Поисковое покупательское поведение
Поисковое покупательское поведение проявляется в ситуации, когда низкая степень вовлечения сопровождается ощутимыми различиями между разными марками товара. В этом случае потребители обычно легко и часто меняют марки. Это происходит не из-за неудовлетворенности потребителя, а потому что на рынке предоставлен большой выбор товаров и хочется попробовать что-то новое или просто ради разнообразия.
В товарах данной категории маркетинговые стратегии будут разными. Для лидеров рынка необходимо поощрять привычное покупательское поведение и стремиться, чтобы продукция занимала лучшие места на прилавках. Кроме того, лидерам необходимо использовать напоминающую рекламу. А компаниям, претендующим на лидерство следует поощрять поисковое поведение потребителей, предлагая более низкие цены, скидки и бесплатные пробные продукты. Реклама же должна убеждать попробовать что-то новое.
Кривая безразличия и бюджетное ограничение
Систему потребительских предпочтений можно представить в виде графиков. Впервые это сделал английский экономист Ф. Эджуорт в 1881 г., построив кривые безразличия.
Кривая безразличия – геометрическое место точек, показывающее совокупность наборов товаров, обладающих равной полезностью для потребителя. Каждая точка на кривой безразличия – это особая комбинация двух таких товаров (рис. 12.2).
Рис. 12.2. Кривая безразличия
a, b, c, d– различные наборы товаров A и B; U – кривая безразличия.
Если у потребителя будут меняться предпочтения, то возникнут новые кривые безразличия. Совокупность кривых безразличия, помещенных на одном графике, принято называть картой безразличия (см. рис. 12.3).
Рис. 12.3. Карта безразличия
Характер наклона кривых безразличия выражает пропорцию, в которой потребитель готов заменить один товар в наборе на другой.
Предельная норма замещения – это максимальное количество товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу товара. Предельную норму замещения можно выразить математически (12.5) и графически (рис. 12.4).
(12.5) |
где MRS – предельная норма замещения; x и y – товары.
Предельная норма замещения показывает предельную полезность (выгоду), которую обеспечивает дополнительная единица блага.
Предпочтения не полностью объясняют поведение потребителей, так как на индивидуальный выбор влияет покупательная способность потребителей, зависящая в свою очередь от бюджета потребителя и уровня цен.
Рис. 12.4. Предельная норма замещения а, в, с – наборы товаров.
Черта покупательной способности, ограничивающая потребительский выбор на рынке, называется бюджетaной линией.
Она строится путем попеременного отложения на осях графика максимального количества товара, которое можно приобрести при условии полного расхода бюджета (рис. 12.5).
Рис. 12.5. Бюджетная линия
Равновесие потребителя
Удовлетворение любых потребностей всегда ab – бюджетная линия ограничено возможностями, поэтому, чтобы найти наилучший вариант потребительского выбора, следует наложить на карту безразличия бюджетную линию. При этом найденное оптимальное решение будет означать равновесие потребителя на рынке. Оптимальная комбинация должна:
a. находиться на бюджетной линии, так как слева находится область недоиспользования бюджета, а справа – недостаточности;
b. находиться на кривой безразличия как можно дальше от начала координат, обеспечивая тем самым максимизацию пользы.
Две линии, соприкасающиеся в одной точке, всегда имеют одинаковый наклон. При этом наклон кривой безразличия определяется нормой замещения (MRS), а наклон бюджетной линии – соотношением цен товаров входящих в набор (PB/PA), поэтому условие равновесия потребителя можно выразить математически (12.6) и графически (12.6):
(12.6) |
Рис. 12.6. Равновесие потребителя
U1, U2, U3 – кривые безразличия; А, B – недоиспользование бюджета; M – недоступность для бюджета; E – равновесие потребителя.
№7 Общий, средний и предельный продукт. Закон спроса на фактор.
· Используемые в производстве ресурсы принято называть факторами производства, главными из которых являются труд, капитал, земля и предпринимательство.
· Зависимость между количеством используемых ресурсов и объемами выпускаемой продукции изучает теория производства; в ее основе лежит концепция производственной функции.
· Производственная функция определяет максимальный объем выпуска продукции при каждом заданном количестве ресурсов; описывает зависимость между затратами ресурсов и выпуском продукции.
· Для того, чтобы быть конкурентоспособной, фирма должна стремиться минимизировать затрату ресурсов; производственные методы, использующие слишком большое количество ресурсов, считаются технологически неэффектными.
Производственная функция определяется формулой: , где Q – количество продукции, L – количество труда, K – количество капитала.
Производственная функция показывает максимальное количество товара, которое можно произвести при различных сочетаниях факторов L и K, а также показывает альтернативные возможности, при которых различные комбинации факторов обеспечивают один и тот же объем продукции.
