Теории меркантилизма и физиократии: Т.Ман, Ф. Кенэ
Меркантилизм (от итальянского слова "мерканте", означающего в переводе "купец") - термин, имеющий двоякое значение. С одной стороны, это течение экономической мысли, экономическое учение, выражающее интересы торговой буржуазии, а с другой – экономическая политика периода первоначального накопления капитала. Его основные черты могут быть выражены в. следующих тезисах:
а) Абсолютной формой богатства, выражением его сущности являются деньги;б) Предметом изучения является исключительно сфера обращения;в) Методом изучения экономики являлся эмпиризм;г) Сферой возникновения богатства считалась исключительно внешняя торговля;д) Принципом образования богатства провозглашался неэквивалентный обмен.
Концепция меркантилизма в своем историческом развитии прошла два этапа. Первый из них – период раннего меркантилизм (ХV-ХVI в. в.). В этот период меркантилизм выступал в форме монетаризма. Видными его представителями были: У. Стаффорд (Англия) и А.Л. Ордин-Нащекин (Россия). Сторонники монетаризма выдвинули теорию денежного баланса согласно которой запрещался вывоз денег из страны и поощрялся их ввоз, ограничивался импорт товаров из-за рубежа, устанавливались высокие таможенные пошлины и т.п. Осуществление этих мер предполагало проведение государством протекционистской торговой политики.
Вторым этапом в развитии учения меркантилизма был поздний меркантилизм (ХVII-ХVIII в. в.).- период торгового балансирования, когда не государственное регулирование, а экономические методы были призваны на помощь молодой буржуазии. Представители данного этапа разработали теорию торгового баланса по которой считалось, что богатство государства будет тем больше, чем больше экспорт товаров превышает их импорт. Эта разница может быть обеспечена двумя методами:
за счет вывоза готовых изделий своей страны,2) при помощи посреднической торговли.
Представителями этого "производственного" меркантилизма были в Западной Европе Томас Мен (1571—1641-В своих памфлетах «Размышления о торговле Англии с Ост-Индией» (1621), «Сокровище Англии во внешней торговле или баланс внешней торговли» (1664) он отрицает монетаризм и обосновывает теорию торгового баланса.
Мэн высказывается против запрета вывоза денег, потому что, по его мнению, деньги приносят богатство только находясь в обороте. Он утверждает, что деньги в обращении можно сравнить с пшеничным зерном. Только посеянное зерно дает новый урожай, увеличивая свое количество. Попытки удержать в стране как можно больше золота и серебра с помощью государственных мероприятий ограничивают право купца распоряжаться своими деньгами и наносят только вред. С точки зрения Мена, единственным разумным средством увеличения количества денег в стране есть благоприятный торговый баланс.
Четко формулирует Мен и теорию торгового баланса: «Обычным средством для увеличения нашего богатства и наших сокровищ является место предполагаемого наторговля, в которой мы всегда должны придерживаться того правила, чтобы ежегодно продавать иностранцам своих товаров на большую сумму, чем мы потребляем их товаров.
Своеобразно происходил переход к классическому учению во Франции. Здесь возникло учение физиократов, одним из основоположников которого стал выдающийся экономист (впервые именно этим термином назвавший собственную профессию) Франсуа Кенэ (1694—1774). Он создал первую в истории экономическую школу в буквальном смысле этого слова, т.е. место, где собирались взрослые и даже высокопоставленные люди для обсуждения экономических вопросов. Будучи придворным врачом, Кенэ организовал свою школу в Версале. Это не помешало ему высказывать довольно радикальные идеи и свободно общаться с некоторыми деятелями, идеологически воздействовавшими на активных участников будущей Великой французской революции.
Кенэ сосредоточил свое внимание на производстве — в этом его "классицизм". Но величайшей заслугой ученого было то, что он рассматривал производство не как единовременный акт, а как постоянно возобновляемый процесс, т.е. как воспроизводство. Сам термин "воспроизводство" введен в науку Кенэ. Более того, впервые в истории воспроизводственный процесс показан исследователем на макроэкономическом уровне как некий общественный феномен, как непрерывный обмен веществ в общественном организме..
Кенэ создал первую модель движения товарных и денежных потоков в обществе, определил условия реализации общественного продукта, показал теоретическую возможность непрерывности общественного воспроизводства товаров, капиталов и производственных отношений. Его модель эквивалентного обмена достаточно абстрактна, но это научная абстракция, позволяющая проникнуть в суть вещей. Не зря все крупные исследователи макроэкономики так или иначе обращались к трудам Кенэ.
Центральной категорией в учении Кенэ было понятие чистого продукта. Чистый продукт — это примерно то, что впоследствии назвали прибавочной стоимостью, то, что остается у производителя от выручки после вычета всех издержек. По мнению физиократов, чистый продукт производится исключительно в тех отраслях производства, где происходит реальный физический прирост материи (отсюда и власть природы). Не будем обвинять физиократов в наивности, вспомним время и место, в которых формировались их взгляды. Сельское хозяйство и добывающая промышленность дают прирост материи, следовательно, считали они, здесь и создается чистый продукт. А вот в обрабатывающей промышленности, в ремесле материя убывает, значит, здесь не производится общественного богатства. Ремесленники— бесплодный, или стерильный, класс. (Кстати, термин "класс" по отношению к общественным группам людей, различающимся по тому, как они относятся к чистому продукту, тоже впервые применил Кенэ.) Крестьяне, фермеры — главные производители чистого продукта. Но они не потребляют его, а вынуждены передавать в виде земельной ренты собственникам земли, а также королю и церкви. Ремесленники и промышленники играют в обществе вспомогательную, обслуживающую роль, непосредственно не участвуя в создании чистого продукта.
Кенэ знает истинные причины упадка земледельческой страны. Их, по его мнению, восемь:
• неправильная форма налогового обложения;
• излишнее бремя налогов;
• излишества в роскоши;
• чрезмерные судебные расходы;
• личная несвобода обитателей деревни;
• отсутствие свободы во внутренней торговле;
• отсутствие внешней торговли;
• отсутствие возврата годичного чистого продукта производительному классу.