Сущьность и агенты общественного производства.
Формой выражения эко-ой дея-ти людей явл. общественное производство. Общественное производство -это сфера человеческой дея-ти, направленная на преобразование продуктов природы в соответствии с потребностями людей. Общественное производство играет ведущую роль в видах человеческой дея-ти:
1. Оно доставляет человеку материальные блага и услуги, без чего невозможна жизнь.
2. Форма и структура производства, уровень его развития определяют социальную структуру общества, характер политических и идеологических отношений.
3. Импульсы развития человеческого общества исходно возникают в производстве. Здесь рождается система противоречий, разрешение которых и есть движение к цивилизации.
В современных условиях существует несколько подходов к понятию «общественное производство». Одни считают, что это дея-ть по созданию материальных благ, т.е. это преобразование продуктов природы, создание эко-ого блага. Другие подходят более широко, т.е. к производству они относят дея-ть человека, результат которой полезен для человека.
Организацию общественного производства рассматривают в двух аспектах.
1. Неэко-кий. Суть его в том, что между затратами и результатами существует только технологическая связь, т. е. затраты осуществляются ради получения результата.
2. Эко-кий. Суть данного аспекта заключается в том, что затраты сопоставляются с результатами. Принцип в том, что необходимо произвести максимум результата с минимальными затратами.
Однако для эко-ого аспекта количественных сопоставлений еще недостаточно. Необходимо результат, полученный с наименьшими затратами, сопоставить с реальными потребностями людей. Следовательно, эффективное общественное производство предполагает взаимосвязь: максимум результата - минимальные затраты - реальные потребности людей. Для организации общественного производства необходимы определенные условия.
В наиболее широком смысле общественное производство -это общественная комбинация работников и средств производства.
Определяющая роль в этой комбинации принадлежит работникам, которых в ЭТ называют эко-ими агентами.
Эко-кие агенты - это физические и юридические лица, осуществляющие определенную форму эко-кой дея-ти и занимающие определенные места в системе эко-их отношений общества.
Физические лица - это все дееспособные люди, осуществляющие в той или иной форме эко-кую дея-ть. Причем физические лица могут явл. индивидуальными производителями, учредителями предприятий, а также просто работниками по контракту.
Однако в соответствии с законодательством отдельные категории физических лиц не имеют права заниматься предпринимательской дея-тью.
Так, лицам органов гос-ной власти и гос-ого управления запрещается:
- заниматься самостоятельной предпринимательской дея-тью;
- иметь в собственности предприятия;
- самостоятельно или через представителей голосовать принадлежащими им акциями.
- занимать должность в правлении хозяйственных организаций.
Юридические лица - это объединения людей и имущества с целью производства материальных благ и услуг в рамках определенной каоперации труда.
Признаком юридического лица явл. участие его учредителей в формировании его имущества.
В этой связи учредители могут иметь либо обязательственные права по отношению к юридическому лицу, либо вещные права на его имущество.
Различают несколько групп юридических лиц:
1. Юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права- это товарищества, производственные и потребительские кооперативы.
2. Юридические лица, на имущество которых их участники имеют право собственности - это гос-ные и муниципальные унитарные предприятия, а так же дочерние предприятия.
3. Это юридические лица, по отношению к которым их участники не имеют имущественных прав - общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, объединения (ассоциации, союзы).
Эко-кие агенты рассматриваются в различных аспектах и на различных уровнях.
1) С т.з. общественного производства в целом - это личные факторы производства, представленные определенной формой кооперации труда: простая кооперация, мануфактура, фабрика, корпорация, общенародная кооперация.
2) С т.з. рыночной экономики - это домохозяйства, фирмы и государство. Их характеристику мы дадим в теории рыночной экономики.
3) С т.з. предпринимательства различают четыре группы агентов (или субъектов):
а) предприниматели, т.е. люди, имеющие собственность или арендованное имущество и осуществляющие предпринимательскую дея-ть. Их цель - получение прибыли;
б) наемные работники, т.е, люди, заключающие трудовой контракт с предпринимателями, собственники ресурса труд. Их цель - получение дохода в форме зарплаты;
в) потребители, т.е. это все те, кто получает доход в той или иной форме и покупает на рынке товары и услуги. Их цель — рационализация дохода и потребления;
г) государство как агент предпринимательской дея-ти выступает в двух аспектах:
- социально-экономическом, т.е. создание правовых и эко-их условий функционирования всех других агентов;
- конкретно-экономическом, т.е. государство само явл. предпринимателем, осуществляя ту или иную форму предпринимательской дея-ти.
Цель - создание условий для стабильности эко-ого развития и обеспечения эко-ого роста.
4) С т.з. конкурентных организационно-правовых форм организации эко-кой дея-ти выделяют агентов, которые занимаются коммерческой дея-тью, т.е.
коммерческие агенты, ставящие цель - получение прибыли. К ним относятся:
- индивидуальное предпринимательство;
- товарищество (полное и командное, на вере);
- хозяйственные общества (акционерные общества открытого и закрытого типа, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, производственный кооператив и государственные и муниципальные предприятия)
Некоммерческие агенты, т.е. которые не ставят цели получения прибыли. К ним относят потребительские кооперативы, организации и учреждения, фонды, ассоциации, объединения.
Все агенты взаимодействуют между собой, составляя тот или иной тип хоз-ого механизма, в котором эко-кие связи между агентами формируются как система эко-их отношений в процессе производства, распределения, обмена и потребления материал. и духовных благ.