Состояние и развитие отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье.

Перерабатывающая промышленность АПК Беларуси состоит из пищевой промышленности (доля - 82,8%), отраслей легкой промышленности, связанных с первичной обработкой сырья (доля – 1,3%), мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности (доля – 1 .5,9%). Она охватывает 4741 предприятий и производств.

В пищевую промышленность как в главное звено перерабатывающей промышленности АПК входит молочная промышленность, пищевкусовая, сахарная, кондитерская, хлебопекарная, масло - жировая, макаронная, соляная, а также спиртовая и ликеро - водочная.

За 2005-2008 гг. на хлебопекарных предприятиях смонтированы три комплексно-механизированные линии и создано пять участков по производству импортозамещающей продукции: трехслойного печенья, пряников с начинкой глазированных и декорированных глазурью, мучных и сахарных сладостей и др.

Продолжается работа по возрождению макаронной промышленности в филиале «Боримак» УП «Борисовский КХП». В 2009 году планируется ввод еще одной линии по выработке короткорезанных макаронных изделий мощностью 7,5 тыс. т в год.

В результате увеличивается удельный вес продаж продовольственных товаров отечественного производства в общем объеме их розничного товарооборота. За восемь месяцев 2008 г. этот показатель превысил 82% и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 0,4 процентных пункта.

Программными документами развитие перерабатывающей промышленности в 2006 – 2010 годах предусматривается в направлении устойчивого роста производства продукции в целях удовлетворения спроса внутреннего рынка и увеличения поставок на экспорт.

Приоритетными направлениями развития отраслей перерабатывающей промышленности должны стать интенсификация производства, расширения ассортимента и повышения качества продукции на основе внедрения достижений научно-технического перевооружения действующих предприятий.

Ускоренное развитие получат экспортированные отрасли, базирующиеся на местных сырьевых ресурсах (мясная, молочная, картофелеперерабатывающая, промышленность первичной переработки льна). А также - импортозамещающие отрасли (сахарная промышленность, масложировая, производство продуктов для детского питания).

Государственной программой возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы и отраслевыми программами предусматривается к 2010 году реконструировать, технически и технологически переоснастить на основе новейшего технологического оборудования отечественного и зарубежного производства мясокомбинаты, молочные и сахарные заводы, крупнейшие картофелеперерабатывающие и консервные предприятия.

В молочной промышленности сократится количество организаций. Производственные мощности по переработке молока предусматривается сконцентрировать в крупнейших перспективных организациях.

Намечается улучшить структуру переработки молока с увеличением производства цельномолочной продукции сыра при снижении производства низкокачественного масла животного.

Ввод в эксплуатацию нового оборудования в мясной и молочной промышленности позволит осуществить глубокую переработку сырья, освоить новые виды продукции, повысить качество и улучшить дизайн упаковки, увеличить сроки хранения готовой продукции.

Завершение реконструкции и технического перевооружения действующих сахарных заводов позволит увеличить производственные мощности в оптимальные сроки перерабатывать до 3,8 млн. тонн в год сахарной свеклы и полностью удовлетворить потребности страны в сахаре.

Техническое переоснащение картофелеперерабатывающих предприятий с формированием компактных сырьевых зон позволит организовать производство новых импортозамещающих видов продукции: модифицированного крахмала, быстрозамороженных картофельных продуктов, картофеля фри, чипсов, снеков, картофельного напитка.

Модернизация и техническое переоснащение льнозаводов новым оборудованием позволяет сохранить производственные мощность по переработке льноволокна на уровне 60 тыс. тонн в год, увеличить выход длинного льноволокна, повысить его качество.

Устойчивому развитию перерабатывающей промышленности и повышению эффективности производства будет способствовать последовательное реформирование государственной безопасности и реструктуризация предприятий, ускорение интеграционных процессов в сфере производства и сбыта продукции. На базе крупных перерабатывающих предприятий-интеграторов предусматривается создать агропромышленные объединения, ассоциации, холдинги, агропромышленно-финансовые группы, деятельность которых должна строиться на принципах кооперации, единства экономических целей и согласованности интересов. В перспективе такие интегрированные структуры могут перерасти в крупные ориентированные на экспорт корпорации.

