Олигополия с точки зрения игр или модель «Дилемма заключенного».
С поличным поймали двух воров, которым предъявлено обвинение в ряде краж. Перед каждым из них встает дилемма — признаваться ли в старых (недоказанных) кражах или нет.
2-й заключен ный 1-й заключ енный | Признался | Не признался |
Признался |
| · 10 - 1 |
Не признался | · 1 - 10 | · 3 - 3 |
Если признается только один из воров, то признавшийся получает минимальный срок заключения (1 год), а его нераскаявшийся товарищ — максимальный (10 лет). Если оба вора одновременно признаются, то оба получат небольшое снисхождение (по 6 лет заключения); если оба будут упорствовать, то обоим дадут наказание только за последнюю кражу (по 3 года). Заключенные сидят в разных камерах и не могут договориться друг с другом. Перед нами — некооперативная (несогласованная) игра с ненулевой (в данном случае отрицательной) суммой. Характерной чертой этой игры является невыгодность для обоих участников руководствоваться своими частными (корыстными) интересами.
Дилемма заключенного наглядно показывает особенности олигополистического ценообразования.
Модель «ломаной кривой спроса».
«Ломаная» (или «изгибающаяся») кривая спроса — теория олигополии, характеризующая поведение фирм на рынке в том случае, если они не заключают соглашений при установлении цен. В основе модели лежит предположение о возможной реакции фирм на изменение цен конкурентами. Олигопо-лист будет иметь «ломаную» кривую спроса, если его конкуренты станут поддерживать любое проводимое им понижение цены, но не поддерживать ее повышение.
Равновесие «ломаной» кривой спроса весьма стабильно. Небольшие или средние колебания в издержках не повлекут соответствующего изменения цены или объема выпускаемой продукции. Оптимальным является стабильный уровень в том случае, если он обеспечивает для нескольких фирм удовлетворительные итоговые прибыли.
Недостаток анализируемой модели олигополии состоит прежде всего в том, что «ломаная» кривая спроса объясняет негибкость цены, но не ее первоначальный уровень. Следует также учитывать, что негибкость цен при олигополии, особенно в сторону повышения, опровергается отдельными эмпирическими исследованиями.
Картельное соглашение. Лидерство в ценах.
I . Картельное соглашение.
Тайный сговор – форма олигопольного поведения, ведущая к образованию картелей.
Картель – группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией.
Установление единой цены увеличивает выручку всех участников картеля, но рост цены сопровождается обязательным снижением объема продаж.
При данном соглашении каждая фирма, стремясь максимизировать свою прибыль, часто нарушает договор, снижая цены в тайне от других. Это разрушает картель.
Препятствия для тайного сговора:
1. Различия в спросе и издержках.
2. Число фирм в отрасли.
3. Внезапный спад деловой активности.
4. Возможное вступление в отрасль других фирм.
5. Мошенничество, основанное на скрытом снижении цен по принципу ценовой дискриминации.
II . Лидерство в ценах.
Лидерство в ценах (молчаливый сговор) – это соглашение между олигополистами о ценах на свою продукцию. Смысл в том, что фирмы отрасли ориентируются на цены, установленные одной компанией-лидером. Как правило, в качестве лидера выступает фирма, являющаяся крупнейшей в рамках своей отрасли.
1. Тактика лидера при корректировке цен:
2. Корректировка цен редка и проводится в случае значительных изменений в издержках.
3. О надвигающемся пересмотре цен сообщается часто через СМИ.
4. Ценовой лидер выбирает не обязательно максимальную цену.
44. Практика сдерживания цен. Ценообразование по принципу «издержки плюс».
Практика сдерживания цен.
Это практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок других фирм. При этом фирмы временно отказываются от текущей прибыли, чтобы не допустить в отрасль конкурента.
Механизм такой практики – фирмы оценивают возможные минимальные средние издержки потенциального конкурента и устанавливают цену ниже этого уровня.
Ценообразование по принципу «издержки плюс».
Такое ценообразование означает, что при определении цены олигополист сначала оценивает свои средние переменные издержки (AVC) при некотором плановом уровне производства, а затем добавляет к ним «накидку» в размере определенного процента прибыли.