Метод эко-ого моделирования. Графики и их роль в ЭТ.
На современном этапе ЭТ в связи с развитием НТР, а также системы новых наук, особенно математического цикла, широко используются методы эко-ого моделирования.
Эко-кая модель - это формализованное описание эко-ого процесса, структура которого определяется как объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.
Возникновение моделей связано с потерей или недостатком части информации по данной проблеме. Известные величины, вводимые в модель, называются экзогенными, а величины, которые мы получаем в рамках модели, - эндогенными.
С одной стороны, они воспроизводят модель реального мира в определенных условиях, а с другой - служат средством его преобразования в соответствии с ранее поставленными целями.
Простейшее моделирование - это моделирование в 2-мерном пространстве — при помощи графиков. Здесь два условия — аргумент (независимая переменная величина, от изменения которой зависит изменение другой величины, которая называется функцией) и функция (зависимая переменная величина, которая изменяется в зависимости от изменения аргумента).
Простейшие линейные зависимости между аргументом и функцией можно изобразить графически.
1. Если с увеличением аргумента значение функции растет, то наклон графика называют положительным.
2.Если с изменением аргумента значение функции не меняется, то она имеет нулевой наклон.
3. Если с увеличением аргумента значение функции уменьшается, то наклон графика отрицательный.
4. Если одному и тому же значению аргумента соответствует бесконечное значение функций, то наклон функции равен бесконечности.
Это линейные зависимости. Однако в жизни эти зависимости
имеют более сложный характер и на графике изображаются кривыми. Для того чтобы определить наклон функции в данной точке,
необходимо провести к ней касательную (рис. 7а, б).
У
Рис. 7
Далее. Наклон функции может меняться, переходя с положительного в отрицательный и наоборот (рис. 8а, б).
Рис. 8
Таким образом, мир эко-ких моделей многообразен.
Наконец, одним из методов эко-ого познания является эко-кий эксперимент - это искусственное воспроизведение эко-ого явления с целью его изучения в реальных условиях и для практического применения.
ЭТ только тогда имеет реальную ценность, если она проверена и подтверждена практикой. Эксперименты могут проводиться на микро- и макроуровне. Так, на микроуровне это, например, эксперименты Р. Оуэна, Тейлора, Форда, Мена; на макроуровне - народнохозяйственное планирование в СССР, новый курс Рузвельта, шоковая терапия Бальцеровича и т. д.
Таким образом, мы изучили в общем плане динамику развития и использования методов эко-ого познания.
В заключение следует сказать, что при использовании любого метода, приема, модели необходимо соблюдать общие принципы исследования.
Во-первых, это правило «Прочих равных условий», т. е. на явление воздействуют многие факторы. Для того чтобы определять влияние данного фактора, нужно принять условие, что другие факторы явл.неизменными.
Во-вторых, нельзя допускать ошибок типа «вследствие того», т. е. различные факторы, воздействующие на данное явление, могут приводить к одному и тому же результату, но нельзя делать вывод, что этот результат получен вследствие действия одного какого-то фактора, не проверив воздействие остальных.
В-третьих, нужно избегать «ошибок композиций вывода», т. е. то, что характерно для части явлений, процесса, автоматически распространять на целое.
Задачи и функции ЭТ.
Категория «цель» - явление общественное. Она представляет собой осознанные потребности общества. Именно осознанные потребности явл. основой дея-ти людей.
Что касается цели общественного производства, то таковой явл. осознанная потребность производства материальных и духовных благ, необходимых для существования людей.
Данная цель предполагает эко-кую дея-ть.
Выделяют две группы целей:
а) актуальные - это цели, средства реализации которых имеются в наличии и реализуются на данном этапе развития общественного производства;
б) потенциальные - это цели, средства реализации которых в настоящее время отсутствуют, но которые вполне определены тенденциями, закономерностью развития производительных сил.
Однако в конкретно-исторических условиях общая цель реализуется через конкретные формы. Сегодня конкретными целями являются:
1. Обеспечение эко-ого роста, т.е. больше и лучше производить различных товаров и услуг, повышать уровень жизни людей.
2. Полная занятость, т е. подходящее по способностям и желанию занятие должен иметь каждый.
3. Эко-кая эффективность. Нужно добиваться роста не любой ценой, а при минимуме издержек используемых ограниченных ресурсов.
4. Стабильный уровень цен, т.е. нужно избегать значительного повышения или снижения цен, т. е. инфляции и дефляции.
5. Эко-кая свобода, т.е. управляющие предприятиями, рабочие, потребители должны обладать свободой в своей экономической деятельности.
6. Справедливое распределение доходов, т.е. ни одна группа не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши.
7. Эко-кая обеспеченность, т.е. необходимо обеспечить нормальное существование хронически больных,, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и др. иждивенцев.
8. Торговый баланс, т.е. нужно стремиться к поддержанию разумного баланса международной торговли и финансовых сделок.
9. Нужно сохранить для людей среду обитания.
Осуществление этих целей не так просто. Дело в том, что в ходе их реализации одна вступает в противоречие с другой (например, эко-кий рост и справедливое распределение доходов). Нужно всегда находить оптимальный вариант.
Средства реализации эко-ких целей общества совершенствовались в процессе его развития.
Если на раннем этапе, в период присваивающего хозяйства, таким средством выступала сама природа, т. е. продукты природы, окружающие человека, то в период воспроизводящего - уже эко-кая дея-ть людей, заключающаяся в преобразовании природы в соответствии с потребностями людей.
Если в начале эко-кой дея-ти главным средством реализации цели были физические и умственные способности человека, то постепенно решающая роль переносится на средства производства.
В современных условиях это механические и автоматические системы машин, информация, информационные системы.
Таким образом, средства реализации цели общества все более обособляются, овеществляются.
Именно поэтому для него характерны две черты:
а) изнашиваемость (физическая и моральная), в результате чего средства производства теряют свое качество средства. Возникает понятие «затраты, издержки» общества на реализацию целей;
б) ограниченность средств достижения целей. Именно поэтому общество вынуждено осуществлять выбор целей, ограничивая их определенным уровнем, делить их на актуальные и потенциальные.
Реализуя цели производства, ЭТ выполняет определенные функции в обществе.
Различные авторы выделяют различное количество функций. Можно выделить следующие функции:
1. Научно-познавательная.
Здесь выделяют два аспекта:
а) Анализируя действительность, оперируя фактами, положениями, доказательствами, экономическая теория вырабатывает научные концепции;
б) В положениях, концепциях раскрываются категории, законы, закономерности развития экономики, что позволяет познавать сущность производства, распределения, обмена и потребления.
2. Критическая.
ЭТ всегда в процессе исследования сталкивается с различными подходами, суждениями, решениями. Поэтому, формируя ту или иную концепцию, ЭТ должна критически подходить к существующим положениям, доказывая им их несостоятельность или общественную ценность.
3. Хозяйственно-практическая ( прагматическая).
ЭТ должна давать реальные результаты, стимулируя через свои концепции развитие общественного производства.
ЭТ призвана вооружать методом решения тех или иных экономических проблем.
4. Прогностическая.
Изучая и систематизируя эко-кие процессы, раскрывая эко-кие законы, категории, закономерности, ЭТ позволяет прогнозировать эко-кое развитие, что дает возможность полнее учитывать потребности общества и более рационально использовать ограниченные ресурсы.
5. Методологическая.
ЭТ явл. основой, которая позволяет определить позицию каждого субъекта, направленность общественного развития, в зависимости от которого конкретные проблемы получают определенную оценку, имеют конкретную значимость для людей.