Какие факторы влияют на предложение?
Факторы, оказывающие влияние на предложения:
lизменение цен на факторы производства;
lтехнический прогресс;
lсезонные изменения;
lналоги и субсидии;
lожидания производителей;
lизменение цен на сопутствующие товары.
Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.
При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения на графике сдвигается.
Равновесие на рынке.
Наука экономики выработала различные понятия, выявила многие законы и тенденции, среди которых немаловажное значение имеет такое понятие, как равновесие рынка, также именуемое экономическим равновесием. Необходимо отметить, что выражается равновесие рынка в полном балансе, существующем между предложением и спросом. Так, для того, чтобы констатировать наличие экономического равновесия, необходимо, чтобы спрос на существующий товар был равен предложению его же продавцов.
Объем товара и его стоимость именуют как равновесную. Также ее называют стоимостью рыночного клиринга. Такое рыночное равновесие следует характеризовать равновесным объемом и равновесной ценой.
Существуют различные методы и средства, с помощью которых достигается такое равновесие или баланс на рынке. Причем данные механизмы функционируют вне зависимости от того, какой именно товар продается или какая именно услуга исполняется. Так, в том случае, если на рынке имеется слишком большое количество определенного товара, формируются его излишки, это скажется на стоимости. Продавцы не смогут его реализовать, будет падать спрос на товар по причине наличия альтернативных предложений. В таком случае они будут вынуждены снижать стоимость данного товара. Именно это обстоятельство обусловит или может обусловить увеличение спроса на товар. С другой стороны, нехватка того или иного товара обуславливает повышение на него стоимости.
Существуют различные критерии разделения равновесия. Так, оно бывает неустойчивым и устойчивым. В частности, устойчивым называют такое состояние равновесия, которое появляется после того, как равновесие рынка нарушается, но спустя некоторое время устанавливаются прежние равновесные объем и цена. В том же случае, если после такого сбоя равновесия рынка равновесные цена и объем нарушаются и приходят новые показатели, такое равновесие следует считать неустойчивым.
Эластичность спроса.
Эластичность спроса непосредственно зависит от изменения влияющих факторов. Определенные изменения вызывают изменения в потреблении товаров и услуг, и это указывает на эластичность спроса, а если влияющие на спрос факторы не вызывают существенных изменений непосредственно в рыночном спросе, то эластичность спроса не имеет места. Если при повышении цены на товар спрос не меняется, то он не эластичный. Если же изменения превышают изменения цены, то спрос эластичный. Эластичность спроса существенно влияет на доходы предприятия-производителя товара. Если она меньше единицы, то при повышении цены на товар доходы увеличиваются, но если она больше единицы, то повышение цены на товар негативно влияют на уровень доходов. Экономисты используют эластичность спроса для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным. Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.
Эластичность предложения.
Эластичность предложения по цене— показатель, отражающий степень чувствительности предложения к изменению цены предлагаемого товара.
Рассмотрим следующие три случая, соответствующие графикам S1, S2, S3. Первый случай (предложение представлено линией S1,) — ситуация, когда объем предложения товара остается практически неизменным вне зависимости от изменения цены. В этом случае имеет место неэластичное предложение. Примером рынка, для которого характерно неэластичное предложение, может служить рынок свежей рыбы. Ведь продать ее необходимо в любом случае при любой цене, иначе этот товар просто испортится и его будет вовсе невозможно реализовать. Второй случай (график предложения выглядит как линия S2) — ситуация обратная первой. Здесь незначительное изменение цены товара вызывает значительное изменение объема предложения, т. е. речь идет об эластичном предложении. Третий, промежуточный, случай (линия S3) — изменение цены товара полностью компенсируется изменением объема предложения. Здесь имеет место предложение с единичной эластичностью.
Ценовую эластичность предложения можно оценить количественно, с помощью коэффициента ценовой эластичности предложения. Коэффициент ценовой эластичности предложенияESP рассчитывается так же, как и коэффициент ценовой эластичности спроса EDP, только вместо величин спроса берутся величины предложения:
где Q1 и Q2 — первоначальный и текущий объем предложения; Р1 и Р2 — первоначальная и текущая цена. Обратите внимание, что здесь сразу применена формула центральной точки.
В зависимости от значения коэффициента эластичности предложения выделяют:
• неэластичное предложение (график S1): значительное процентное изменение цены приводит к незначительному процентному изменению объема предложения; коэффициент эластичности предложения меньше 1;
• эластичное предложение (график S2): незначительное процентное изменение цены товара вызывает значительное воздействие на объемы предложения; коэффициент эластичности предложения больше 1;
• предложение с единичной эластичностью (график S3): изменение цены товара, выраженное в процентах, в точности компенсируется аналогичным процентным изменением объема предложения; коэффициент эластичности предложения равен 1;
• абсолютно эластичное предложение (график S4): возможно существование только одной цены, при которой товар будет предлагаться для продажи; коэффициент эластичности стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от производства товара (если цена понижается), либо к неограниченному увеличению предложения (если цена повышается);
• абсолютно неэластичное предложение (график S5): как бы ни изменялась цена товара, в данном случае его предложение будет постоянным (одинаковым); коэффициент эластичности равен нулю.
Эластичность предложения по цене определяется рядом факторов, наиболее весомые из которых следующие:
1. Эластичность предложениям тем выше, чем больше возможности длительного хранения товара и чем ниже издержки его хранения.
2. Предложение товара будет эластично, если технология производства позволяет производителю быстро увеличить объемы выпуска в случае роста рыночной цены на его продукцию или столь же быстро переориентироваться на производство какой-либо другой продукции в случае ухудшения рыночной конъюнктуры и снижения цены товара.
3. Степень эластичности предложения зависит от фактора времени: чем больше у производителя времени «приспособиться» к новым рыночным условиям, связанным с изменениями цены, тем эластичнее предложения.