К 2010 году потребление основных видов продуктов питания на душу населения составит: мясо и мясопродукты – 67 – 70 кг (95,7 – 100% рекомендуемой нормы), молоко и молокопродуктами – 310 – 325 кг (87,8 – 92,1%), масло растительное – 12,5 – 13 кг (100%), сахар – 30,8 – 31,5 (100%), рыба и рыбопродукты – 22 – 23 кг (95,6 – 100%).

В 2010 году за счет собственного производства страна будет полностью обеспечена мясом и мясопродуктами, молоком и молокопродуктами, сахаром, картофелем. Повысится уровень обеспечения маслом растительным, овощами и фруктами. Сохранится ввоз рыбы и рыбопродуктов, масло растительного, сырья для табачной и кондитерской промышленности, виноматериалов, а также твердой пшеницы для макаронной и хлебопекарной промышленности.

Продолжатся работы по стандартизации и сертификации продукции. Приоритетным направлением в области стандартизации станет приведение государственных стандартов в соответствие с международными стандартами ИСО 9000. Качество выпускаемой продукции предусматривается обеспечить путем внедрения систем управления качеством, соответствующих мировым стандартам. Удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпуска к 2010 году составит 85 – 90%, доля новой продукции – 6 – 8 %.

При расширении ассортимента и повышении качества рост экспорта продукции за пятилетие предусматривается на 45 – 50% при снижении темпов роста импорта. При этом в экспорте возрастает удельный вес готовой продукции при снижении доли сырья.

Модернизацию и реструктуризацию производства в перерабатывающей промышленности предусматривается направить на увеличение производства конкурентоспособной импортозамещающей и экспортной продукции, для чего потребуется разработка специальной программы, а также продление срока действующих программ.

Лекция 10 (2 часа)

Вопросы темы 4:

4.4 Строительный комплекс

4.5 Транспорт и связь

4.6 Комплекс социально-культурных отношений

4.7 Социально-потребительский комплекс

4.8 Региональные социально-экономические комплексы

4.4. Строительный комплекс и повышение эффективности его функционирования.

Строительный комплекс – это совокупность предприятий, деятельность которых направлена на создание, реконструкцию и освоение объектов производственного и непроизводственного назначения.

Продукцией строительного комплекса считаются полностью завершенные строительством и сданные в эксплуатацию объекты, включая социальной инфраструктуры.

Строительный комплекс объединяет подрядные и специализированные строительные организации, конструкторско-технологические и научно-исследовательские организации, биржи и другие формирования, специализирующиеся в области строительства (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), включая отраслевые органы управления.

Доля строительного комплекса Республики Беларусь в ВВП ежегодно растет: за 2004-2008 гг. – с 7% до 8. Возрастает также доля лиц в общей численности работников страны, непосредственно занятых в отрасли: в 2008 году по отношению к 2007 году их было на 2,9% больше. В этом же году численность людей, работающих и связанных с работой в строительстве, составляла 281,6 тысяч, т.е. 7,9% от общей численности занятых в республике (без учета малых предприятий негосударственной формы собственности).

Строительный комплекс Республики Беларусь состоит из двух взаимосвязанных секторов: строительство и промышленность строительных материалов и конструкций. Кроме того, в комплекс входят проектные институты (свыше 40) и научно-исследовательские, а также конструкторские – технологические организации (около 20).

За 2004-2007 гг., количество строительных организаций, входящих в комплекс, возросло с 4,3 тысяч до 5,3. Ежегодно в эксплуатацию ими вводится более 3 млн. кв. м. жилья. С 2006-2009 гг. был принят ряд исключительных государственных мер как бюджетной, так и денежно-кредитной поддержки, которые позволили направить огромные ресурсы в модернизацию и техническое переоснащение строительной сферы - почти Br4,2 трлн.рублей. (http://news.tut.by/economics/165814.html1 апреля на совещании по развитию строительной отрасли Беларуси, сообщили БЕЛТА в пресс-службе главы государства.)Как результат, доля строительства в ВВП за год (2008-2009 гг.) заметно возросла: с 8% до 10.

