Метод эко-ого моделирования. Графики и их роль в ЭТ.

На современ­ном этапе ЭТ в связи с развитием НТР, а также системы новых наук, особенно математического цикла, ши­роко используются методы эко-ого моделирования.

Эко-кая модель - это формализованное описание эко­-ого процесса, структура которого определяется как объек­тивными свойствами, так и субъективным целевым характером ис­следования.

Возникновение моделей связано с потерей или недостатком части информации по данной проблеме. Известные величины, вво­димые в модель, называются экзогенными, а величины, кото­рые мы получаем в рамках модели, - эндогенными.

С одной стороны, они воспроизводят модель реального мира в определенных условиях, а с другой - служат средством его преобра­зования в соответствии с ранее поставленными целями.

Простейшее моделирование - это моделирование в 2-мерном пространстве — при помощи графиков. Здесь два условия — аргумент (независимая переменная величина, от из­менения которой зависит изменение другой величины, которая назы­вается функцией) и функция (зависимая переменная величина, которая изменяется в зависимости от изменения аргумента).

Простейшие линейные зависимости между аргументом и функцией можно изобразить графически.

1. Если с увеличением аргумента значение функции растет, то наклон графика называют положительным.

2.Если с изменением аргумента значение функции не меняется, то она имеет нулевой наклон.

3. Если с увеличением аргумента значение функции уменьшается, то наклон графика отрицательный.

4. Если одному и тому же значению аргумента соответствует бесконечное значение функций, то наклон функции равен бесконечности.

Это линейные зависимости. Однако в жизни эти зависимости

имеют более сложный характер и на графике изображаются кривыми. Для того чтобы определить наклон функции в данной точке,

необходимо провести к ней касательную (рис. 7а, б).

У

Метод эко-ого моделирования. Графики и их роль в ЭТ. - student2.ru Метод эко-ого моделирования. Графики и их роль в ЭТ. - student2.ru

Рис. 7

Далее. Наклон функции может меняться, переходя с положи­тельного в отрицательный и наоборот (рис. 8а, б).

Метод эко-ого моделирования. Графики и их роль в ЭТ. - student2.ru Метод эко-ого моделирования. Графики и их роль в ЭТ. - student2.ru

Рис. 8

Таким образом, мир эко-ких моделей многообразен.

Наконец, одним из методов эко-ого познания является эко-кий эксперимент - это искусственное воспроизведение эко-ого явления с целью его изучения в реальных условиях и для практического применения.

ЭТ только тогда имеет реальную ценность, если она проверена и подтверждена практикой. Эксперименты могут проводиться на микро- и макроуровне. Так, на микроуровне это, на­пример, эксперименты Р. Оуэна, Тейлора, Форда, Мена; на макро­уровне - народнохозяйственное планирование в СССР, новый курс Рузвельта, шоковая терапия Бальцеровича и т. д.

Таким образом, мы изучили в общем плане динамику развития и использования методов эко-ого познания.

В заключение следует сказать, что при использовании любого метода, приема, модели необходимо соблюдать общие принципы исследования.

Во-первых, это правило «Прочих равных условий», т. е. на яв­ление воздействуют многие факторы. Для того чтобы определять влияние данного фактора, нужно принять условие, что другие фак­торы явл.неизменными.

Во-вторых, нельзя допускать ошибок типа «вследствие того», т. е. различные факторы, воздействующие на данное явление, могут приводить к одному и тому же результату, но нельзя делать вывод, что этот результат получен вследствие действия одного какого-то фактора, не проверив воздействие остальных.

В-третьих, нужно избегать «ошибок композиций вывода», т. е. то, что характерно для части явлений, процесса, автоматически рас­пространять на целое.

Задачи и функции ЭТ.

Категория «цель» - явление общественное. Она представляет собой осознанные потребности общества. Именно осознанные по­требности явл. основой дея-ти людей.

Что касается цели общественного производства, то таковой явл. осознанная потребность производства материальных и ду­ховных благ, необходимых для существования людей.

Данная цель предполагает эко-кую дея-ть.

