Транспорт и связь, пути их развития.
Транспорт и связь являются важнейшими отраслями национальной экономики, обеспечивают перевозки грузов и пассажиров, передачу и распространение информационных потоков.
Транспортный комплекс – это совокупность различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, развивающихся в тесной связи, обеспечивая эффективное использование каждого вида.
Транспортные услуги осуществляются железнодорожным, автомобильным, воздушным, речным и трубопроводным видами.
Эксплуатационная длина Белорусской железной дороги составляет 55 тыс. км., удельный вес грузооборота свыше 90%, пассажирооборота — 60%. Доля автотранспорта в грузообороте 34%. Сеть дорог общего пользования достигла более 80 тыс. км, 15 тыс. составляют дороги республиканского значения. Эксплуатационный парк гражданской авиации включает 12 типов воздушных судов и состоит из более, чем 80-ти летательных аппаратов. Протяженность внутренних водных путей около 2 тыс. км., функционирует 10 портов. Длина нефте — и газотрубопроводов — 4700 км.
Формирование приоритетных направлений развития транспорта и государственное регулирование его деятельности осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
Валовая добавленная стоимость транспортной отрасли за период
2000 – 2008 гг. возросла с 867,1млрд. рублей (в текущих основных ценах) до 7785,6; численность занятых - с 255,8 тысяч человек до 288,3, количество инвестиций в основной капитал, - с 195,7 млрд. рублей до 2930,6.
Транспорт общего пользования предназначен для удовлетворения потребностей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещения продукции между производителями и потребителями, общедоступного обслуживания населения. Это – железнодорожный транспорт, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный, гужевой.
Транспорт не общего пользования (ведомственный, промышленный, внутрипроизводственный) предназначен, как правило, для перевозки грузов и пассажиров конкретного предприятия, объединения. Это - транспорт личного пользования (легковые автомобили, мотоциклы и т.п.), пассажирский и грузовой
К транспортному комплексу предъявляются следующие требования:
● наиболее полное удовлетворение потребностей общества в перевозках грузов и пассажиров;
● повышение экономичности перевозочных процессов;
● сокращение времени доставки грузов и перевозки пассажиров;
● обеспечение интенсивности и регулярности перевозок независимо от времени года, погодных условий и других неблагоприятных факторов;
● повышение уровня комфортности при перевозке пассажиров, обеспечение полной сохранности перевозимых грузов, безопасности движения.
Работу транспорта оценивают с помощью показателей:
объема перевозок (отправлений) грузов и объема перевозок (отправлений) пассажиров; грузооборота, пассажирооборота и др.
Перевозки грузов – это объем грузов (в тоннах), доставленных на транспортных средствах страны, которые отражаются в момент отправления (на автомобильном транспорте – в момент прибытия). Перевозки пассажиров – количество пассажиров, отправленных всеми видами транспорта.
Грузооборот - это пробег грузов, определяется как сумма произведений массы каждой партии (отправки) в тоннах на тарифное расстояние перевозки в километрах (т.км). Пассажирооборот характеризует объем выполняемой работы по перевозке пассажиров с учетом расстояний, на которые они были перевезены; измеряется в пассажиро-километрах (пассажиро-км.).
Основными показателями, характеризующими эффективность использования того или иного вида транспорта, являются скорость, пропускная способность, маневренность, надежность, регулярность, безопасность движения, себестоимость и др. Общим показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозок.
Связь в Республике Беларусь делится на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание). За 2000 -2008 г.г. валовая добавленная стоимость (в текущих основных ценах) в отрасли связи возросла с 144,4 млрд. рублей до 2629,3; численность занятых - с 62,5 тысяч человек до 63,5; количество инвестиций в основной капитал, млрд. руб. - с 47, 1 млрд. рублей - до 1104,9.
Приоритетными направлениями дальнейшего развития отрасли являются: создание условий для внедрения новейших технологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры и повышения качества услуг, снижение эксплуатационных расходов.
Намечаются реконструкция местной телефонной связи, увеличение числа абонентских точек проводного вещания, расширение сети эфирного теле-и радиовещания, развитие мобильных сетей связи (переход к системам третьего поколения). Телефонная плотность на 100 жителей будет увеличена с 35 телефонных аппаратов в 2005 году до 38 – к 2010 году. Количество пользователей услугами сотовой подвижной связи возрастет за этот период с 4,1 млн. человек до 6 млн. человек, т.е. в 1,5 раза. Расширится доступ к сети Интернета, освоение «Электронной почты» и международной ускоренной почты ЕМС, а также внутриреспубликанской «Экспресс» и т.д.
Для модернизации отрасли связи предусмотрено построить магистральные внутризоновые волоконно-оптические линии связи, шире внедрять программно-управляемые цифровые коммутационные системы, постепенно переходить от аналого-цифровой к цифровой сети электросвязи и т.д.