Собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения.
Собственность - основа, становой хребет любого общественного строя и общества. Она возникла на заре развития человечества, выражаясь вначале в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а потом и в коллективном присвоении.
Различные экономические школы по-разному определяют собственность и её сущность. Одно из первых определений дано в Римском праве, где собственность рассматривается как право владения, пользования и распоряжения имуществом. Характерной чертой марксистской трактовки собственности является подчеркивание примата экономического содержания собственности над её юридической формой. Маркс считал, что определяющими по сравнению с собственностью на предметы потребления, являются отношения собственности на средства производства, так как последние определяют цель, характер общественного производства, социально-экономическую структуру общества, взаимоотношения между классами и социальными группами. Отношения собственности охватывают процессы присвоения, отчуждения, пользования, владения и распоряжения факторами производства и продуктами труда, выбор форм организации труда, стратегию и тактику развития производства, а также контроль над ним. Собственность тесно связана с экономической властью. Строго говоря, управление производством является функцией собственности, одной из её обязательных сторон.
Главным, определяющим в содержании собственности является присвоение. Присвоение есть отчуждение объектов собственности (средств производства, материальных благ) субъектом от других субъектов (конкретных людей, коллективов, товариществ, государства). Присвоение может осуществляться экономическими, юридическими или насильственными методами. От собственности как полной формы присвоения и отчуждения следует отличать владение, пользование и распоряжение.
Владение – это неполное, частичное присвоение. Владелец – представитель средств производства. Он является персонифицированным представителем собственника. Владение– функционирующая собственность при условиях, определяемых собственником. Например, аренда, кредит, которые определяют срочность, платность, возвратность, а также присвоение части дохода.
Пользование – фактическое применение вещи в зависимости от её назначения. Пользование представляет собой форму реализации владения и собственности. Если владение есть функция собственности, то пользование есть функция владения.
Распоряжение – это принятие решений владельцем или другим лицом по поводу функционирования объекта собственности, основанное на праве предпринимателя передавать в пользование имущество в пределах, дозволенных собственником.
В связи с этим важно отметить, что предприниматель в рыночной экономике может быть не собственником, но обязательно должен обладать правами владения, пользования и распоряжения – триадой полномочий собственности.
Несколько иначе трактуют собственностьпредставители неоинституциональной школы - Р. Коуз, и Армен Алчиан. Своеобразие подхода авторов состоит в следующем: во-первых, в своих исследованиях они оперируют не привычным для нас понятием «собственность», а используют термин «право собственности».Не ресурс сам по себе является собственностью, а «пучок или доля прав по использованию ресурса - вот что составляет собственность». В дальнейшем в разработке и использовании этой теории принимали активное участие такие известные экономисты как Й. Барцель, Г. Демсец, Д. Норт, Р. Познер и др.
Полный пучок прав состоит из следующих 11 элементов:
1. Право владения, т. е. право исключительного физического контроля над благами;
2. Право использования, т. е. право применения полезных свойств благ для себя;
3. Право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;
4. Право на доход, т. е. право обладать результатами от использования благ;
5. Право суверена, т. е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага;
6. Право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;
7. Право на передачу благ в наследство;
8. Право на бессрочность обладания благом;
9. Запрет вредного использования, т.е. запрет использования вещи способом, наносящим вред имуществу других хозяйственных агентов;
10. Право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга;
11. Право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.
Вся проблема экономической теории включает два фундаментальных факта - материальные потребности общества (безграничные и неудовлетворимые) и экономические ресурсы (ограниченные и редкие). Для любого этапа развития экономики объективными условиями выступают ресурсы и потребности общества. Естественной целью функционирования экономики является удовлетворение экономических потребностей человека, т.е. его потребностей в товарах и услугах. Под потребностью понимается нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Разнообразные потребности человека изменяются в зависимости от времени и обстоятельств. По степени их удовлетворения они различаются так: Жизненно необходимые потребности, удовлетворение которых нужно для сохранения жизни человека (питание, одежда и жилье, воздух, вода и здоровая окружающая среда и т.п.) Духовные потребности, определяющие культурный уровень человека и создающие комфортные условия жизни (картины, книги, предметы роскоши, изысканная одежда). Поведение потребителя мотивируется, с одной стороны, материальными потребностями, а с другой стороны - духовными. То, что для одного человека не представляет ценности, для другого человека - огромнейшая ценность.
Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора (economic choice) - выбора наилучшего из альтернативных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах. Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают проблемы, что, как и для кого производить, то есть, как определить условия и направления использования ограниченных ресурсов. Экономическая наука при этом пытается не только зафиксировать то, что есть, но и разрабатывает наилучшие варианты решения возникших проблем. В последнем случае возникает проблема рационального ведения хозяйства (economizing): всё общество как бы участвует в игре со строго определёнными и заранее всем известными правилами подобно партии в бридж. При этом обычно предполагается, что субъектом хозяйства выступает Jiomo economicus" - разумный (рациональный) индивид, хорошо обученный, имеющий глубокие общие и профессиональные знания, а также большой практический опыт ("человек-компьютер"). Его целью является достижение максимальных результатов при данных затратах ресурсов или минимизация затрат при достижении намеченной цели. Такая предпосылка довольно нереальна, так как существующая статистика слишком неточна, методы анализа довольно грубы, а информация о реальной деятельности хозяйствующих субъектов весьма ограничена. Тем не менее, теория оптимизации служит своеобразным руководством к рациональной деятельности. В экономической теории предполагается, что каждый хозяйствующий субъект стремится к максимизации: потребитель - удовлетворения своих потребностей, фирма - прибыли, профсоюз - доходов его членов, государство - уровня народного благосостояния или согласно теории общественного выбора, престижа политиков.
3. Экономическая стратегия и экономическая политика.
Итак, по институционально-правовой причине и по причине провалов рынка государство вмешивается в хозяйственную жизнь, или, говоря по-другому, проводит экономическую политику.
Неоклассическое и неолиберальное направления экономической теории считают конечной целью экономической политики обеспечение макроэкономического равновесия и полагают, что для этого нужно достичь, прежде всего, естественного экономического роста (на основе равновесия совокупного спроса и предложения), высокой занятости, стабильности цен и положительного платежного баланса.
Неокейнсианское направление смотрит на экономическую политику шире. Выдвинутая в рамках этого направления в начале 50-х гг. голландским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Яном Тинбергеном (1903—1994) базовая теория экономической политики предполагает, что правительство для проведения экономической политики должно: а) наметить конечные цели (прежде всего это максимизация общественного благосостояния и поддержание экономической и социальной стабильности) и на этой основе определить боле узкие, конкретные цели, или задачи (Тинберген называл их целевым показателями), например, ускорить темпы экономического роста, сократить размеры инфляции, увеличить размеры экспорта, б) выбрать инструменты для достижения целевых показателей (в первую очередь это денежно-кредитные и налогово-бюджетные инструменты), в) иметь механизм, связывающий эти цели и инструменты.
Экономическая стратегия — это действия в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта и импорта общественных благ, разработанные и спланированные на долгосрочную перспективу с целью достижения определенных целей и задач.
Грамотная разработка экономической стратегии на уровне предприятий-производителей позволяет им завоевать определённые рыночные позиции и получить желаемую прибыль. Разработка экономической стратегии на государственном уровне обеспечивает эффективное воспроизводство и развитие экономики страны как единой системы. Определение стратегии развития экономики — важнейшая функция государства, так как современное цивилизованное общество и его экономика не могут функционировать и развиваться стихийно.
Экономическая стратегия, как предприятия, так и государства реализуется путём разработки экономической политики и использования её инструментов.
Конкуренция и её виды.
В условиях рыночного хозяйства экономическая реализация собственности — это процесс, далеко выходящий за пределы индивидуальной деятельности. Он предполагает сложное взаимодействие многих физических и юридических лиц, наличие многочисленных противоречий. Одним из наиболее существенных средств разрешения этих противоречий является конкуренция.
Конкуренция — это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. Можно сказать: нет конкуренции — нет рынка, нет его управляемости.
Виды конкуренции.Являясь непременным условием существования рынка и реализации его функций, конкуренция приобретает различные формы, каждая из которых является действенным рычагом регулирования экономики.
Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции. Этот вид конкуренции направлен на то, чтобы завоевать и удержать «место под солнцем», т.е. склонить покупателя к приобретению продукта именно данной фирмы. Для этого нужно продавать товары по более низким ценам. А чтобы снижение цен не наносило ущерба прибыли, надо снижать издержки производства.
