Социально-потребительский комплекс: структура и развитие.

Социально - потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения, включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство. Особенность его функционирования в том, что товары и услуги до населения им доводятся через субъекты хозяйствования (предприятия, организации, фирмы и др.)

Торговля – одна из крупных отраслей экономики Республики Беларусь. В структуре ВВП ее доля и доля общественного питания составляют 10,2%, численность занятых в розничной торговле и общественном питании – 14,3% занятых в экономике (2007 г.).

Управление отраслью осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь. Деятельность торговли и общественного питания регулируется Законом Республики Беларусь «О торговле».

Функционируют розничная и оптовая торговля. Именно розничная торговля доводит товары как результаты производства до потребителей и этим завершает процесс товарного обращения. За 2004-2008 гг. розничный товарооборот в республике возрос с 19452,1 млрд. рублей до 50915,7. В сфере розничной торговли республики функционирует около 30 тыс. магазинов и 9 тыс. предприятий общественного питания. Ежегодно проводится не менее 100 выставочных мероприятий разного уровня. (По состоянию на 2008 год). Формы розничной торговой сети: стационарная форма (магазины и мелкорозничная сеть: павильоны, палатки, ларьки и т.п.), передвижная и посылочная. Торговое обслуживание обеспечивают 11,2 тыс. розничных торговых предприятий (45,3% от общего количества в республике), из них 8,6 тысяч расположены в сельской местности. (Экономическая газета. Выпуск газеты №67(784) от 03.09.2004 / Актуально

Государство не намерено стимулировать иждивенчество).

На территории, на которой проживает 4,1 млн. человек, в том числе все сельское население (2,8 млн. человек), традиционно действует потребительская кооперация.

Правительством страны принята Программа совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005 – 2010 годы. Главной целью Программы является повышение качества обслуживания сельского населения путем создания условий для устойчивого экономического роста организаций потребкооперации. Основой развития отрасли является их взаимодействие с личными подсобными и крестьянскими хозяйствами с использованием механизма товарного кредитования. Через центры поддержки личных подсобных хозяйств налаживается обеспечение населения семенами и саженцами, молодняком животных, минеральными удобрениями, сельскохозяйственным инвентарем и мини-сельхозтехникой, тарой, строительными материалами. Количество перерабатывающих предприятий потребкооперации, их производственные мощности должны обеспечить полную и качественную переработку производимой сельскохозяйственной продукции. В торговле "Белкоопсоюз" для увеличения объемов розничного товарооборота и выхода на рентабельную работу за 6 лет планируется открыть 480 новых магазинов, приобрести 9900 единиц холодильного оборудования, 245 автомагазинов. Будет восстановлена работа 800 ранее закрытых магазинов. В течение 2005-2010 годов предстоит открыть 600 заготовительных пунктов, 240 грибоварочных пунктов, 180 единиц сушильных установок, ввести в штат 1790 разъездных заготовителей.

Предусмотрен ряд мероприятий по техническому перевооружению консервной отрасли, запланирована работа по концентрации колбасного, хлебопекарного и других производств на оснащенных современным оборудованием предприятиях с перепрофилированием или закрытием убыточных мало загруженных производств. Всего в реализацию программы предполагается инвестировать 439 млрд. руб., в том числе 162 млрд. руб. банковских кредитов и внешних инвестиций.

Общественное питание – это вид торговли, куда входят производство, переработка, реализация, организация потребления продуктов питания. Управление отраслью осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь. Основным показателем его развития является удельный вес продукции собственного производства в розничном товарообороте, который на протяжении последних лет составляет от 78% до 75%. За 2007 г. он составил 75,7%, наиболее высокий этот показатель в г. Минске (82,5%) и Могилевской области (79,8%). Ежегодно растет товарооборот общественного питания (в сопоставимых ценах) в расчете на 1 жителя республики. В 2005 г. – он составлял131 тыс. руб., в 2006 г. – 154 тыс. руб.., в 2007г. -195 тыс. руб. В 2009 году организациями общественного питания реализовано продукции собственного производства на Br1 трлн. 174,7 млрд., что составляет 90% розничного товарооборота предприятий общепита.

Сеть общественного питания республики в 2007 году представлена 10,8 тыс. объектов на 696,2 тыс. мест, из них 12,5% расположены при производственных организациях, 38,6% - при учреждениях образования, 42,6% - в общедоступной сети. В 2010 году в республике количество объектов общепита возросло до 11,45 тыс. , включающих в себя 5,45 тыс. общедоступных объектов.

Правительством республики утверждена система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения, где предусмотрен норматив обеспеченности населения местами в общедоступной сети предприятий общепита по республике не менее 17 на 1000 человек. В настоящее время он составляет 19,9 мест на 1000 человек (2004 г. – 18,6 мест, 2005 г. – 19,1 место. 2006 -19,9 мест) наиболее высокие показатели в Брестской области (21,4 места), Гомельской (21,0) и Могилевской (20,3) областях.

Бытовое обслуживание население объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги. На его долю приходится 15% общего объема предоставляемых платных услуг.

Систему управления отраслью образуют Белорусское государственное объединение организаций бытового обслуживания населения (ГО «Белбыт») и управления бытового обслуживания облисполкомов и Минского горисполкома.

Экономическая эффективность предприятий бытового обслуживания населения зависит от многих факторов. Главными из них являются срок выполнения заказа и качество услуг. Например, в Беларуси срок оказания услуг по ремонту бытовой техники составляет до 12 дней, а в странах Западной Европы – один день.

В республике взят курс на развитие бытового обслуживания населения, которое имеет средний уровень доходов. Наиболее высокими темпами предполагается развивать услуги по ремонту бытовой техники, личного автотранспорта, мебели, услуги парикмахерских, прачечных и химчисток.

Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в Республике Беларусь выделяются реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), которое создает необходимые условия для жизнедеятельности человека. Именно данная отрасль обеспечивает воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.

В состав жилищно-коммунального хозяйства входят следующие подотрасли: жилищное хозяйство (жилищная сфера); гостиничное хозяйство; коммунальное хозяйство, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и помещений (водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйства, озеленение, вывоз и утилизацию мусора, канализацию), всего более 30 видов деятельности.

Основными направлениями реформы ЖКХ являются:

● развитие системы оплаты жилья и коммунальных услуг, повышения уровня оплаты со стороны населения, дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения;

● совершенствование системы социальной защиты при оплате жилья и коммунальных услуг путем упорядочения существующей системы льгот, усиление адресной направленности средств, выделяемых на социальную защиту населения;

● совершенствование системы управления, обслуживания и контроля за счет формирования специализированных организаций по управлению жилым фондом, перехода на долговременные отношения, демонополизации ЖКХ, развития конкурентной среды;

● передача жилищного фонда в управление непосредственным собственникам жилья.

Наши рекомендации