Основные характеристики рынка монополистической конкуренции
В данном разделе мы рассмотрим структуру рынка, при которой действуют многочисленные фирмы, продающие близкие, но не совершенные товары-заменители. Такую структуру рынка принято называть монополистической конкуренцией —монополистической в том смысле, что каждый производитель является монополистом над своим вариантом товара иконкуренцией — поскольку существует значительное число конкурентов, продающих подобные товары.
Основы модели монополистической конкуренции и само название были разработаны в 1933 г. Эдвардом Х. Чемберленом в работе "Теория монополистической конкуренции".
Основные черты монополистической конкуренции:
ñДифференциация продукции
ñБольшое количество продавцов
ñОтносительно низкие барьеры вхождения и выхода из отрасли
ñЖесткая неценовая конкуренция
Дифференциация продукции
Дифференциация продукции — ключевая характеристика данной рыночной структуры. Она предполагает наличие в отрасли группы продавцов (производителей), выпускающих близкие, но не однородные по своим характеристикам товары, т.е. товары, не являющиеся совершенными заменителями.
Дифференциация товаров может быть основана на:
ñфизических характеристиках товара;
ñместорасположении;
ñ"мнимых" различиях, связанных с упаковкой, торговой маркой, имиджем фирмы, рекламированием.
ñКроме того, иногда делят дифференциацию на горизонтальную и вертикальную:
ñвертикальная основана на делении товаров по качеству или какому другому схожему критерию, условно на "плохие" и "хорошие"(выбор телевизора — "Темп" или "Panasonic");
ñгоризонтальная предполагает, что при примерно равных ценах покупатель делит товары не на плохие-хорошие, а на соответствующие и не соответствующие его вкусу (выбор автомобиля — Volvo или Alfa-Romeo).
Создавая свой собственный вариант продукта, каждая фирма приобретает как бы ограниченную монополию. Существует только один производитель бутербродов Биг Мак, только один производитель зубной пасты Аквафреш, только один издатель журнала Экономическая школа и т.д. Тем не менее, они все сталкиваются с конкуренцией со стороны компаний, предлагающих товары-заменители, т.е. действуют в условиях монополистической конкуренции.
Дифференциация товаров создает возможность ограниченного влияния на рыночные цены, так как многие потребители сохраняют приверженность к конкретной марке и фирме даже при некотором повышении цен. Однако данное влияние будет относительно небольшим из-за схожести товаров конкурирующих фирм. Перекрестная эластичность по спросу между товарами монополистических конкурентов является достаточно высокой. Кривая спроса имеет небольшой отрицательный наклон (в отличие от горизонтальной кривой спроса при совершенной конкуренции) и также характеризуется высокой эластичностью спроса по цене.
37. Степень монопольной власти и антимонопольная политика.
Монопольная (рыночная) власть заключается в том, что фирма может влиять на цену (повышать) и получать экономическую прибыль путем ограничения объема производства и сбыта. Однако следует иметь в виду, что фирма, обладающая монопольной властью, не может бесконечно повышать цену своей продукции.
Степень (сила) монопольной власти ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию фирмы, которая зависит от следующих факторов: ценовой эластичности отраслевого спроса, количества фирм на рынке, характера взаимодействия между фирмами.
Ценовая эластичность отраслевого спроса – спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный (отраслевой) спрос. Монопольная власть является величиной, обратной ценовой эластичности спроса.
Количество фирм на рынке – чем больше фирм, тем более эластичным будет спрос на продукцию каждой из них и тем меньшая монопольная власть. Однако само по себе количество фирм еще не дает представления о степени монополизации рынка. Для такой оценки используются определенные показатели: коэффициент Лернера, коэффициент концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана.
Характер взаимодействия между фирмами – при жесткой конкуренции цены могут приблизиться к конкурентному уровню; при сговоре о ценах, ограничении производства, разделе рынка цены будут близки к монопольным.
Монополист на рынке обладает наиболее сильной экономической властью, так как он полностью контролирует весь объем выпуска товара и вследствие этого может повышать цену на свою продукцию. В связи с этим государство берет под контроль деятельность монополий, сдерживает их произвол.
Спрос на продукцию монополиста совпадает с рыночным (отраслевым), поэтому эластичность спроса является объективным фактором, ограничивающим рост цен.
Антимонопольная политика — это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.
Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:
ñпрямое регулирование цен;
ñналогообложение;
ñрегулирование естественных монополий.
Рассмотрим эти направления более подробно.
Прямое регулирование цен
Установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста приводит к модификации рыночной кривой спроса.
Рис. 5.14. Установление максимально допустимых цен
На рис. 5.14 D и MR — кривые спроса и предельного дохода нерегулируемой монополии, Рm — установленная государством цена.
Если монополист соблюдает введенное ограничение цен, его кривая спроса модифицируется и приобретает вид ломаной кривой PmAD, состоящей из двух отрезков: горизонтального PmA и убывающего AD. В соответствии с этим видоизменяется и кривая предельного дохода.
