Роль принципа «невидимой руки» в экономике
Каждый производитель, действуя в интересах своей личной выгоды, одновременно как бы “невидимой рукой" направляется к достижению наибольшего блага для всего общества, поскольку производит ту продукцию, которая необходима людям.Иными словами, сила конкуренции контролирует или направляет мотив личной выгоды таким образом, что он способствует наилучшему обеспечению интересов общества. Концепция “невидимой руки” рынка в том и заключается, что когда фирма-производитель максимизирует свою прибыль, общественный продукт также растет.
15. Рыночный спрос и его факторы. Закон спроса. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность спроса.
Спрос — формапроявленияпотребностейифакторы, населения, обеспеченнаяденежнымэквива-влияющиелентом.
Рыночныйспроспредставляетсобойсовокупностьвсехиндивидуальныхспросовнаданномрынке, илиспрос, предъявляемыйнатоварвсемипокупателями (потребителями).
Похарактерувоздействиянаспросфакторымогутбытьобщими (уровеньдоходов, численностьнаселения, ценынатовары) испецифическими (жилищноестроительство, электрификациябыта, численностьмолодежи, пенсионеров, детей, степеньразвитиятуризмаит.п.). Повозможностиизмеренияспросафакторыбываютподдающимисяколичественнойоценкеинеподдающимися (мода, предпочтения, привычкиидр.).
Законспроса — этовыражениеобратнойзависимостивеличиныспросанаопределенныйтоваротуровняценнанего (припрочихравныхусловиях).
“Эффектдохода”.Сниженнаяценапозволяетнапрежнююсуммурасходовнаданныйтоварприобрестиеговбольшемразмере. Эторавнозначноувеличениюденежногодоходапокупателя, нотолькопоотношениюкданномутовару, толькоприпокупкеданноготовара. Поэтомучембольшепотребительпокупаетподешевевшеготовара, тембольшеон
самостоятельнымидействиямиреализуетэтуоткрывшуюсявозможностьувеличениясвоегодохода.
Эффект замещения- При повышении цен на товары потребитель начинает заменять дорогостоящие товары более дешевыми или совсем отказываться от них. Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их собственные цены могут и не измениться. Поэтому, замещая “другие” товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.
Изменениевеличиныспросаподвлияниемдинамикиценобладаетещеоднимсвойством, получившимназвание “ценоваяэластичностьспроса”. Онахарактеризуетответнуюреакциювеличиныспросанаизменениецены. Еслинебольшоеизменениеценывызываетзначительноеувеличениеспроса, тотакойспросполучилназвание “эластичного”.
Различаютэластичностьспросапоценеиэластичностьспросаподоходу. Эластичностьспросапоценепоказывает, насколькоизменитсяобъемспросанатоварвответнаизменениеценыэтоготовара.
Коэффициентэластичностиспросапоцене (К )можновыразитьследующимобразом:
К = В /ц,
Изменениединамикиспросавответнаизменениедоходовпотребителейотражаетэластичностьспросаподоходу.Онаизмеряетсякакотношениеизменениявеличиныдоходаксреднемудоходу. Коэффициентэластичностиподоходупоказывает, насколькопроцентовизменитсяспроснатоварприизменениидоходапотребителейна 1 %.
16.Рыночное предложение и его факторы. Закон предложения. Эластичность предложения. Рыночное равновесие.
Рыночное — предложениетоваравсемипродавцаминарынке.
Основнымипоказателямипредложениявыступаютобъемиценапредложения. Объемпредложения — этотоколичествотоваров, котороеготовыпродатьпродавцы. Ценапредложения — этоминимальнаяцена, покоторойпродавцысогласныпродатьопределенноеколичествотоваров.
Faktori:
1.Ценынаресурсы. Могутлибостимулироватьнаращиваниепредложения (еслиониснижаются), либопрепятствоватьэтому (еслионирастут).
2. Изменениявтехнологиипроизводства. Совершенствованиетехнологиипозволяетсменьшимизатратамипроизвестиединицупродукции, чтоприводиткснижениюиздержекпроизводстваиувеличениюпредложения.
3. Налогиисубсидии. Налогиувеличиваютиздержкипроизводстваиуменьшаютпредложение. Субсидииснижаютиздержкипроизводстваиувеличиваютпредложение.
4. Ценынадругиетовары. Изменениеценнадругиетоварыприводиткпереливуресурсов (уходфирмвдругиеотрасли). Уходпроизводителейуменьшаетпредложениетоваров.
5. Ожидания. Ожиданияизмененияценыпродуктавбудущемможетповлиятьнажеланиепроизводителяпоставлятьегонарыноквнастоящеевремя.
6. Числопродавцов. Приданномобъемепроизводствавкаждойфирмечембольшечислопоставщиков, тембольшерыночноепредложение.
7. Природныеусловия: стихийныебедствия, наносяущербэкономике, влияютнасокращениепредложения.
законпредложения - выражаетотношениепрямойзависимостивеличиныпредложенияопределенноготовараотуровняценынанего.
Степеньизмененияпредложениявответнаизменениеценыхарактеризуетэластичностьпредложения.
К .п = вп/цт,
Рыночное равновесие — это такая ситуация на рынке,при которой конкурентные силы спроса и предложения устанавливают цену, уравновешивающую их объемы. Графическирыночноеравновесиеможетбытьпредставленоточкойпересечениякривыхспросаипредложения. Вэтойточкеравновеснойценесоответствуютравновесныевеличиныспросаипредложения. Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночное равновесие. Стабильное имеет место тогда, когда нарушенное равновесное состояние восстанавливается опять; нестабильное — когда нарушенное равновесие рынка остается таковым на протяжении длительного времени.