Важнейшим средством достижения этого является совершенствование техники и технологии производства, его организации, квалификации работников. Следовательно, внутриотраслевая конкуренция с неизбежностью втягивает предпринимателей в борьбу за технический прогресс, незамедлительное использование всех достижений науки и техники, совершенствование всех условий производства.
Другой вид конкуренции — межотраслевая конкуренция, т.е. соперничество между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции. И здесь есть свой положительный эффект. Каждый предприниматель скрупулёзно оценивает результаты своей деятельности. Самый главный критерий такой оценки — это норма прибыли, позволяющая сопоставлять результаты с затратами.
Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует, от количества соперников, степени открытости экономики и экономической свободы. В связи с этим различают конкуренцию совершенную и несовершенную.
Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:
1. Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продукцию;
2. Доля каждой фирмы в общем объёме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое её решение о повышении или понижении цены не отразится на цене рыночного равновесия;
3. Вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;
4. Нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.
Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-то группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.
Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид конкуренции, который весьма часто встречается и является как бы смесью этих двух видов конкуренции,— это так называемая монополистическая конкуренция. Данный вид конкуренции представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Вход на рынок, как и уход с него, обычно не связан с какими-либо трудностями; развита неценовая конкуренция.
Экономическая политика — это целенаправленная система мероприятий в области производства, распределения, обмена и потребления благ в соответствии с заданной экономической стратегией.
Особый интерес и значимость представляет государственная экономическая политика, которая призвана отражать интересы общества и всех его социальных групп. Грамотная экономическая политика государства всегда направлена на укрепление национальной экономики и тесно переплетается с социальной политикой. Основными целями экономической политики государства должны быть улучшение положения страны в мировом хозяйстве и рост благосостояния граждан. Однако цели экономической политики должны быть реальными, т.е. соответствовать возможностям (прежде всего финансовым), иначе они всё равно не будут реализованы.
Экономическая стратегия — это действия в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта и импорта общественных благ, разработанные и спланированные на долгосрочную перспективу с целью достижения определённых целей и задач.
Грамотная разработка экономической стратегии на уровне предприятий-производителей позволяет им завоевать определённые рыночные позиции и получить желаемую прибыль. Разработка экономической стратегии на государственном уровне обеспечивает эффективное воспроизводство и развитие экономики страны как единой системы. Определение стратегии развития экономики — важнейшая функция государства, так как современное цивилизованное общество и его экономика не могут функционировать и развиваться стихийно.
Экономическая стратегия, как предприятия, так и государства реализуется путём разработки экономической политики и использования её инструментов.
Экономическая политика — это целенаправленная система мероприятий в области производства, распределения, обмена и потребления благ в соответствии с заданной экономической стратегией.
Особый интерес и значимость представляет государственная экономическая политика, которая призвана отражать интересы общества и всех его социальных групп. Грамотная экономическая политика государства всегда направлена на укрепление национальной экономики и тесно переплетается с социальной политикой. Основными целями экономической политики государства должны быть улучшение положения страны в мировом хозяйстве и рост благосостояния граждан. Однако цели экономической политики должны быть реальными, т.е. соответствовать возможностям (прежде всего финансовым), иначе они всё равно не будут реализованы.
У экономической политики, как у всякой системы мероприятий, есть свои инструменты:
установление определённых ставок оплаты труда, пенсий, пособий;
регулирование таможенных пошлин;
использование иностранных займов, инвестиций, валютных ограничений, игра с курсами валют;
изменение объёма государственных закупок и выпуск государственных внутренних займов;
регулирование государственных расходов и ставок налогообложения;
варьирование учётной ставки Центробанка и банковских процентов, проведение различных операций на валютном рынке.
Эффективность экономической политики можно определить, проанализировав ее показатели, среди которых:
1) качество жизни: продолжительность жизни, образовательный уровень, коэффициент рождаемости и смертности, продолжительность рабочего дня, обеспеченность жильем и т.п.;
2) экономическое развитие: валовой внутренний продукт, валовой внутренний продукт на душу населения, валовая прибыль и другие валовые показатели;
3) эффективность экономики: трудоёмкость, капиталоёмкость, наукоёмкость, объём инвестиций и т.д.