Отдача от фактора показывает зависимость между объемом выпускаемой продукции и изменениями в количестве одного фактора при неизменном количестве другого.
Общий продукт (TP)(количество) – сколько производят | это суммарный объем выпуска продукции, полученный в рамках заданной производственной функции, измеренный в физических единицах | позволяет выявить зависимость между объемом выпускаемой продукции и изменениями в количестве одного ресурса при неизменном количестве других | при | |
Предельный продукт(MPL), (прирост выпуска при использовании дополнительной единицы фактора) | исчисленный в физических единицах | ,показывает изменение в объеме выпуска продукции, вызванное использованием дополнительной единицы данного фактора (L) при неизменном количестве всех остальных | где MPL – предельный продукт фактора L, - изменение общего объема выпуска продукции, - изменение количества фактора L. | |
Средний продукт фактора (APL) (показательпроизводительности труда.) | определяется путем деления объема выпускаемой продукции на количество используемого переменного фактора L | показывает, какое количество произведенной продукции приходится на единицу труда | =TP\L(кол-во фактора) |
· Предельный продукт достигает своего максимального значения раньше, чем средний продукт;
· кривая предельного продукта (MPL) пересекает кривую среднего продукта (APL) в точке максимума последнего.
· Эта тенденция называется законом убывающей предельной производительности (доходности) факторов производства: по мере увеличения количества переменного фактора при неизменном количестве все остальных предельный продукт переменного фактора начнет уменьшаться.(1-й график)
Взаимосвязь между изменением масштаба производства и соответствующим изменением в объеме выпуска продукции называетсяотдачей от масштаба .
Принято разделять постоянную, возрастающую и убывающую отдачу от масштаба.
Постоянная отдача от масштаба – если при увеличении количества обоих факторов в n раз, объем производства тоже возрастает в n раз.
Возрастающая отдача от масштаба – если при увеличении количества обоих факторов в n раз, объем производства возрастет больше, чем в n раз; важнейшими источниками возрастающей отдачи являются специализация в рамках фирмы и используемая технология.
Уменьшающаяся отдача от масштаба – если при увеличении количества обоих факторов в n раз, объем производства возрастет меньше, чем в n раз; причинами уменьшающейся отдачи факторов, чаще всего, бывают бюрократические издержки внутреннего управления разросшейся фирмы.
Сущность закона
При увеличении использования факторов растет общий объем производства. Однако, если ряд факторов задействован полностью и на их фоне увеличивается лишь один переменный фактор, то рано или поздно наступает момент, когда, несмотря на увеличение переменного фактора, общий объем производства не только не растет, а даже снижается.
Закон гласит: увеличение переменного фактора при фиксированных значениях остальных и неизменности технологии в конечном счете приводит к снижению его производительности.
Действие закона
Закон убывающей предельной производительности, как и другие законы, действует в виде общей тенденции и проявляется только при неизменности применяемой технологии и в короткий отрезок времени.
Для того чтобы проиллюстрировать действие закона убывающей предельной производительности, следует ввести понятия:
Общий продукт
производство продукта с помощью ряда факторов, один из которых является переменным, а остальные – постоянными;
Средний продукт
результат деления общего продукта на величину переменного фактора;
Предельный продукт
приращение общего продукта за счет приращения переменного фактора.
Если переменный фактор будет приращиваться непрерывно бесконечно малыми величинами, то его производительность будет выражаться в динамике предельного продукта, и мы сможем отследить ее на графике (рис. 15.1).
Рис. 15.1. Действие закона убывающей предельной производительности
Построим график, где основная линия ОАВСВ – динамика общего продукта:
1. Разделим кривую общего продукта на несколько отрезков: ОВ, ВС, СD.
2. На отрезке ОВ произвольно возьмем точку А, в которой общий продукт (ОМ) равен переменному фактору (ОР).
3. Соединим точки О и А – получим ОАР, угол которого из точки координат графика обозначим α. Отношение АР к ОР – средний продукт, он же tg α.
4. Проведем касательную к точке А. Ось переменного фактора она пересечет в точке N. Сформируется APN, где NP – предельный продукт, он же tg β.
На всем отрезке ОВ tg α < tg β, т. е. средний продукт растет медленнее предельного. Следовательно, имеется возрастающая отдача от переменного фактора и закон убывающей предельной производительности своего действия не проявляет.
На отрезке ВС рост предельного продукта сокращается на фоне продолжающегося роста среднего продукта. В точке С предельный и средний продукт равны друг другу и оба равны γ. Таким образом, начал проявляться закон убывающей предельной производительности.
На отрезке СD средний и предельный продукты сокращаются, причем предельный – быстрее среднего. Общий продукт при этом продолжает расти. Здесь действие закона проявляется в полной мере.
