Теории экономических циклов. Концепции антициклической политики государства.
По продолжительности протекания, в связи с указанными колебаниями, различают следующие виды экономических циклов:
· одногодичные, обусловленные сезонными колебаниями;
· 2—5-летние циклы Китчина—Крума;
· 7—11-летние циклы Жугляра (инвестиционные);
· 17—25-летние циклы Кузнеца (строительные);
· 45—60-летние циклы Кондратьева .
Циклы Китчина—Крума связывают с колебанием мировых запасов золота. В целом, эти циклы вызваны восстановлением нарушенного макроэкономического равновесия на потребительском рынке.
Циклы, связанные с обновлением основного капитала и изменением спроса на оборудование, называют циклами Жугляра , который, правда, считал, что причина их возникновения — изменения в денежном обращении и кредите, вызванные увеличением спроса на инвестиции.
Строительные циклы связаны, по мнению С. Кузнеца, с периодическим обновлением жилищ и определенных типов производственных сооружений. Каждые 20 лет происходят колебания национального дохода под воздействием масштабных инвестиций в промышленное оборудование, здание, сооружение.
Н. Кондратьевв своих больших циклах выделял две фазы —повышательную и понижательную. Он показал, что перед повышательной фазой происходит своеобразный взрыв научно-технического прогресса, затем на стадии хозяйственного подъема — широкое внедрение в экономику «продуктов» этого взрыва. В зависимости от адаптации каждой страны именно к данной длинной волне происходит и трансформация расстановки сил на мировой арене.
Кондратьев обозначил следующие большие циклы:
· 1-й цикл — с начала 90-х годов XVIII в. до середины XIX в.;
· 2-й цикл — с середины XIX в. до 1890—1896 гг.;
· 3-й цикл — с 1896 по 1940—1945 гг.
Австрийский экономист И. Шумпетер связывает длинные волны с научно-техническим прогрессом, который регулярно получает новый импульс посредством внедрения в экономику базовых нововведений.
Регулярность повторения циклов, их дестабилизирующее воздействие на экономику определили необходимость государственного антициклического регулирования . Экономисты расходятся только в перечислении допускаемых методов регулирования циклического развития экономики, в степени интенсивности этого регулирования. Господствуют два подхода: неокейнсианский и неоконсервативный . При первом государство регулирует совокупный спрос, и приоритетной становится налогово-бюджетная политика; второй основан на регулировании совокупного предложения, приоритет получает кредитно-денежная политика. Как следствие, различаются и мероприятия, и формы регулирования.
Каковы бы ни были методы регулирования государством циклических колебаний, все они сводятся к противодействию (К. Эклунд ). Все мероприятия должны быть направлены против хода колебания в каждый данный момент.
В период кризиса и депрессии — низкая рыночная конъюнктура , поэтому государство всеми средствами старается активизировать хозяйственную деятельность, а в период оживления , особенно подъема, оно старается сдержать деловую активность, чтобы экономика не «перегревалась». Так, например, безработица и деловая активность регулируются увеличением государственных расходов и снижением налогов, предоставлением налоговых льгот на новые инвестиции в период спада и повышением налогов с понижением государственных расходов в период подъема.
Кредитно-денежная политика в период спада предполагает проведение кредитной экспансии. Государство пытается оживить экономическую деятельность с помощью дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешевых денег», то есть снижается процентная ставка , увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, росту деловой активности и снижению безработицы.
В период подъема проводятся противоположные мероприятия кредитно-денежной политики — политика «дорогих денег», уменьшение кредитных ресурсов банков.