По определению, предельный доход представляет собой прирост совокупного дохода при изменении объема выпуска на единицу, т.е.
MR=(TR)`=(P*Q)`=P*(dQ/dQ) + Q*(dP/dQ),
MR= P+Q(dP/dQ).
Если объем выпуска монополиста меньше Q`, то действует установленная государством цена Pm, кривая спроса представлена горизонтальной линией и является абсолютно эластичной (dP/dQ=0). Следовательно, MR=P.
Если объем производства превышает Q`, то дополнительное количество продукции может быть продано лишь по более низким, чем Pm, ценам. Кривая спроса является убывающей, dP/dQ<0, и следовательно, кривая предельного дохода MRлежит на cегменте BF. При объеме производства, равном Q`, кривая предельного дохода имеет разрыв AB.
Рассмотрим, как подобная ситуация влияет на поведение монополиста (рис. 5.15).
Рис. 5.15. Сдвиг точки равновесия в условиях государственного регулирования цен
Предположим, что оптимальная цена нерегулируемой монополии установлена в точке P*, а оптимальный объем — в Q*. Если максимально допустимая цена (P`) будет выше оптимальной, то это не изменит решения фирмы относительно точки оптимума, но если P`
Если государство хочет стимулировать расширение производства монопольной фирмы еще больше (например, до уровня Q``), оно должно установить максимально допустимые цены на еще более низком уровне (в данном случае, до Р``). Минимальный уровень допустимой цены соответствует min SATC, поскольку при более низком уровне продолжение производства будет экономически нецелесообразно и фирма покинет отрасль.
Налогообложение
Другая форма государственного антимонопольного регулирования — налогообложение. Не вдаваясь в детальное описание всех существующих налогов на монополии, рассмотрим влияние на поведение фирмы-монополиста двух типов налогов:
ñпотоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма определяется объемом выпуска, и
ñпоушального, взимаемого независимо от объема выпуска.
Потоварный налог
Потоварный налог взимается на продажу сигарет, вино-водочных изделий, бензина. Данный налог является для монополиста частью переменных издержек, т.е. прибыль подсчитывается по формуле
п=TR-(TC+tQ),
а условие максимизации прибыли принимает вид
(п)`=0,
dTR/dQ=dTC/dQ+d(tQ)/dQ,
MR=MC+t,
где t — ставка потоварного налога.
Графически влияние потоварного налога на смещение точки оптимума монополиста представлено на рис. 5.16
Рис. 5.16. Установление потоварного налога на монополию
Пусть MC1 — кривая предельных издержек фирмы, Q1 и P1 — оптимальные объемы выпуска и цены до введения налогообложения.
Введение налога увеличивает дополнительные издержки фирмы на выпуск каждой дополнительной единицы продукции, т.е.MC2=МС1+t. Точка оптимального выпуска сокращается до Q2, цена вырастает до Р2 . Как следствие этого, совокупная прибыль фирмы уменьшается (монополист действует на эластичном отрезке кривой спроса, поэтому рост цены вызывает падение величины общих доходов фирмы, что в условиях возрастания совокупных издержек ведет к уменьшению прибыли).
Многие экономисты считают, что данный налог не может рассматриваться как подходящее средство контроля за монополиями, поскольку часть налогового бремени перекладывается на потребителя.
Группа паушальных налогов
Поскольку данная группа налогов взимается независимо от объема реализации, то в отличие от потоварных налогов, они являются частью постоянных издержек монополиста (например, стоимость патента или лицензии на исключительное право занятия определенным видом деятельности) и не влияют на величину предельных издержек.
В этом случае прибыль монополиста составит
п=TR-TC-g,
где g — ставка паушального налога за период времени (=const).
Условие максимизации прибыли записывается как
(п)`=0,
(TR)`=(TC)`,
MR=MC.
Таким образом, введение паушальных налогов не меняет оптимального объема и цены, однако величина прибыли, получаемой монополистом, сокращается. Данный налог нельзя переложить (даже частично) на покупателя через более высокие цены и меньший объем выпуска, как при потоварном налоге.
Налог на прибыль
Влияние налога на прибыль, цены и объем производства аналогично влиянию паушальных налогов. После уплаты налога на прибыль, точка оптимума монополиста остается той же, что и до уплаты налога. Это происходит потому, что налог основан на некотором определенном, фиксированном проценте прибыли и не изменяет объем, при котором MC=MR. Доказать это можно следующим образом.
Обозначим через t — ставку налога на прибыль (в %). Тогда условие максимизации чистой прибыли (т.е. прибыли за вычетом налога) может быть записано как:
max(пN )=TR-TC-t(TR-TC)=(100-t)(TR-TC),
(пN )`=(100-t)(MR-MC)=0.
