Сущность и значение малого бизнеса. Критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.
Бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.
Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым
Сущность малого предприятия трактуется следующим образом: « Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия ».
К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям , установленным государством, относится к малому бизнесу .
Предприниматели без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу
Развитие в России малого бизнеса имеет большое народно-хозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:
* мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах и услугах;
* для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
* развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
* мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;
* мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;
* развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
* с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;
* малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;
* в современных условиях РФ, когда процесс становления малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
* в снижении уровня безработицы;
* в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;
* в улучшении качества обслуживания;
* в более высокой удовлетворенности людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу прежде всего как средство самовыражения;
* в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
* в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
* в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.
Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие.
В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Но наиболее часто применяемыми критериями являются:
* средняя численность занятых на предприятии работников;
* ежегодный оборот предприятия , полученный за год;
* величина активов.
В соответствии с Законом РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие Организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней ( малые предприятия ):
* в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 чел.;
* в научно-технической сфере - 60 чел.;
* в оптовой торговле - 50 чел.;
* в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;
* в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.