Классификация рынков и рыночная инфраструктура
Рынок имеет сложную структуру, охватывая своим влиянием все сферы экономики.
В экономической литературе выделяется более десятка критериев для характеристики структуры и системы рынка, его классификации. Рассмотрим некоторые из них.
По экономическому назначению объектов рыночных отношений: Рынок товаров и услуг (потребительский рынок); Рынок ценных бумаг; Рынок труда (рынок рабочей силы); Рынок и валюты; Рынок информации; Рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау).
По товарным группам: Рынки товаров производственного назначения; Рынки потребительских товаров (например, продовольствия); Рынки сырья и материалов и т.д.
По географическому положению: Местные (локальные) рынки; Региональные рынки; Национальный рынок; Мировой рынок.
По субъектам или их группам: Рынок покупателей; Рынок продавцов; Рынок государственных учреждений; Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.
По степени ограничения конкуренции: Монопольный рынок; Олигопольный рынок; Рынок монополистической конкуренции; Рынок совершенной конкуренции.
По уровню насыщения: Равновесный рынок; Дефицитный рынок; Избыточный рынок.
По степени зрелости: Неразвитый рынок; Развитый рынок; Формирующийся рынок.
По соответствию законодательству: Легальный (официальный) рынок; Нелегальный
По характеру продаж: Оптовый рынок; Розничный рынок.
По характеру ассортимента товаров: Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя; Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей; Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей; Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
По отраслевому признаку: Рынок автомобилей; Рынок нефти; Рынок компьютерной техники и т.д.
В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты. Сегментация рынка – это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов.
Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система таких учреждений, предприятий, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру.
Основными элементами инфраструктуры рынка в современных условиях являются:
1)биржи 2)аукционы 3)кредитная система 4)эмиссионная система 5)система регулирования занятости населения 6) специальные зоны свободного предпринимательства 7)информационные технологии и средства деловой коммуникации 8)налоговая система 9)система страхования различных рисков и страховые компании; 10)специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации 11)торговые палаты 12)таможенная система; 13)профсоюзы 14)коммерческо-выставочные комплексы; 15)система высшего и среднего экономического образования; 16)аудиторские компании 17)консультативные компании;
К основным функциям инфраструктуры рынка относят:
1)облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов, экономия средств и снижение издержек в ходе проведения различных операций; 2)повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности; 3)организационное оформление рыночных отношений;
4)облегчение юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования хозяйственной деятельности.BARIN™
25)Роль государства в рыночной экономике. Методы регулирования рынка.
Рыночная экономика – тип функционирования экономической системы, в котором рыночные отношения пронизывают все фазы общественного производства, а не только фазу обмена.
У рыночного механизма есть свои преимущества и недостатки. Преимущества рынка:
- эффективное распределение ресурсов
- возможность успешного функционирования рыночной экономики при наличии весьма ограниченной информации о ценах и издержках производства
- высокая приспосабливаемость, гибкость к изменяющимся условиям в соответствии с общественными потребностями
- оптимальное использование достижений НТП
- свобода выбора действий предпринимателей и потребителей
Отрицательные черты (недостатки):
- рынок не способствует сохранению невоспроизводственных ресурсов
- не имеет механизма защиты окружающей среды
- рынок не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству
- рынок не создает стимулы для производства товаров коллективного пользования (строительство дорого, общественный транспорт и …)
- не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает справедливого перераспределения доходов
- не обеспечивает фундаментальный исследований в науке и …
Все эти отрицательные черты порождают вмешательство государства в рыночную экономику. Функции государства в рыночной экономике:
1) создает правовую основу для принятия экономических решений. С помощью принятых законом государство определяет права собственности, регулирует предпринимательскую деятельность
2) стабилизация экономики: осуществляется путем проведения антициклической политики с помощью как экономических, так и административных рычагов
3) государство обеспечивает социально-ориентированное распределение ресурсов, т. е. направлено на удовлетворение общественных потребностей. Оно осуществляется путем организации производства продукции, которым не занимается частный сектор: государство создает условия для развития с/х связей, транспорта, благоустройство городов; определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику; формирует программы развития здравоохранения, образования
4) государство обеспечивает социальную защиту и социальные гарантии: это заключается в: гарантировании минимальной з/п; пенсиях по старости, инвалидности, пособия по безработице, различные виды помощи малоимущим; осуществлении индексации фиксированных доходов с ростом цен. BARIN™
Переходные экономики.
