Сущность предложения. Закон предложения.

Предложение (от англ.supply) – это желание и способность продавцов предоставлять товары для продажи на рынке. Определяющим фактором рыночного предложения является цена товара. Ее воздействие на предложение является прямым и выражается законом предложения, который гласит: чем выше цена, тем больше предложение, и наоборот, если цена товара снижается, предложение уменьшается.

Под воздействием ценового фактора происходит перемещение вдоль кривой предложения: вверх, если предложение растет, или вниз, если предложение снижается.

Основными неценовыми факторами рыночного предложения являются: изменения в ценах на ресурсы, которые могут либо стимулиро- вать наращивание предложения (если они снижаются), либо препятствуют этому (если они растут);изменения в технологии производства товара, приводящие к повышению производительности труда, росту выпуска продукции, а значит и к увеличению предложения; влияние государственных субсидий и дотаций, которые снижают издержки производства и способствуют росту предложения. Под воздействием неценовых факторов кривая предложения сдвигается вправо, если их действие положительно и предложение растет, и влево, если они действуют отрицательно и предложение уменьшается.

15. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.Когда интересы производителей и потребителей совпадают, возникает рыночное равновесие, отражающее равенство желаний и возможностей продавцов и покупателей. Точка, в которой пересекаются кривые спроса и предложения и совпадают их интересы, называется точкой рыночного равновесия, а соответствующая ей цена– равновесной ценой. Равновесная цена – это цена, по которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на которое предъявлен спрос. Когда рыночная цена устанавливается выше равновесной , то предложение превышает спрос, так как рост цены по закону предложения будет стимулировать увеличение производства, а по закону спроса – снижать желание приобретать товары. В результате возникает избыток товара , что приведет к затовариванию рынка.

В этом случае между потребителями товара начинается конкуренция, которая будет способствовать снижению цены и приближению ее к точке равновесия . Ниже этой точки рыночная цена опуститься не может, потому что тогда производство и реализация становятся невыгодными для товаропроизводителя. Он не возместит затраты на изготовление и сбыт своей продукции и рискует обанкротиться. Если рыночная цена устанавливается ниже равновесной, то это в соответствии с законом спроса побуждает покупателя наращивать объем покупок, но по закону предложения приводит к снижению деловой активности производителя. В итоге спрос превысит предложение, то есть возникнет дефицит товара. При этом обостряется конкуренция между покупателями, что ведет к повышению цены, расширению производства и возвращению цены к ее равновесному значению. Выше равновесной цены рыночная цена подняться не может, потому что у покупателя просто не хватит денег на приобретение товара.

Так, благодаря проявлению законов спроса, предложения и конкуренции рыночное равновесие восстанавливается. Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночное равновесие. Стабильное равновесие имеет место тогда, когда нарушенное равновесное состояние быстро восстанавливается вновь, а нестабильное – когда нарушенное равновесие сохраняется на протяжении длительного периода времени.

Эластичность спроса.

Эластичность спроса – это степень изменения величины спроса под влиянием воздействия различных факторов. Основными факторами эластичности спроса являются: цена товара, доходы потребителей и цены на другие товары. В соответствии с этим выделяют следующие виды эластичности спроса:

1.Эластичность спроса по цене, которая показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на данный товар, если его цена изменится на 1%. Измеряется ценовая эластичность спроса с помощью коэффициента эластичности (k эц), который определяется отношением процентного изменения величины спроса на товар (ΔQd) к процентному изменению цены этого товара (ΔP):

Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной, слабой или нейтральной. Каждая из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный и спрос с единичной эластичностью. Спрос эластичен, когда при незначительном изменении цены его величина изменяется существенно (коэффициент ценовой эластичности в этом случае больше 1). Товарами с эластичным спросом обычно являются предметы роскоши (автомобили, драгоценности, деликатесы); вещи, цена которых существенно ощутима для семейного бюджета (мебель, компьютер); легко заменяемые товары (отдельные виды мяса, фрукты). Спрос неэластичен, когда при весьма существенных изменениях цены его величина изменяется незначительно (коэффициент эластичности при этом меньше 1). К товарам с неэластичным спросом можно отнести: предметы первой необходимости (лекарства, продукты питания); вещи, цена которых мало ощутима для семейного бюджета (зубная щетка, спички); трудно заменяемые товары (электрические лампочки, бензин). Спрос имеет единичную эластичность, когда изменение величины спроса и цены происходит одинаковыми темпами. Коэффициент эластичности в этом случае равен 1.

2.Эластичность спроса по доходу, которая показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении потребительских доходов на 1%. Мерой эластичности спроса по доходу является коэффициент эластичности (kэд ), определяемый следующим образом:

Сущность предложения. Закон предложения. - student2.ru

где Δ D – процентное изменение величины дохода.