Основой комплекса является промышленность строительных материалов, где действует в последнее время 1400 предприятий и производств, выпускающих 150 наименований продукции. В эту отрасль входят цементная промышленность (предприятия ОАО «Красносельскстройматериалы», РУП «Белорусский цементный завод» в Костюковичах, «Кричевцементношифер» в г. Кричеве и др.); производство железобетонных конструкций и изделий (предприятия Минска, Солигорска, Орши и др.); производства облицовочных, кровельных нерудных строительных материалов и др.

Строительство и производство строительных материалов осуществляют более 20 различных министерств, концернов и объединений, строительно-монтажные работы преимущественно ведут организации Министерства архитектуры и строительства, Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства промышленности, Министерства связи и информатизации, Министерства энергетики (ОАО «Белтрансгаз», ПО «Белтопгаз», ПО «Белэнерго») и др.

Республиканским органом государственного управления строительным комплексом является Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь. Оно проводит в пределах своей компетенции государственную жилищную и технико-экономическую политику в комплексе, управляет архитектурной и градостроительной деятельностью, координирует деятельность Комитета государственного строительного надзора за проведением проектных и строительных работ. На предприятиях Министерства выпускается до 70% объема строительных материалов и конструкций.

Приоритеты в развитии строительного комплекса: создание новых и расширение масштабов внедрения ресурсосберегающих технологий, универсальных архитектурно-конструктивно-планировочных систем зданий и сооружений, обеспечивающих повышения их теплозащитных и потребительских качеств, снижения уровня затрат на всех стадиях инвестиционного строительного цикла;

развитие и модернизацию производственной базы строительства с ориентацией на выпуск эффективных отечественных ресурсосберегающих и энергосберегающих материалов, изделий, конструкций, машин и механизмов, не уступающим по своим характеристикам зарубежным аналогам; повышение технического уровня проведения подрядных работ на основе их механизации;

разработку новых технологий по производству, прежде всего вяжущих, теплоизоляционных и стеновых материалов; сухих смесей; модификации бетонов и растворов химическими добавками;

усиление конкурентной среды в строительстве, расширения участия в подрядных торгах на строительство объектов за пределами страны, увеличение экспорта строительной продукции, прежде всего в Россию;

создание развитой инфраструктуры, включающей строительство дорог, коммуникаций, оказывающих услуги населению, благоустройство территорий.

Объем подрядных строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ в 2006 – 2010 годах увеличится на 40-45%. Намечается опережающее развитие промышленности строительных материалов (прирост 44 – 52%).

Развитие жилищной сферы предусматривает создание комфортного, долговечного, экономичного по содержанию и обслуживанию жилищного фонда, способного удовлетворять потребности настоящего и будущих поколений граждан.

В предстоящем периоде предусматривалось ежегодное наращивание объемов строительства жилья с доведением его уровня до 5,7 – 6,2 млн. кв. метров в 2010 году; средняя обеспеченность жильем в 2010 году планировалась 25,5 – 26 кв. метров на человека. При этом до 50% общего объема ввода жилья должна возводиться в сельской местности и малых городских поселениях. Первые итоги реализации этих программ показали успешное выполнение поставленных задач. Так, в 2008 году введено в республике 5146,7 тыс. кв. м общей жилой площади, что по сравнению с 2007 годом она увеличилась на 481,6 тыс. кв.м (на 10,3%). На эти цели было использовано 6,4 трлн. рублей инвестиций, что составляет 17,9% к их общему объему и 1.20,9% к уровню 2007 года.

Отношение стоимости квадратного метра жилья к среднемесячной заработной плате, составившее в 2005 году 1,43, к 2010 году должно уменьшиться и достигнуть 0,9 – 1, что обеспечит доступность жилья для граждан.

Наши рекомендации