Тема 1 Предмет экономики транспорта.

Тема 1 Предмет экономики транспорта.

Роль транспорта в процессе общественного производства.

Экономические транспортные науки изучают конкретные формы проявления экономических законов на транспорте, роль транспорта в материальном производстве, взаимодействие его с др. отраслями: планирование, финансирование, анализ хоз. деятельности.

В настоящее время под экономикой понимают: 1) производственные отношения, которые соответствуют производительным силам на данном этапе развития; 2) хозяйство, района страны; 3) отрасль науки, изучающая закономерности развития общества.

Экономика транспорта - наука, изучающая закономерности развития транспорта, как особой сферы материального производства.

Транспорт является 4-й сферой мат. производства, т.к. связывает в единое целое все сферы материального производства, т.е. само производство, распределение и потребление;

2) представляет собой связующее звено между производителем и потребителем.

3) стоимость перевозки + к стоимости продукции. следовательно снижение издержек транспорта приводит к снижению стоимости.

4) транспорт участвует в создании национального дохода.

2. Продукция транспорта и ее измерители.

Продукция – процесс перемещения грузов и пассажиров. Данная продукция имеет следующие особенности: 1) не имеет вещ. формы, ее нельзя накопить; 2) на транспорте особая форма ценообразования; 3) Транспорту не принадлежит предмет его труда; 4) Транспорт не создает и не добавляет к перевозимым грузам.

Предмет транспорта измеряется натуральными показателями, каждые характеризуют перевозки груза и расстояние перевозки.

Грузовые перевозки характеризуются показателем т·км (грузооборот)∑P·l.

Могут быть выражены нетто и брутто.

Нетто – вес груза в собственной таре.

Брутто – вес груза с учетом подвижного состава.

Пассажиро - перевозки : ∑А·l (пасс·км) – пассажирооборот

Приведенный грузооборот - ∑ показатель грузовых и пассажирских перевозок: ∑P·lприв = ∑P·lгр + ∑А·l

Тонно·км тарифные определяются для установления провозной платы и определяется по кратчайшему расстоянию от пункта отправления до пункта назначения.

Эксплуатационные тонно·км определяются по фактически пройденному расстоянию и явл. показателем работы отделения дороги.

Качественный показатель работы транспорта наиболее полно отражает эффективность его работы.

Показатели качества грузовых перевозок – регулярность, безопасность движения, скорость, сроки доставки и сохранность груза.

К показ. пасс перевозок : безопасность движения, регулярность перевозок, условие поездки пассажиров, культура их обслуживания.

Качество и стоимость транспортного обслуживания явл. основным критерием при выборе вида транспорта и способа перевозки.

ТЕМА 3.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

1. Задачи и принципы планирования

Основная цель планирования – обеспечение единства и пропорциональности функционирования звеньев железнодорожного транспорта.

Основные задачи планирования:

- выявление потребностей отраслей народного хозяйства, промышленности и сельского хозяйства, а также населения в перевозках;

- определение направления рационального использования всех ресурсов;

- обеспечение пропорционального развития между железнодорожным транспортом и другими отраслями народного хозяйства.

Принципы планирования:

- научность и прогрессивность плана;

- сочетание централизованного управления и экономической самостоятельности предприятия;

- сочетание текущего и ЫАВЫА планирования;

- высокая эффективность производства и рациональное использование ресурсов;

- соблюдение государственных интересов и интересов трудящихся.

2. Методы прогнозирования и планирования

В практической деятельности предприятий железнодорожного транспорта используются следующие методы планирования:

- балансовый метод;

- метод технико-экономических расчетов;

- экономико-математический метод;

- метод прогнозирования.

Балансовый метод – сопоставление потребностей с ресурсами по каждому разделу плана. Балансы бывают трудовыми, финансовыми и материальными.

Метод технико-экономических расчетов – определение плановых показателей на основе заданных объемов работы и прогрессивных норм.

Экономико-математический метод – применяется при решении многовариантных задач (планирование перевозок)

Метод прогнозирования – на основе анализа показателей прошлых лет составляется план развития на будущее.

3. Виды планов и их содержание

По времени:

- долгосрочные (от 10 лет);среднесрочные (3-5 лет);краткосрочные (1 год);оперативные (месяц, сутки);

план-прогноз.

План-прогноз дает возможность обосновать экономическую целесообразность направления развития объекта; рассчитать ожидаемые финансовые результаты деятельности (прибыль, доходы).

