Вопрос № 75. Сущность методов хозяйствования.

Методы управления. Методы управления – это способы воздействия на людей для достижения целей предприятия.1.Экономические методы. Экономические методы связаны с общественным строением, формой собственности, ситуацией в стране, и нежелательно, чтобы это было связано с политикой. Периодически на каждом этапе развития страны выделяются основные методы хозяйствования, характерные для данной конкретной ситуации, положения дел в стране.Например,-самостоятельность предприятий;- самоокупаемость;-самофинансирование;-стимулирование труда;-разработка системы кредитования;-разработка системы налогообложения;-конкурентоспособность;
- изучение спроса и предложения и т. д. Экономические процессы имеют большой инерционный период, поэтому для экономического воздействия необходима разработка норм и нормативов длительного действия (стабильность нормативов). В основе экономических методов лежат экономические законы и экономические интересы трудящихся. 2. Организационно-распорядительные (административные) методы. кроме этого на каждом предприятии разрабатывается своя дополнительная документация;-нормирование– система нормативов всех видов: нормы расходов на материалы и запасные части, электроэнергия, нормы амортизации, нормы труда (нормы выработки и нормы обслуживания); нормы управления: нормативы численности управленческого персонала, сроки предоставления отчетности,-инструктирование – порядок действия при выполнении определенной работы.К распорядительным методам относятся:- приказы по предприятию, отрасли – это распорядительные документы, которые издаются начальником и обязательны для выполнения;- распоряжения – издаются зам. начальника и могут быть обжалованы у начальника;- устные указания – используются при оперативном управлении производством (оперативная, действенная форма распоряжения).3. Социально-психологические методы. От этих методов зависит мотивация труда работников, а следовательно, и результат работы предприятия. К таким методам относится:- система премирования работников;-социальная поддержка работников;-повышение их квалификации;-увеличение активности;-создание нормального здорового психологического климата в коллективе.

76. Самоокупаемость и рентабельность предприятия. Самофинансирование предприятия.

Самоокупаемость — принцип ведения хозяйственной деятельности, предполагающий полное возмещение всех затрат на производствотоваров, работ и услугвыручкой от их реализации.

При нормальном положении дел у производителя товаров, работ и услуг после их реализации образуется прибыль, являющаяся источником расширенного воспроизводства.

При недостатке средств, полученных от реализации продукции, хозяйствующий субъект вынужден обращаться за кредитом или тратить («проедать») собственные средства (уставный капитал, резервные фонды).

Рентабельность - относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.

Рентабельным является такое состояние деятельности, когда на протяжении определенного периода денежные поступления компенсируют понесенные расходы, создается и накапливается прибыль. Противоположным состоянием является убыточность, когда денежные поступления не компенсируют понесенные расходы.

Показатели эффективности характеризуют способность понесенных расходов окупиться, что является основой дальнейшей деятельности предприятия. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, отражают результаты деятельности предприятия; они используются как инструменты инвестиционной, ценовой политики.

САМОФИНАНСИРОВАНИЕ — система хозяйствования, при которой объединение и предприятие покрывает все затраты как на простое, так и расширенное воспроизводство из собственных источников. Самофинансирование предусматривает: ответственность объединений и предприятий за выполнение обязательств по платежам перед государственным бюджетом (см. Бюджет государственный СССР), министерством, банками и поставщиками; обеспечение за счет заработанных коллективами средств финансирования затрат на развитие науки и техники, техническое перевооружение и реконструкцию предприятий, осуществление всего комплекса мероприятий по материальному стимулированию и социальному развитию коллектива.

В условиях повышения роли пятилетнего плана экономического и социального развития СССР, широкого применения стабильных экономических нормативов (см. Нормативы экономические) расширяются права и усиливается экономическая ответственность объединений и предприятий. В основу хозрасчетной деятельности объединений и предприятий положена прибыль как важнейший обобщающий экономический показатель результатов работы. Прибыль стала главным источником финансирования их затрат на производственное и социальное развитие, а платежи из прибыли в бюджет — важнейшим элементом доходов государства. С помощью прибыли устанавливается прямая , зависимость между ресурсами и доходами, которыми самостоятельно распоряжаются объединения и предприятия, и эффективностью их работы.