Эластичность спроса по доходу во многом зависит от того, спрос на какие товары она отражает. В связи с этим товары делятся на так называемые нормальные товары и товары пониженного потребительского качества. Для нормальных товаров характерно то, что при увеличении доходов увеличивается и спрос на них. На товары пониженного качества при росте доходов спрос, наоборот, снижается.

3.Перекрестная эластичность спроса, которая показывает степень изменения спроса на товар А в зависимости от степени изменения цены на товар Б. В этом случае речь идет о взаимосвязанных товарах: товарах-заменителях и взаимодополняющих товарах. Коэффициент перекрестной эластичности (kэп) определяется так:

Сущность предложения. Закон предложения. - student2.ru

где Δ Q A – процентное изменение величины спроса на товар А; Δ Р Б – процентное изменение цены на товар Б.

Эластичность предложения.

Эластичность предложения – это степень изменения величины предложения под влиянием воздействия различных факторов. Важнейшими факторами эластичности предложения выступают цена данного товара и цены других товаров, поэтому различают следующие ее виды:

1. Эластичность предложения по цене, которая характеризует степень изменения величины предложения (ΔQs) в зависимости от изменения цены (ΔP). Она измеряется с помощью коэффициента ценовой эластичности:

Сущность предложения. Закон предложения. - student2.ru

Различают эластичное предложение, неэластичное предложение и предложение с единичной эластичностью. Предложение считается эластичным, если незначительное изменение цены товара вызывает значительное изменение его величины (коэффициент эластичности в этом случае больше 1). Предложение неэластично, если изменение цены не вызывает изменения его величины (коэффициент эластичности меньше 1). При единичной эластичности предложения имеет место одинаковое изменение цены и количества предлагаемых товаров (коэффициент эластичности равен 1).

2.Перекрестная эластичность предложения, которая характеризует степень изменения предложения товара А в зависимости от степени изменения цены на товар Б. Ее измеряют с помощью коэффициента перекрестной эластичности (kпэп) следующим образом:

Сущность предложения. Закон предложения. - student2.ru

где ΔQA – процентное изменение величины предложения товара А;

ΔРБ – процентное изменение цены на товар Б.

На эластичность предложения влияют следующие основные факторы: отсутствие товаров-заменителей, уровень товарных запасов, резервы производственных мощностей, уровень конкуренции, фактор времени. Особо существенным из них является фактор времени, в соответствии с которым выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В краткосрочном периоде у производителя нет времени, чтобы изменить предложение: оно будет неэластичным.
В среднесрочный период производитель имеет возможность использовать резервы производства и увеличить предложение: его эластичность возрастает. В долгосрочный период производитель имеет возможность расширить производство и увеличить выпуск продукции. Эластичность предложения в этот период становится максимальной.

18.Полезность и рациональный потребитель. Общая предельная полезность.

Приобретая различные товары, люди тем самым удовлетворяют свои потребности. При этом они стараются покупать такие вещи, которые, по их мнению, могут приносить им пользу, имеют определенную для них полезность. Полезность – это удовлетворение, которое получает покупатель, используя купленную вещь.

Существуют понятия предельной и общей полезности. Полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы товара, называется предельной полезностью. Общая полезность определенного количества товара определяется как сумма предельной полезности каждого из них. Предельная полезность отдельных товаров снижается по мере увеличения их количества. Уменьшение предельной полезности товара с увеличением его потребляемого количества называется законом убывающей предельной полезности. Общая полезность увеличивается до тех пор, пока предельная полезность имеет положительное значение. Темп увеличения общей полезности с добавлением нового товара замедляется.


Существует правило максимизации полезности: максимальная общая полезность при данном доходе достигается при условии, если последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида товара, приносит одинаковую предельную полезность. Таким образом, представление об убывающей предельной полезности лежит в основе объяснения закона спроса и имеет большое значение в понимании того, каким образом потребителям следует распределять свой денежный доход между различными товарами и услугами, которые они могут и желают купить. Спрос на товары связан с полезностью данных товаров для покупателя. В то же время деньги для покупателя тоже обладают полезностью. Поэтому он купит товар, если полезность этого товара и полезность затраченных на покупку денег будут оцениваться им одинаково. Цена, которую согласен заплатить потребитель за соответствующий товар, называется ценой спроса и определяет предельную полезность этого товара для покупателя. Таким образом, покупка товара имеет место потому, что этот товар обладает для потребителя большей привлекательностью, чем деньги. Это значит, что каждый покупатель, приобретая товар, получает определенный выигрыш. В тех случаях, когда цена спроса превышает рыночную цену, выигрыш потребителя определяется как разница между ними и называется излишком потребителя. Таким образом, излишек потребителя – это разница между максимальной суммой денег, которую надо отдать за данный товар, и той суммой денег, которая за него заплачена. Стремление к получению выигрыша от покупки лежит в основе экономического интереса покупателя на рынке.

Наши рекомендации