За точкой D, несмотря на рост переменного фактора, начинается абсолютное сокращение даже общего продукта. Трудно найти предпринимателя, который бы не почувствовал действие закона за пределами этой точки.
№8 Модель выбора фирмой оптимального объема производства. Изокванта и изокоста. Равновесие производителя.
Выбор фирмой оптимального объема производства.
Фирма - это экономический агент, самостоятельно принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием собственных и приобретаемых на рынке ресурсов. Потребителями их товаров выступают домохозяйства, государства и другие фирмы. Источником функционирования является выручка. В нормальных условиях она должна покрывать все расходы фирмы (издержки) и обеспечивать получение средней прибыли. В противном случае наступает банкротство.
Экономической целью и основными показателями деятельности фирмы является прибыль. Она представляет собой разность результатов и затрат. Результаты- это совокупная выручка, а затраты- это совокупные издержки.
В коротком периоде число фирм в отрасли постоянно, совершенно конкурентная фирма стремится максимизировать прибыль или минимизировать убытки. прибыль деятельность фирма
Для фирмы положение равновесия - объем выпуска, который фирме нецелесообразно изменять, поскольку он позволяет максимизировать прибыль.
Оптимальный объем выпуска продукции, обеспечивающий максимальную прибыль, есть такой уровень производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам( MR=P=MC) и средние издержки меньше среднего дохода (AR=P>minAC). А максимальной прибыли соответствует точка E, F- равновесный объем производства, G- равновесная цена.
Предельный доход и предельные издержки. Издержки производства представляют собой стоимость факторов производства или их использования для изготовления продукта или создания услуги , независимо от взаимозаменяемости и разнообразия сочетания факторов производства. Для рассмотрения поведения фирм большое значение имеет временной интервал: рассматривается фирма в краткосрочном или долгосрочном периоде. Краткосрочный период- период времени, в течение которого объем производственных мощностей и число фирм на рынке постоянны.
Предельные издержки (англ. marginal cost) -- показатель предельного анализа производственной деятельности, дополнительные затраты на производство единицы дополнительной продукции. Для каждого уровня производства существует особое, отличное от других значение предельных издержек. Математически они выступают как частные производные функции издержек С(x) по данному виду деятельности:
MC=.
Предельный доход (англ. marginal revenue), также маржинальный доход, предельная выручка -- дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара. Предельный доход также характеризуется как доход, полученный от реализации после возмещения переменных издержек.
Альтернативным подходом к определению объемов продукции, которые конкурентная фирма захочет предложить на рынок по любой возможной цене, является определение и сравнение сумм, которые каждая дополнительная единица продукции будет добавлять к валовому доходу, с одной стороны и к валовым издержкам с другой. Иначе говоря, фирме следует сравнить предельный доход и предельные издержки каждой последующей единицы продукции. Любую единицу продукции, предельный доход от которой превышает ее предельные издержки, следует производить.
Правило равенства предельного дохода и предельных издержек. На начальных стадиях производства, когда объем выпуска относительно небольшой, предельный доход будет превышать предельные издержки. Следовательно, прибыльно производить в пределах этого объема производства. Но на следующих стадиях производства, когда объем выпуска относительно велик, повышающиеся предельные издержки вызовут обратное действие. Предельные издержки будут превышать предельный доход. Очевидно, что следует избегать производства продукции попадающей в этот интервал, в интересах максимизации прибыли. Разделять эти интервалы производства будет особая точка, в которой предельный доход равен предельным издержкам. Эта точка ключ к правилу, определяющему объем производства: фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, производства в той точке, где предельный доход равен предельным издержкам.
Три отличительных черты этого правила. 1. Ограничение: правило предполагает, что фирма предпочитает производить, нежели закрыться. Короче, мы заметим, что предельный доход должен быть равен или превышать средние переменные издержки, или фирма предпочтет закрыться, чем производить продукции, при котором предельные издержки будут превышать продельный доход.
2. Нужно подчеркнуть, что правило равенства предельного дохода и предельных издержек является точным ориентиром максимизации прибыли для всех фирм.
3. Третий момент состоит в том, что правило равенства предельного дохода и предельных издержек можно сформулировать в несколько иной форме. Вспомним, что цена продукции широкими рыночными силами предложения и спроса. Кривая спроса конкурентного продавца совершенно эластична при текущей рыночной цене. В результате цена продукта и предельный доход; то есть каждая проданная дополнительная единица продукции добавляет точно свою цену к валовому доходу. Таким образом в условиях чистой конкуренции - и только при чистой конкуренции - мы можем заменить цену предельным доходом в правиле, так что оно будет звучать следующим образом: чтобы максимизировать прибыль или минимизировать убытки, конкурентной фирме следует производить в точке, где цена равна предельным издержкам.