Если ставка налога меньше 100%, т.е. t<100, то
(100-t)>0 и, следовательно, условие будет выполняться только при равенстве предельных издержек предельному доходу, MC=MR. Это и означает, что при налогообложении прибыли монополиста оптимальный объем и оптимальная цена остаются прежними. Вся тяжесть налогообложения падает на продавца. Это выгодно отличает этот вид налога от потоварных налогов и считается эффективным средством контроля за деятельностью монополий.
38. Экономическое обоснование прав собственности.
Итак, как можно обосновать необходимость установления прав собственности и почему индивидам выгодно соблюдать их, вести себя на основе нормы легализма? Во-первых, права собственности являются одним из институтов, снижающих неопределенность во взаимодействиях индивидов. В терминах теории игр снижение неопределенности происходит за счет выбора на основе зафиксированных прав собственности одного из исходов, когда равновесие по Нэшу либо отсутствует, либо не единственно 30. Убедимся в этом на простейшем примере двух пастухов, которые могут пасти свои стада на двух пастбищах, одно из которых менее плодородно. Запасы кормов на любом из пастбищ не позволяют выпасать одновременно оба стада31:
Очевидно наличие в данной ситуации проблемы координации, так как существует два равнозначных с точки зрения оптимальности по Парето исхода. Институциональных решений, фиксирующих один из исходов (4, 8) или (8, 4), может быть несколько. Самое простое заключается в применении правила, закрепляющего приоритет в использовании пастбища за тем пастухом, который первым привел на него стадо (first came — first served). Распределение редкого ресурса (пастбища) по порядку прибытия отражает
один из принципов, которые лежат в основе функционирования института очереди32. Однако использование института очереди не снижает, а усиливает неопределенность пастухов в момент принятия решения, на какое пастбище вести стадо. Кроме того, неопределенность будет воспроизводиться каждый раз при выборе пастбища и в дальнейшем.
Альтернативным решением будет установление прав собственности на пастбище: скажем, 1-й пастух становится собственником первого пастбища, а 2-й — второго. Даже учитывая асимметричность такого решения с точки зрения полезности пастухов, в интересах обоих признать и уважать право собственности. Действительно, сравним полезность 2-го пастуха, получающего менее плодородное пастбище, до и после введения прав собственности. До установления прав собственности 2-й пастух, если он ведет стадо на первое пастбище, получает 2Р1 + 8(1 — P1) = 8 — 6P1 если он ведет стадо на второе пастбище: 4Р1 + 1( i — Р1) = 3Р1 + 1. Далее, учитывая вероятность выбора 2-м пастухом первого пастбища, Р2 , получим EU= P2 (8-6P1 ) + (1 - Р2)(3Р2 + 1), в обычном случае Р1 = Р2 = 1/2, что дает EU=33/4. После же установления прав собственности 2-му пастуху гарантирован выигрыш, равный 4, 4 > 3 3/4.
Особое внимание следует уделить объяснению низких выигрышей обоих пастухов в случае использования ими одного и того же пастбища одновременно. Эта ситуация хорошо иллюстрирует «трагедию общественной собственности», заключающуюся в нерациональном, вплоть до варварского, использовании ресурсов, находящихся в открытом доступе 33. К истощению ресурсов, находящихся в открытом доступе, приводит несоответствие частных и общественных издержек их использования. Иными словами, при отсутствии четко установленных прав собственности на ресурс его использование связано с возникновением отрицательных внешних эффектов, или экстерналий 34. Рассмотрим в качестве примера модель, описывающую использование пастбища двумя пастухами одновременно. Пусть в модели задействованы лишь два фактора производства — земля и труд пастухов. Тогда результат использования пастбища может быть отражен с помощью рис. 8.1 35.
Предположим, что дополнительная единица труда приложена к пастбищу, т.е. на уже занятое 1-м пастухом пастбище привел свое стадо 2-й. В этом случае дополнительная единица труда производит Q/L продукции (поголовья скота), где L — общий объем трудозатрат. Одновременно дополнительная единица трудаснижает
Рис. 8.1
VMP= dQ/dL — график предельного продукта; VAP= Q/L — график
среднего продукта; W0 — альтернативная стоимость труда пастухов
(рыночная заработная плата при альтернативной занятости)
средний продукт, оба эффекта — увеличение общего объема производства и снижение среднего продукта — отражены на графике предельного продукта VMP. Если пастбище находится в частной собственности, то собственник учитывает оба эффекта, его частные издержки совпадают с социальными. При этом использование пастбища будет остановлено на уровне М затрат труда, именно в этой точке рента от использования пастбища, соответствующая площади треугольника А, будет максимальна. Если же пастбище находится в открытом доступе, то его использование будет продолжено до уровня трудозатрат L, когда стоимость среднего продукта сравняется с альтернативной заработной платой. Однако при этом рента исчезает (площадь фигуры В равна площади фигуры А). Подводя итог, отметим, что установление прав собственности соответствует интересам экономических агентов как минимум по двум причинам: снижается неопределенность в их взаимодействиях и оптимизируется использование ресурсов.