Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и её инструменты.
ЦЕЛИ
I. в краткосрочном периоде:
1) эффективное формирование доходной части бюджета;
2) реализация бюджетной политики государства;
3) принятие мер по снижению бюджетного дефицита;
4) управление государственным долгом;
5) сглаживание циклических колебаний экономики.
II. в долгосрочном периоде:
1) поддержание стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);
2) поддержание полной занятости ресурсов;
3) поддержание стабильного уровня цен.
Инструменты
1) налоговые регуляторы: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, их структуру, объекты обложения, источники налогов, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения.
2) бюджетные регуляторы: уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.
Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.
Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Налоги являются инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.
Билет 33
Мультипликатор государственных расходов
Бюджетный мультипликатор (мультипликатор государственных расходов) — отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов.
Все расходы можно подразделить на следующие группы:
- военные;
- экономические;
- на социальные цели;
- на внешнеполитическую деятельность;
- на содержание аппарата управления.
Билет 34.