Уровень экономической прибыли, полученный фирмой, может быть легко подсчитан на основе данных о количестве единиц и издержках. Умножая цену на объем производства, мы находим валовой доход. Валовые издержки вычисляются путем умножения средних валовых издержек на объем производства. Разность валового дохода и валовых издержек является экономической прибылью. Альтернативным способом вычисления экономической прибыли служит определение прибыли на единицу продукции путем вычитания средних валовых издержек из цены продукта и умножения разности на объем производства. Следует заметить, что фирма стремится максимизировать свои совокупные прибыли, а не прибыли на единицу продукции. Фирма легко согласится на более низкие прибыли на единицу продукции, если в результате дополнительно проданные единицы более чем компенсируют понижение прибыли на единицу продукции. После того как фирма сосредоточила свое внимание на технологически эффективных способах производства, она должна выбрать экономически эффективный способ, с тем, чтобы минимизировать издержки, т. к. издержки должны быть как можно более низкими для того чтобы максимизировать прибыль.
Экономически эффективный способ производства какого-либо заданного объема продукции - это такой способ, минимизирует альтернативную стоимость используемых в процессе производства видов затрат. Чтобы добиться экономической эффективности, фирма должна рассматривать стоимость всех видов затрат которые она могла бы использовать. Развитие экономики, совершенствование отраслевой структуры, увеличение масштабов и темпов роста в решающей степени осуществляется на основе повышения эффективности производства.
Экономическая эффективность в общем виде определяется как отношение результатов к затратам ресурсов (материальных, трудовых, финансовых), которые были необходимы для их достижения:
Еобщ = Р - max / B - min,
где Еобщ - эффективность хозяйственной деятельности; Р - результаты хозяйственной деятельности; В-суммарные затраты ресурсов всех видов.
Определение оптимального объёма производства:
1) аналитическими методами:
Сравнение валовых издержек с валовым доходом. Из метода сравнения валовых издержек с валовым доходом имеем что, оптимальный объём производства достигается при равенстве валового дохода и валовых издержек
ВД(Vпр)=ВИ(Vпр),
Изокванта выпуска продукции
Производственная функция графически может быть представлена в виде особой кривой – изокванты.
Изокванта продукта – это кривая, показывающая все сочетания факторов в пределах одного и того же объема производства. По этой причине ее часто называют линией равного выпуска.Изокванты в производстве выполняют ту же функцию, что и кривые безразличия в потреблении, поэтому они подобны: на графике также имеют отрицательный наклон, обладают определенной пропорцией замещения факторов, не пересекаются между собой и чем дальше расположены от начала координат, тем больший результат производства отражают (рис. 16.1).
Рис. 16.1. Изокванты продукта
a,b,c,d – различные комбинации; у, y1,у2, у3 – изокванты продукта.
Рис. 16.2. Виды изоквант
Изокванты могут иметь различный вид:
a. линейный – когда предполагается полная за-мещаемость одного фактора другим;
b. в форме угла – когда предполагается жесткая дополняемость ресурсов, вне которой производство невозможно;
c. ломаной кривой, выражающей ограниченную возможность замещения ресурсов;
d. гладкой кривой – наиболее общего случая взаимодействия факторов производства (рис. 16.2).
Равновесие потребителя
Изокванта – результат взаимодействия факторов производства. Но в рыночной экономике нет бесплатных факторов. Следовательно, возможности производства не в последнюю очередь лимитируются финансовыми средствами предпринимателя. Роль бюджетной линии в этом случае выполняет изокоста.
Изокоста– линия, ограничивающая комбинацию ресурсов денежными расходами на производство, поэтому ее часто называют линией равных затрат. С ее помощью определяются бюджетные возможности производителя.
Бюджетные ограничения производителя можно рассчитать:
C=r+K+w+L,(16.2)
где C– бюджетное ограничение производителя; r– цена услуг капитала (часовая арендная плата); K – капитал; w – цена услуг труда (часовая оплата труда); L– труд.
Даже если предприниматель использует не заемные, а собственные средства – это все равно затраты ресурсов, и их следует считать. Соотношение цен факторов r/w показывает наклон изокосты (см. рис. 16.3).
Рис.16.3.Изокостаиеесдвиг
K – капитал; L – труд.
Рост бюджетных возможностей предпринимателя сдвигает изокосту вправо, а снижение – влево. Тот же эффект достигается в условиях неизменности расходов при снижении или росте рыночных цен на ресурсы.
Путем совмещения графиков изокванты и изокосты можно определить равновесие производителя, т. е. тот оптимальный набор ресурсов, который при имеющихся финансовых затратах дает наилучший результат (рис. 16.4).
Рис.16.4.Равновесиепроизводителя
y1, y2, y3 – изокванты; E – точка оптимума.
№9 Виды издержек и их графическая интерпретация.
Издержки производства