптимизации лежащий мод. Рацион. Модели заменяется на модель удовлетворенности.
3. Нов. Инстит. Экономикой ставится под сомнение экзогенной (внеш.) характер предпочтения и стабильности.
Экономика соглашений сформировалась в отдельное направление в 80ых во Франции.
Из представителей неоклассики, социологии, постмарксизской неоклас.регуляции, философии.
Метод экономической науки.
Методология — это общий подход к изучению экономических явлений, системы методов, приема анализов. Он основывается на методах.
Метод — совокупность приемов, принципов с помощью которых определяются пути достижения цели.
Анализ — расчленение явлений на отдельные элементы, исследование каждого элемента, как необходимой составной частью целого.
Синтез — явление первоначального изучается как состоящие из различных частей, а затем исследуется соединительных элементов в единое целое и делаются выводы.
Дедукция — метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными экономическими факторами.
Индукция — метод рассуждений, основанный на обобщении факторов.
Аналогия — метод, основанный на сравнительном решении по предложенной методики (по аналогии)
Позитивный — объясняет сущность происходящих экономических явлений на основе анализа реальных экономических параметров, описание и систематизация фактов, опыта, (на основе статистических данных например). Ставить целью построенные экономические модели, свободной от субъективных суждений. (отвечает на вопросы что есть? Как есть?)
Нормативный — оценочное суждение о том, какие изменения и тенденции являются желательными (как должно быть?)
Метод научной абстракции — мысленные отвлечения (абстрагирования) от некоторых сторон свойств явления и отыскивания главного, наиболее существенного. В результате абстрагирования вводятся экономические теории.
Диалектика — категория и общес. Рассматриваются как естественный исторический процесс, который определяется объективными закономерностями.
Сравнение — сравнение объектов экономического анализа во времени и пространстве.
Статистический — получение, обработка, отбор и анализ стат. Информации, что обеспечивает объективность экономического исследования.
Количественный (математический) — изучение закономерностей, тенденций, факторов экономического развития, типологий классификации, явлений и процессов, анализа внутрисистемных и межсистемных взаимосвязей. Основан на составлении систем числовых характеристик, изучаемых объектов, обработки данных показателей математическими методами.
Методы социального исследования и социальной психологии:
Моделирование — абстрактное отображение, изучаемых реальным явлений и процессов. Раскрывает эконом. Принципы, определяет качественные и количественные уровни развития экономики, которым необходимо стремиться.
Агрегирование — объединение по тому или иному признаку в единое целое, множество экономических явлений и процессов.
Экономическая категория — логичные понятия, представляющие собой теоретические выражения реальных условий жизни общества (товар, спрос, стоимость, цена, равновесие)