Самофинансирование предполагает, что часть амортизационных отчислений по установленному нормативу и прибыль, остающаяся после выполнения обязательств перед государственным бюджетом н министерством, поступает в полное распоряжение объединений и предприятий. При этом платежи в бюджет и министерству производятся по стабильным, утверждаемым на пятилетку нормативам. Изъятие у объединений и предприятий прибыли в больших объемах, чем это предусмотрено нормативами, в условиях самофинансирования запрещено.

Успешная работа предприятий в условиях самофинансирования предполагает широкое развитие их хозяйственной самостоятельности и инициативы, внутрихозяйственного расчета, четкую организацию материально-технического снабжения, бригадного и цехового подряда, повышения общего уровня экономической работы.

77. Экономическая заинтересованность и экономическая ответственность предприятий

Экономическая заинтересованность означает, что хозяйствующий субъект должен быть заинтересован в организации производственно-хозяйственной деятельности и повышении ее эффективности. Существует требуемый инвестором уровень прибыльности (ТУП). ТУП - это минимальный уровень прибыльности, при котором целесообразно инвестирование средств в данное предприятие. Д-н: а) быть не меньшим минимального альтернативного уровня прибыльности, не меньше % банковского; б) требуемый уровень прибыльности должен покрывать инвестору потери от инфляции (DIп); в) компенсировать инвеститору риск (плата за риск)ПР. С учетом этого: ТУП= %Бреального+ DIn+ПР. % банковский наменальный%, который банк выплачивает вкладчику; а реальный- % за вычетом инфляционной составляющей. ПР=b(РУП- БУП), РУП- рыночный уровень прибыли аналогичного бизнеса. БУП- безопасный уровень прибыли- если % банковский номинальный. b- коэффициент, учитывающий степень риска. В эк. расчета b принимается от 0,5 до 2,0. Требуемый уровень прибыльности определяется внешней средой. Для оценки степени экономической заинтересованности ТУП сопоставляется с рентабельностью капитала. Рентабельность капиталаесть чистая прибыль, приходящаяся на единицу капитала. Ркап=ЧП/К´100%( рассчитывается по данным внутренний среды). Если ТУП<Ркап, эк. заинтересованность существуют, т.е. выгодно инвестору. Эк. заинтересованность обязательно допускаются эк. ответственностью.Экответственность означает, что хоз-щий суб-т несет ответственность по своим обязательствам своими собственными средствами. Различают 2 вида эк ответственности:1) текущая ответственность; 2) имущественная ответственность. Т. О. - ответственность, возникающая при нарушении хозяйствующим субъектом условий текущих договоров. Т.О. выражается в виде штрафов, пени, неустоек,. Источником выплаты Т.О. явл. чистая прибыль. ИО возникает при нарушении хозяйствующим субъектом финансовых обязательств, особенно при банкротстве. ИО реализуется путем передачи или акций в оплату долга. ИО приведет к банкротству.

78. понятие качества продукции и показатели качества. Качество продукции – совокупность потребительских свойств и характеристик продукции, придающих ей способность удовлетворять обусловленные или предлагаемые потребности. Показатели качества позволяют определять уровень качества продукции (УКП). УКП- относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. Показатели качества продукции- количественная оценка одного или несколько свойств продукции. Система показателей качества используемых при оценке уровня качества включает единичные, комплексные, и обобщающие показатели. Единичные показатели: 1.Показатели назначения (для продукции производственно –технического назначения таким показателем может служить ее производительность) 2. Показатели надежности (включающие безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость изделия). 3.Показатели технологичности (эффективность конструкторско –технологических решений при обеспечении высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции ) 4.Показатели стандартизации и унификации(насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями). 5.Эргономические показатели (удобство эксплуатации изделия человеком ). 6.Эстетические показатели (дизайн, товарный вид продукции, стабильность товарного вида, совершенство исполнения и т.д.). 7.Показатели транспортабельности (приспособленность продукции для транспортировки без нарушения его свойств) 8.Патентно-правовые показатели (патентная защита и патентная чистота продукции, существенным фактором для определения конкурентоспособности на мировом рынке). 9.Экологические (степень влияния вредных воздействий на окружающую среду в результате хранения, эксплуатации, утилизации продукции). 10.Показатели безопасности(степень безопасности эксплуатации и хранения изделия). Комплексные показатели отражает несколько свойств конкретного вида продукции например надежность ,долговечность, назначение и т.д. Обобщающие показатели характеризует уровень качества продукции в целом: объем и удельный вес новой продукции в общем объеме выпускаемой на предприятии продукции; объем и удельный вес продукции, соответствующий мировому уровню качества; объем и удельный вес продукции, поставляемы на экспорт; объем и удельный вес сертифицированной продукции.