Выделяют две группы целей:

а) актуальные - это цели, средства реализации которых име­ются в наличии и реализуются на данном этапе развития общественного производства;

б) потенциальные - это цели, средства реализации которых в настоящее время отсутствуют, но которые вполне определены тенденциями, закономерностью развития производительных сил.

Однако в конкретно-исторических условиях общая цель реа­лизуется через конкретные формы. Сегодня конкретными целями являются:

1. Обеспечение эко-ого роста, т.е. больше и лучше производить различных товаров и услуг, повышать уровень жизни людей.

2. Полная занятость, т е. подходящее по способностям и же­ланию занятие должен иметь каждый.

3. Эко-кая эффективность. Нужно добиваться роста не любой ценой, а при минимуме издержек используемых ограничен­ных ресурсов.

4. Стабильный уровень цен, т.е. нужно избегать значительно­го повышения или снижения цен, т. е. инфляции и дефляции.

5. Эко-кая свобода, т.е. управляющие предприятиями, рабочие, потребители должны обладать свободой в своей экономи­ческой деятельности.

6. Справедливое распределение доходов, т.е. ни одна группа не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши.

7. Эко-кая обеспеченность, т.е. необходимо обеспе­чить нормальное существование хронически больных,, нетрудоспо­собных, недееспособных, престарелых и др. иждивенцев.

8. Торговый баланс, т.е. нужно стремиться к поддержанию разумного баланса международной торговли и финансовых сделок.

9. Нужно сохранить для людей среду обитания.

Осуществление этих целей не так просто. Дело в том, что в ходе их реализации одна вступает в противоречие с другой (напри­мер, эко-кий рост и справедливое распределение доходов). Нужно всегда находить оптимальный вариант.

Средства реализации эко-ких целей общества совер­шенствовались в процессе его развития.

Если на раннем этапе, в период присваивающего хо­зяйства, таким средством выступала сама природа, т. е. продукты природы, окружающие человека, то в период воспроизводящего - уже эко-кая дея-ть людей, заключающаяся в преобразовании природы в соответствии с потребностями людей.

Если в начале эко-кой дея-ти главным средст­вом реализации цели были физические и умственные способности человека, то постепенно решающая роль переносится на средства производства.

В современных условиях это механические и автоматические системы машин, информация, информационные системы.

Таким образом, средства реализации цели общества все более обособляются, овеществляются.

Именно поэтому для него характерны две черты:

а) изнашиваемость (физическая и моральная), в результате че­го средства производства теряют свое качество средства. Возникает понятие «затраты, издержки» общества на реализацию целей;

б) ограниченность средств достижения целей. Именно поэтому общество вынуждено осуществлять выбор целей, ограничивая их определенным уровнем, делить их на актуальные и потенциальные.

Реализуя цели производства, ЭТ выполняет определенные функции в обществе.

Различные авторы выделяют различное количество функций. Можно выделить следующие функции:

1. Научно-познавательная.

Здесь выделяют два аспекта:

а) Анализируя действительность, оперируя фактами, положе­ниями, доказательствами, экономическая теория вырабатывает науч­ные концепции;

б) В положениях, концепциях раскрываются категории, зако­ны, закономерности развития экономики, что позволяет познавать сущность производства, распределения, обмена и потребления.

2. Критическая.

ЭТ всегда в процессе исследования стал­кивается с различными подходами, суждениями, решениями. Поэто­му, формируя ту или иную концепцию, ЭТ долж­на критически подходить к существующим положениям, доказывая им их несостоятельность или общественную ценность.

3. Хозяйственно-практическая ( прагматиче­ская).

ЭТ должна давать реальные результаты, стимулируя через свои концепции развитие обществен­ного производства.

ЭТ призвана вооружать методом решения тех или иных экономических проблем.

4. Прогностическая.

Изучая и систематизируя эко-кие процессы, раскрывая эко-кие законы, категории, закономерности, ЭТ позволяет прогнозировать эко-кое развитие, что дает возможность полнее учитывать потребности общества и более ра­ционально использовать ограниченные ресурсы.

5. Методологическая.

ЭТ явл. основой, ко­торая позволяет определить позицию каждого субъекта, направлен­ность общественного развития, в зависимости от которого конкретные проблемы получа­ют определенную оценку, имеют конкретную значимость для людей.

Наши рекомендации