Необходимость реформирования экономики бывших соц.стран назрела давно.
Переход от одной соц.-эк.системы к другой – весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. Таким образом процесс становления современной рыночной экономики требует времени, в течение которого будет существовать переходная экономика, сочетающая в себе черты административно-командной и рыночной систем.
Осн.черты переходной экономики:
1)Для пер.эк. характерны изменчивость, нестабильность, носящие ‘безвозвратный’ характер
2)Характерно существование особых переходных экономических форм
3)Присущ характер противоречий
4)Характерная черта-историчночть, что обусловлено особенностями экономического развития отдельных стран.
Особенности функционирования переходной экономики:
1)Первая особенность связана с преемственностью воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, желательными
2)Интенсивное развитие всех новых форм и отношений BARIN™
28)Спрос.Закон спроса.величина спроса.Неценовые факторы спроса
Спрос – форма выражения потребности, представленная на рынке и обеспеченная деньгами.
Закон спроса: чем выше цена на товар, тем меньше покупателей, готовых его приобрести, т. е. меньше спрос. Каждая точка на кривой Д показывает количество продукции, которое могут купить потребители по данной цене.
Главный фактор, влияющий на уровень спроса – цена.
Обратная зависимость между спросом и ценой: цена снижается – увеличивается число покупателей; по мере удовлетворения потребности потребители будут приобретать дополнительные единицы продукции только в том случае, если цена на него снижается; если цена на один товар снижается при постоянстве цен на другие товары и постоянстве дохода потребителя, то подешевевший товар будет приобретаться чаще, причем потребитель не будет отказывать себе в приобретении другого товара; покупатель будет стремиться приобретать подешевевший товар вместо аналогичного, цена на который остается прежней.
Индивидуальный спрос – спрос отдельного покупателя, индивида. Кривая спроса – выпуклая.
Рыночный спрос – общий спрос потребителей предъявленный на рынке на определенный товар. Кривая спроса – вогнутая.
Неценовые факторы спроса: вкусы потребителей, доход потребителя, число потребителей на рынке, цены на сопряженные товары, инфляционные ожидания, ожидание изменения дохода потребителя.
Равновесная цена – цена такого уровня, при котором достигается соответствие спроса и предложения, а объем производства при этой цене - равновесный объем. Если на рынке не совпадают интересы покупателей и производителей, то образуется либо дефицит продукции (заниженная цена), либо излищек продукции (завышенная цена).
Рыночное равновесие – явление временное, т. к. под действием неценовых факторов постоянно происходит либо увеличение, либо уменьшение объемов спроса и предложения.
Нарушения рыночного равновесия:
1) Предложение прежнее, спрос либо растет, либо снижается
2) Спрос прежний: предложение либо растет, либо снижается
BARIN™
29)Предложение.Закон предложения.
Предложение – количество продукции, предложенное на рынке.
Закон предложения: чем выше цена, тем выше предложение на уровень продукции. Прямая зависимость между предложением и ценой.
Каждая точка на кривой предложения показывает какую цену надо заплатить за единицу товара для каждого его количества, чтобы данное количество продукции было произведено и предложено на рынке.
Кроме цены на предложение влияют и неценовые факторы. Под их влиянием кривая предложения будет сдвигаться вправо вниз – предложение растет, и влево вверх – предложение падает.
Неценовые факторы: издержки производства; применяемые технологии производства; налоги; количество производителей; ожидание изменения цены на созданную продукцию.
Равновесная цена – цена такого уровня, при котором достигается соответствие спроса и предложения, а объем производства при этой цене - равновесный объем. Если на рынке не совпадают интересы покупателей и производителей, то образуется либо дефицит продукции (заниженная цена), либо излищек продукции (завышенная цена).
Рыночное равновесие – явление временное, т. к. под действием неценовых факторов постоянно происходит либо увеличение, либо уменьшение объемов спроса и предложения.
Нарушения рыночного равновесия:
3) Предложение прежнее, спрос либо растет, либо снижается
4) Спрос прежний: предложение либо растет, либо снижается
BARIN™