По масштабности цели:

- стратегические; - бизнес-планы.

Стратегическое планирование – представляет собой определение долгосрочной стратегии предприятия, основные цели и задачи развития предприятия.

Бизнес-планирование – краткое и точное описание бизнеса или сделки.

По объектам хозяйствования:

- государственные; - фирменные.

По виду деятельности:

- план эксплуатационной работы (план перевозок, план работы подвижного состава, финансовый план);

- план работы промышленного предприятия;

- план капитальных вложений;

- план инновационной и научно-технической деятельности;

- план материально-технического снабжения;

- финансовый план.

Тема 4.Количественные и качественные показатели работы ШЧ ВИТЯ ПИШИ РАЗБОРЧИВО!

1.Ус-ва АТиС обеспечивают большую надежность,безопасность , скорость движения поездов.Все общие структуры Автоматики и Связи относяться к общей дистанции пути.Основная задача АТиС обеспечить надежное ф-нирование станций и перегонов.Основными показателями- техн.бальность,техн.единицы.Техн.бальность-свидетельствует о обустройстве станции устройствами АТиС, по нормам которые зависят от кол-ва и обслуживания устройств.Техн.единица-предназначаеьтся для расчета штата сотрудников дистанции,т.е. оцениваеться техника станции и расчет работы которую должны выполнить персонал-оттуда и кол-ву рабочих.Качество работы ШЧ оцениваеться от величины принесенного ущерба административному участку.Ущерб от отказа АТиС рассчитывают-

М=Тг*Сг+Ен*Сн ,

где Т-время простоя пас. и гр. поездов,Сг и Сп-ставки работы одного поезда\часа.

Следует также добавить затраты на восстановление устройств СЦБ, а также сопутствующий матер.ущерб. Состоянии износа устройств и их замены каждая служба ЖД оценивает по своему в зависимости от коеф-та износа основных фондов.Есть 3 уровня-Отлично,хорошо,удовлетворительно!Материальный ущерб будет больше, чем хуже состояние устройств.

Способы нормирования труда.

Существуют 2 способа получения технически обоснованных норм времени:

- аналитически – исследовательский способ (АИС);

- аналитически – расчётный способ;

К АИС относятся фотографии рабочего дня, фотографии рабочего процесса.

Целью фотографии рабочего дня – выявление потерь рабочего времени и выявление причин этих потерь.

Фотография рабочего дня – наблюдение в течении дня за одним, или несколькими работниками с фиксацией в определённом бланке всех затрат рабочего времени. Затем составляется фактический баланс рабочего времени, который сравнивается с нормативным балансом и определяются потери рабочего времени.

Кроме этого разрабатываются меры по устранению потерь рабочего времени.

Хронометраж – метод изучения рабочего времени путём проведения и измерения технически повторяющихся элементов и операций.

С помощью хронометража устанавливают нормативы основного, вспомогательного, оперативного времени, определяющие наиболее рациональные режимы работы.

Фотографии производственного процесса устанавливают затраты времени не только работника, но и производственного времени.

Аналитически-расчётный метод предусматривает определение норм затрат труда по нормативам времени и нормам режима работы оборудования. Этот способ даёт возможность рассчитать технически обоснованные нормы до начала производства новых изделий.

Для нормального функционирования рабочей силы.

Виды норм затрат труда.

При техническом нормировании труда всесторонне изучаются процесс труда, анализируется использование рабочего времени. Устанавливаются технически обоснованные промежутки времени выработки рабочей силы.

Норма времени – рабочее время, необходимое для качественного изготовления единицы продукции при выполнении определённой единицы работы, при эффективном использовании всех средств труда.

Сущность заработной платы.

Зарплата – доля работника в совокупном общественном продукте, выплачиваемая ему в соответствии с качеством и количеством затраченного труда. Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная – фактически полученная сумма за работу.

Реальная – количество материальных благ, которые можно приобрести за номинальную з.п.

Основные положения по регулированию з.п.:

- квалифицированный труд должен оплачиваться выше неквалифицированного

- труд с вредными и тяжелыми условиями работы должен оплачиваться выше, чем в обычных

- оплата труда должна производиться в соответствии с качеством работы

Тарифная система.

