Понятие эффекта и эффективности
Для повышения качества работы ж/д транспорта необходимо проводить мероприятия по модернизации существующих технических средств и вводу в эксплуатацию новых объектов. Эти мероприятия требуют значительных капитальных вложений. Мероприятия, разрабатываемые на ж/ж транспорте различаются по объемам капитальных вложений и способам финансирования.1-ая группа мероприятий представляет собой работы по комплексному развитию и реконструкции ж/д транспорта. Требуют значительных капитальных вложений и могут быть профинансированы за счет инвесторов, использования кредитов и собственных средств предприятия.
Капитальные вложения – это единовременные затраты на воспроизводство основных средств их увеличения и совершенствования. Инвестиции должны направиться в самые важные объекты развития производства, для того чтобы предприятие могло получить наибольший прирост V перевозок, этих затрат, и сохранение срока окупаемости капитальных вложений. НТП - непрерывное совершенствование производительных сил на базе использования достижений науки и техники в целях совершенствования производства и решения социальных вопросов.
Критериями целесообразности создания и применения новой техники, реконструкция действующих предприятий, а также методы по совершенствованию производства и улучшению условий труда является экономический эффект и эффективность.
Эк. эффект - непосредственный полезный конечный результат, полученный от проведения мероприятия НТП. Различают технико-эксплуатационный эффект и экономический.
Технико-эксплуатационный эффект – увеличение пропускной способности, улучшение качества продукции, улучшение показателей использования подвижного состава, рост производительности труда.
Э= Р(результат)-З(затраты)
В качестве результатов рассматривают либо прирост прибыли, либо снижение себестоимости. В качестве затрат рассматриваются расходы на проведение данного мероприятия.
Эффективность – отношение эффекта экспл., технич. и экономич. к затратам, обусловившим получение этого эффекта. В связи с этим рассматривают технико-эксплуатационную эффективность и обобщающую экономическую эффективность.
Технико-экспл. эффективность - отношение технич. и экспл. эффекта к трудовым или стоимостным затратам.
Экономич. эффективность рассматривается как абсолютная и сравнительная.
2. Абсолютная экономическая эффективность производства и экономических вложений:
1) Для народного хозяйства отрасли промышленности и транспорта абсолютная экономическая эффективность определяется, как соотношение национального прироста дохода к капитальным вложениям, затраченным на получение этого прироста:
2) Для предприятий промышленности и транспорта определяется, как отношение прироста прибыли к капитальным вложениям, затраченным на получение этого прироста.
3) Для предприятий с расчётными ценами и убыточных предприятий – отношение разности себестоимости годового V продукции до и после проведения мероприятий НТП к затратам на получение снижения себестоимости.
Абсолютная экономическая эффективность определяется при наличии одного варианта инвестиционного проекта. При стандартных инвестициях (одноразовых) и равномерных поступлениях прибыли количественная оценка экономической эффективности может быть проведена за произвольно выбранный отрезок времени.
При нестандартных инвестициях или неравномерных поступлениях прибыли оценка экономической эффективности производится в рамках долг. периода. Этот временной интервал, на котором рассматривается реализация проекта. Он принимается с учётом продолжительности создания и эксплуатации объекта средневременного срока службы техники, достижения заданного размера и нормы прибыли, а также требованиями инвесторов.
Коэффициент экономической эффективности является либо безразмерной величиной, либо определяется, как количество рублей полученного эффекта, приходящихся на 1 рубль вложенных средств.
3. Оценка сравнительной экономической эффективности
Данная экономическая эффективность определяется при выборе из 2-х и более решений отдельных организационных и технических задач.
Сравнение вариантов производится на ранних стадиях разработки инвестиционного проекта. В число рассматриваемых включают наиболее прогрессивные варианты, технико-экономические показатели которых превосходят или соответствуют мировым достижениям. Важнейшим показателем эффективности мероприятия, производимого на ж/д транспорте является прирост провозной стоимости участка ж/д, увеличение срока службы машин и механизмов и средств транспорта.
Для стоимостной оценки предлагаемых вариантов предлагаются показатели:
-годовые приведённые затраты;
-годовой экономический эффект.
Эффективность внедрения разработанного предложения и показатели за расчётный период – совокупные затраты за расчётный период и экономический эффект.
Выбор варианта можно производить 2-мя способами:
1) Выбор варианта по максимуму экономического эффекта
Данный способ используется, когда есть возможность оценить и результаты и затраты данного мероприятия.
2) Выбор варианта по минимуму затрат используется в том случае, когда нет возможности определить все результаты нашего расчёта.
- коэффициент эффективности капитальных вложений, которые позволяет все затраты, приходящиеся на весь период действия объекта привести к годовому.
Финансы ж/д тр-та – это система экономических отношений между ж/дорогой и государством (налоги, субсидии), между ж/дорогой и предприятиями(товарообмен) и между ж/дорогой и потребителем(населением) при предоставлении услуги.
Как часть финансовой системы страны финансы ж/д транспорта входит в состав гос. Бюджета
По доходной части – это отчисления от прибыли и др. платежи, устанавливаемые правительством, по расходной части капит. расходы и расходы на образование и здравоохранение.
Назначение финансов – обслуживание денежными ресурсами планомерно организованного кругооборота средств дороги, отделений дороги придприятий и организаций ж/д транспорта.
1—Основная функция финансо-транспорта – достижение полного соответствия межу двжением материальных и денежных ресурсов.
2—Распределительная ф-ция финансов заключается в правильном распределении доходов по транзитным перевозкам между дорогами.
3—Контрольная функция – осуществляется на всех падших кругооборота средств и позволяет выявить непроизводительное использование грузовых, материальных и денежных затрат и определить ресурсы для повышения эффективности работы ж/д транспорта.
ж/д финансируется по основной деятельности за счет дохода от перевозок, других операций и предоставленных услуг.
Выручка от перевозок 70-80%
Предоставление услуг 30-20%
Расходы – это выплаты заработной платы, отчисления на соц. страхование, приобретение матер. ресурсов, образование ремонтного фонда и т.д.
Приобретение локомотитвов и вагонов разл оборудвания и др. основных средств осущ. За счет собственны средств жд, кредитов банков и привлеченных средств заинтересованных предприятий.
Капит. ремонт подвижного состава производится средствами управления дороги а капит. ремонт зданий и сооружений и др. основных средств кроме подвижного состава производится хоз расчетным способом линейными предприятиями, либо подрядными организациями.
Содержания учреждений и организаций просвещения здравоохранения культуры и спорта входящих в сис-му жд осуществляется за счет собств средств жд и части средств республиканского бюджета.