Цикличность экономического развития. Деловой цикл и его фазы.
Для рыночной экономики характерны нестабильность, неустойчивость развития (цикличность).Экономический цикл (цикл деловой активности) —это регулярно повторяющиеся периоды в развитии национальной экономики. Основные причины цикличности экономического развития:
1) внешние (экстернальная теория):
а) политическая обстановка в стране (война и т. д.);
б) миграция населения;
в) освоение новых территорий;
г) научные открытия;
д) открытие новых месторождений полезных ископаемых;
2) внутренние (интернальная теория):
а) колебания объемов личного потребления;
б) регулирование экономики государством;
в) сокращение или увеличение объемов инвестиций;
г) срок службы основного капитала.
В экономической теории существует более 1300 типов цикличности.
Экономисты различают 4 основных типа экономических циклов (в зависимости от их продолжительности):
1) цикличность Китчина – продолжительность цикла 3 года и 4 месяца, это связано с колебаниями мировых запасов золота;
2) цикличность Жугляра – продолжительность цикла 10 лет; причинами являются специфика банковской деятельности и обновление основного капитала;
3) цикличность Кузнеца – продолжительность цикла 15–20 лет; связана со строительством новых типов производственных сооружений;
4) цикличность Кондратьева – продолжительность цикла 45–65 лет; связана с обновлением экономической системы.
Теория длинных циклов Кондратьева имеет ряд особенностей:
1) длинные циклы не предполагают последовательную смену фаз роста и сокращения уровня валового внутреннего продукта, занятости и потребления;
2) длинные циклы – долговременное ритмичное чередование периодов, когда темпы экономического роста имеют тенденцию повышаться, и периодов, когда они имеют тенденцию понижаться;
3) повышающая волна длинного цикла характеризуется более продолжительной фазой подъема и сравнительно краткосрочной фазой спада, а понижающая волна характеризуется краткосрочной вялой фазой подъема и затяжной глубокой рецессией;
4) среднегодовой темп экономического роста в период понижающей волны ниже, чем в период повышающей.
Для цикличности экономического развития характерны следующие признаки:
1) наличие колебаний уровня производства;
2) периодичность (повторяемость) колебаний;
3) наличие в колебаниях повторяющейся единицы – цикла.
Из графика понятно, что цикличность представляет собой взаимодействие 4 фаз:
1) кризис, или спад (А), характеризуется падением реального объема производства, уменьшением вложений, ростом безработицы; среди средств, помогающих государству выйти из состояния кризиса, можно выделить следующие:
а) гарантирование государством вкладов населения в сберегательных учреждениях;
б) уменьшение ставок налогообложения;
в) повышение цен на сельхозпродукты при помощи субсидируемого государством сокращения производства в этой сфере хозяйства;
г) организация общественных работ;
2) депрессия, или дно (В), характеризуется тем, что производство и занятость достигают самого низкого уровня, снижается ссудный процент, стабилизируются товарные запасы;
3) оживление, или экспансия (С), приносит незначительное повышение уровня производства, некоторое сокращение безработицы, повышение цены и повышение ссудного процента, повышенный спрос на новое оборудование;
4) подъем (D) подразумевает быстрый рост производства, занятости, капиталовложений, объем производства достигает высшей точки – пика цикла. Лихорадочно растут цены, безработица сокращается до минимальных размеров при одновременном росте зарплаты. В подавляющем большинстве случаев каждый последующий пик циклического подъема оказывается на уровень выше, чем уровень предыдущего пика, что отражает поступательное развитие экономики, ее общий рост. За фазой подъема снова следует кризис.
Провалы» и отриц. экстерналии в функц-нии рынка. Концепции роли гос-ва в рын. экономике.
Провал рынка - это неспособность рынка обеспечить эффективное распределение ограниченных ресурсов.
Некоторые из видовпричин.
Внешние эффекты (экстерналии). Одним из типов провала рынка является неспособность рынка обеспечить передачу информации о редкости в форме цен. Для того, чтобы рынки эффективно функционировали, цены должны отражать альтернативную стоимость производства тех или иных товаров и услуг. Производители товара и услуги в нормальной ситуации должны получить цену, по крайней мере равную альтернативной стоимости; в противном случае они просто не захотят осуществлять предложение этого товара на рынке. Однако возникают ситуации, при которых действие производителей (и потребителей) оказывают воздействие на третьих лиц, то есть на людей, не являющихся в данной сделке ни продавцами ни покупателями. Эти эффекты, направленные на третьих лиц и никак не отражающиеся в ценах - внешние эффекты.
Общественные блага . Товары и услуги имеют два общих свойства:
· свойство исключения (лицо, осуществляющее предложение, одним предлагает товар, а другим - нет);
· свойство соперничества (использование единицы товара одним лицом, ограничивает возможность его использования другими лицами).
Товары, не обладающие свойствами исключения и соперничества, называют общественными благами. Наверное, в самом чистом виде примером общественных благ является национальная оборона. Нельзя защитить от ядерной атаки или вторжения одного человека , не распространив эту защиту на всех Кроме того, затраты на защиту одного жителя какой-то зоны не больше, чем оборона целого города или района. Хотя в чистом виде общественные блага встречаются редко, целый ряд благ может характеризоваться частичным отсутствием свойств исключения или соперничества: услуги милиции, уход за городскими улицами, космическая программа и т.д.
Недостаточная конкуренция. Рыночные цены, если они эффективно регулируют распределение ресурсов, должны отражать альтернативные стоимости. В случае, когда проявляются пагубные внешние эффекты, провал рынка происходит из-за того, что цены падают ниже альтернативных стоимостей. В тех же случаях, когда имеет место недостаточная конкуренция, провал рынка может произойти из-за того, что цены слишком высоки. В качестве примера следует рассмотреть рынок, на котором действует всего один продавец какого-то товара или услуги; такой рынок называется монополией. Если будет установлена слишком высокая цена (напр. На электричество), то потребители получат ложный сигнал об альтернативной стоимости электричества и могут осуществить экономически необоснованные замены электроэнергии, напр. На нефть, газ.
Провал рынка, который обязан своим происхождением недостаточной конкуренции, не обязательно исчерпывается такой экстремальной ситуацией как монополия. При известных обстоятельствах конкуренция между небольшим числом фирм может также привести к ценам, превосходящим альтернативные стоимости, особенно в тех случаях, когда фирмы ограничивают конкуренцию.
Другие разновидности провалов рынка. Источниками провалов рынка являются инфляция и циклическая безработица, т.к. экономика, подверженная чрезмерной инфляции и безработице, создает неблагоприятную экономическую среду для координации действий продавцов и покупателей отдельных товаров и факторов производства.