Тема 1 Предмет экономики транспорта. - student2.ru

Тарифная система является основным средством регулирования з.п. в зависимости от квалификации работников и условий работы. Она включает в себя тарифно-квалификационный справочник, тарифную сетку и тарифные ставки. Справочник описывает навыки, знания, приемы, которыми должен обладать работник каждого определенного разряда. На основании справочника работникам устанавливается квалификация и определяется тарифный разряд.

Весь персонал предприятия ж/д транспорта оплачивается в соответствии с отраслевой сеткой. Она состоит из 23 разрядов. Со II по 8-й разряды предусмотрены для служащих, являющихся техническими исполнителями. С 8-го по 15—для тарификации специалистов. С 15 по 23й – для тарификации руководителей. Каждому тарифному разряду соответствует свой тарифный коэффициент. Для 1-го разряда он = 1. Он показывает. Во сколько раз тарифная ставка i-го разряда выше тарифной ставки 1-го разряда, определяется: Тема 1 Предмет экономики транспорта. - student2.ru . ТСi зависит от заработной платы, повышается каждый раз с ее ростом.

4. Структура заработной платы. Порядок выплаты з.п. и премий.

Тема 1 Предмет экономики транспорта. - student2.ru ;

З.п. состоит из 2-х частей: постоянная часть – устанавливается в централизованном порядке правительством или руководителем предприятия на основании законодательства; переменная часть – различные виды премий, доплат и надбавок. Исходя из вариантов установления доплат, их делят на:

1)Доплаты, выплата которых обязательна (определяется законодательством)

2)Вводимые по усмотрению руководителя предприятия

Премия выплачивается для повышения материальной заинтересованности работника, повышения эффективности производства, производительности труда, за экономию материальных ресурсов. Источниками премий являются: фонд оплаты труда, фонд потребления (из прибыли) и сумма экономии материальных ресурсов.

5. Производительность труда – выработка V продукции, приходящейся на одного работника:

Тема 1 Предмет экономики транспорта. - student2.ru

Трудоемкость - время, затраченное на изготовление единицы продукции:

Тема 1 Предмет экономики транспорта. - student2.ru

Оборотные средства.

Оборотные средства – ден. ср-ва, вложенные в переходящие материальные средства, их запасы, и др. денежные средства. Делятся на:1)оборотные фонды; 2)фонды обращения.

Оборотные фонды – денежные средства, влоеженные в средства производства, потребляемые в одном цикле и полностью переносящие свою стоимость за 1 цикл на вновь созданную продукцию. Они требуют постоянного воспроизводства и представяляют собой запасы материалов, запчастей, топлива, расходы на спецодежду, электроенергию, средства труда, служащие менее одного года, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и незавершенное производство и полуфабрикаты.

К фондам обращения относится готовая продукция на складах, отгруженная но не оплаченная, а также денежные средствав кассе и валютных средствах предприятия.

По источникам образования оборотные средства делятся на:

- собственные

-заемные – банковские кредиты акционеров

Увеличение собственных средств предприятия происходит за счет работы предприятия.

Результаты работы предприятия зависит от правильного нормирования оборотных средств и эффективности их использования.

Повышенный уровень производственных запасов приводит к омертвению материальных ресурсов и увеличению издержек на хранение.

Недостаток материальных ресурсов может осложнить производственный процесс.

2. Показатели использования оборотных средств.

Для характеристики использования оборотных средств применяют 2 показателя:

1) Коэффициент оборачиваемости – характеризует количество оборотов данных средств за год ФОРМУЛА

2) Скорость оборота – характеризует продожительность одного оборота оборотных средств ФОРМУЛА

Увеличение Коб и уменьшение длительности одного оборота отражает увеличение эффективоности оборотных средств.

Прибыль и рентабельность

Прибыль – денежное выражение прибавочного продукта, созданная работниками жд тр-та.

Балансовая прибыль: Пб = Д – Э (Д – доход, Э – расход по всем видам деят-ти).

Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия будет опр-ся как разница м-ду балансовой прибылью, платой гос-ву за использование основных средств, платой за кредиты и выплаты всех видов налогов и отчислений.

Пч = Пб

Общая рентабельность – это отношение балансовой прибыли к стоимости основных произв-ых средств и оборотных средств.

Rб = Пб/(ОПС +ОБС)

Расчетная рентабельность – определяется логично и по ее уровню определяют нормативы отчислений в фонды накопления.

Тема 1 Предмет экономики транспорта.

Наши рекомендации