79. Стандартизация и сертификация продукции?

Стандартизация - это деятельность по установлению правил, норм и характеристик в целях обеспечения:

1) единства измерений;

2) качества продукции, услуг и работ в соответствии с уровнем развития техники, технологии и науки;

3) обороноспособности и мобилизационной готовности страны и так далее.

Стандартизация и сертификация, это две смежные системы, созданные для контроля качества услуг, продукции и оборудования. Основными регламентирующими документами являются ГОСТ (нормативный документ) и технический регламент. Постепенно система стандартов качества меняется, учитывая введение новых технологий производства продукции. Сертификат качества – это товаросопроводительный документ, который подтверждает соответствие товара показателям качества, требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, техническим характеристикам, требованиям природной окружающей среды, предусмотренным условиями договора. Сертификат выдается экспортером или предприятием-изготовителем. Сертификат качества должен быть составлен в нескольких экземплярах. При импорте товаров сертификат качества применяется, как справочный документ для таможни, он дает информацию о количественных и качественных характеристиках импортируемого товара. Сертификат соответствия - необходим для идентификации товара. Он подтверждает соответствие товара всем необходимым требованиям. Сертификация продукции может производиться добровольно или на обязательной основе.

80.Конкурентоспособность продукции, показатели и методы оценки конкурентоспособности.

Конкурентоспособность - это способность продукции или услуги выдерживать конкуренцию, то есть возможность успешной продажи на конкретном рынке в определенный момент времени. Для этого товар должен удовлетворять конкретную способность потребителя и быть доступным по цене. Конкурентоспособность - комплексная характеристика, определяющая предпочтения товара на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

В основе конкурентоспособности продукции лежат два параметра: качества и цена.

Качество - это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее значением.

Цена потребления = цена приобретения товара + расходов на транспортировку + стоимости установки или монтажа + затрат на хранение + расходов по обслуживанию + затрат на ремонт + затрат на ликвидацию + затрат на налоги и сборы, связанные с приобретением и эксплуатацией товара + прочих затрат.

С конкурентоспособностью товара связан такой показатель, как конкурентоспособность предприятия - способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал. Следовательно, конкурентоспособность предприятия зависит от конкурентоспособности производимой им продукции, услуг, работ.

Методы оценки конкурентоспособности:

1. критерием для определения конкурентоспособности товара является его цена потребления = цена приобретения +издержки потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы.

2. при определении конкурентоспособности учитывается два критерия: себестоимость производства и реализация товара, а также уровень качества.

3. сопоставление товаров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной ценой.

4. уровень конкурентоспособности определяется на основе сопоставления как технических, так и экономических параметров. При этом рассчитываются единичные, групповые и интегральные показатели.

Показатели: технические показатели - хар-т научно-технический уровень и потребительские свойства товара,

показатели назначения - хар-т полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливают область применения продукции,

показатели надежность - безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия.

показатели технологичности - эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.

показатели стандартизации и унификации - насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.

Эргономические показателиь - взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при использовании изделием.

Эстетические показатели

Показатели транспортабельности - приспособленность для транспортировки

Экологические показатели - уровень вредных воздействий на окр. среду

Показатели безопасности

Наши рекомендации