Билет № 18: 1. Причины и следствия нарушения рыночного равновесия.
Рыночное равновесие обычно сохраняется не дольше, чем, скажем, находится маятник в каждой из точек своего пути. Оно постоянно нарушается из-за изменений либо спроса, либо предложения. Рынку приходится снова и снова их согласовывать (балансировать), формируя новые равновесные уровни цен и объемы производства. Попробуем разобраться в том, как это происходит. Допустим, что в силу каких-то причин (например, благодаря снижению цен на других рынках и экономии в результате этого денег) покупатели обладают денежными средствами для покупки данного товара в больших объемах. В этом случае произойдет изменение спроса на данный товар в целом. Но изменение спроса не может изменить логику поведения на рынке продавцов. Конечно, они готовы предложить покупателям больший объем товаров, но лишь по более высокой цене. Поэтому повышение спроса в целом ведет не только к росту объемов продаж, но и к повышению равновесной рыночной цены.
Предложение продавцов (производителей) выставить на рынок больший объем товаров по более высокой цене объясняется тем, что для наращивания производства им нужно:
1) строить новые предприятия или цеха;
2) нанимать дополнительных рабочих;
3) покупать больший, чем прежде, объем сырья и материалов.
Иными словами, им самим придется предъявить больший спрос на рынках ресурсов производства. Для расширения объема этих ресурсов (увеличения предложения) обществу потребуются дополнительные затраты. Придется, например, обучить дополнительное число работников новым профессиям или начать эксплуатацию ранее не использовавшегося месторождения полезных ископаемых. Итогом станет рост цен на рынках ресурсов (факторов) производства. И эти повышенные затраты на организацию выпуска дополнительного количества товаров производителям надо будет как-то компенсировать. А значит, произвести большее число товаров они согласятся лишь при одном условии: если цена будет возмещать те повышенные затраты, с которыми сопряжено производство большего числа товаров. В итоге на рынок поступит больше желанных для покупателей товаров. Но не по прежней, а по более высокой цене. При этом соответственно покупатели согласятся приобрести меньше товаров, чем они были бы готовы сделать, сохранись цена на прежнем уровне. И все же количество покупок будет большим, чем возможно было раньше — до повышения доходов покупателей. Так рынок достигнет новой ситуации равновесия. Изменятся обе характеристики равновесного состояния рынка: равновесное количество товаров и равновесная цена.
По-иному реагирует цена на изменение условий предложения товаров на рынке. Причины таких изменений могут быть разными. Допустим, что изготовителям удалось внедрить новую технологию производства и снизить благодаря этому затраты на изготовление товаров. К чему это приведет? К тому, что станет возможно изготавливать товаров больше при тех же суммарных затратах на производство и сохранении ранее сложившейся величины прибыли. Но если рынок был сбалансирован при прежнем уровне цены, то дополнительные товары сбыта не найдут: по прежней цене покупателей на них не будет. Однако изготовителям есть куда отступать: благодаря снизившимся затратам на производство они ради увеличения объема продаваемых товаров могут теперь пойти на уступки и снизить цену.
Рынок всегда стремится к состоянию равновесия, поскольку оно наиболее выгодно и продавцам, и покупателям. И столь же неизменно рынок отклоняется от состояния равновесия. Причины этого возникают то на стороне спроса, то на стороне предложения.
Именно в силу таких ситуаций жизнь предпринимателя или торговца в рыночной экономике всегда полна неожиданностей и труднопредсказуемых проблем. Он должен все время быть начеку и постоянно следить за тем, что происходит на его и других рынках. Еще раз повторим: все рынки связаны между собой, сильнее или слабее, но связаны. Изменения условий продаж-покупок на одном рынке отзываются эхом на всех других рынках. Поэтому в конкурентной борьбе побеждает тот, кто:
1) более информирован;
2) способен предвидеть развитие событий на рынке;
3) хорошо понимает, как лучше построить свою коммерческую стратегию при том или ином изменении условий деятельности в будущем.