Неоклассическая экономическая теория возникла в 1870-е годы.
Представители: Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Бём-Баверк (австрийская школа), У. С. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), Ирвинг Фишер, А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа).
Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории анализа — предельные величины (Маржинализм).
Экономисты неоклассического направления разработали:
· Теорию предельной полезности (Теория разрабатывалась представителями австрийской школы: К. Менгером, Э. Бём-Баверком, Ф.Ф. Визером, Й. Шумпетером, а также Л. Вальрасом (Лозаннская школа), У. С. Джевонсом и А. Маршалом. Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости).
· Теорию предельной производительности (Дж. Б. Кларк. Под предельным продуктом понимается «естественный», «справедливый» уровень дохода, выплачиваемый каждому из факторов производства).
· Теорию общего экономического равновесия (Леон Вальрас), согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов,
· Экономическую теорию благосостояния (А.С. Пигу. По мнению ученого, размер национального дохода зависит от ряда факторов: размеров ресурсов и капитала, особенностей народа, деятельности правительства и внешней торговли. Благосостояния можно добиться путем более равномерного распределения доходов, которого можно добиться при помощи государственного вмешательства, рационального налогообложения и бюджетно-налоговой политики). Ее принципы положены в основу современной теории государственных финансов (П. Сэмуэльсон), теорию рациональных ожиданий и др.
Во второй половине XIX века наряду с марксизмом возникает и развивается неоклассическая экономическая теория. Из всех её многочисленных представителей наибольшую известность приобрёл английский учёный Альфред Маршалл (1842—1924). Он был профессором, заведующим кафедрой политической экономии Кембриджского университета. А. Маршалл обобщил результаты новых экономических исследований в фундаментальном труде "Принципы экономической теории" (1890).
В своих работах А. Маршалл опирался как на идеи классической теории, так и на идеи маржинализма. Маржинализм (от английского marginal — предельный, крайний) — это течение в экономической теории, возникшее во второй половине XIX века. Экономисты-маржиналисты в своих исследованиях использовали предельные величины, такие как предельная полезность (полезность последней, дополнительной единицы блага), предельная производительность (продукция, произведённая последним нанятым работником).
Данные понятия использовались ими в теории цены, теории заработной платы и при объяснении многих других экономических процессов и явлений.
В своей теории цены А. Маршалл опирается на концепции спроса и предложения. Цена блага определяется соотношением спроса и предложения. В основе спроса на благо лежат субъективные оценки предельной полезности блага потребителями (покупателями). В основе предложения блага лежат издержки производства. Производитель не может продавать по цене, не покрывающей его затраты на производство. Если классическая экономическая теория рассматривала формирование цен с позиций производителя, то неоклассическая теория рассматривает ценообразование и с позиций потребителя (спрос), и с позиций производителя (предложение).
Неоклассическая экономическая теория так же, как и классики исходит из принципа экономического либерализма, принципа свободной конкуренции. Но в своих исследованиях неоклассики больший акцент делают на исследовании прикладных практических проблем, в большей степени используют количественный анализ и математику, чем качественный (содержательный, причинно-следственный). Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства. Неоклассическая экономическая теория является одной из основ многих направлений современной экономической мысли.
Лозаннская школа маржинализма — одна из научных школ неоклассического направления в экономике конца XIX — начала XX века.
Основные представители: Леон Вальрас (1834 - 1910), Вильфредо Парето (1848 - 1923).
Основные работы: Л. Вальрас «Элементы чистой политической экономии» [«Elements d’economie politique pure»] (1874); В. Парето «Учебник политической экономии»
Из всех направлений маржинализма лозаннская школа сыграла наибольшую роль в формировании неоклассической школы. Уподобление механическим системам. В этом они резко отличались от австрийцев и были близки к экономистам-классикам. Они впервые осуществили анализ хозяйства с точки зрения общего равновесия; впоследствии моделирование на основе идеи общего равновесия стало одной из характерных черт магистрального направления современной экономической теории.
Австрийская школа (также Венская школа, Психологическая школа) — Кларк, Мизес, Бем-Баверк и др. - теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главным становится принципы свободной экономики (Laissez-faire), экономический либерализм. Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и минимального стороннего вмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).
Особенности австрийской школы:
- отказ от использования математических методов исследований;
- крайний субъективизм как характерная черта практически всех представителей школы;
- акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей;
- акцент на структуру капитала и временну́ю изменчивость последней при изучении макроэкономических проблем.