Предмет и методология истории экономических учений.
Предмет и методология истории экономических учений.
Экономическая мысль древности и Средневековья
1. Что понимается под термином «экономика»:
а) совокупность производственных отношений; экономический базис
общества;
б) народное хозяйство определенной страны или его часть, включаю-
щая соответствующие отрасли и виды производства;
в) отрасль науки, изучающая производственные отношения или их
специфические стороны в определенной сфере общественного производст-
ва и обмена.
2. Назовите, какое из представленных положений формулирует пред-
мет истории экономических учений:
а) изучение истории становления и развития общественного производ-
ства;
б) изучение исторического процесса возникновения, развития и смены
экономических концепций (идей и воззрений) в ходе эволюции человече-
ского общества.
3. Перечислите методы исследования экономической науки:
а) экспериментальный;
б) корреляционный;
в) статистико-временной анализ;
г) историко-модельный подход;
д) математический метод;
е) метод абстрагирования;
ж) гипотетико-дедуктивный;
4. Перечислите источники экономической мысли Древнего Востока:
а) кодекс царя Хаммурапи;
б) Конфуций;
в) трактат «Архашастра»;
5. Свод законов царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.), созданный
около 1760 г. до н. э., уделяет особое внимание:
а) укреплению власти рабовладельцев над рабами;
б) частной собственности вообще и охране интересов царских служи-
лых людей;
в) дает возможность сделать вывод о весьма значительном развитии
товарно-денежных отношений в Вавилонии;
6. Выберете положение, определяющее основы конфуцианства, зало-
женные Конфуцием (Кун-цзы):
а) этико-политическое учение, оказавшее огромное влияние на разви-
тие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая
на протяжении более чем двух тысяч лет;
7. Индийский трактат «Артхашастра», это:
а) собрание наставлений по вопросам управления государством;
б) описание идеального государства с разветвленной полицейской сис-
темой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются
любые средства;
8. Что характерно для азиатского способа производства:
а) чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации
сферы ссудных операций и торговли;
б) ведущая роль в экономике отводится собственности государства;
Меркантилизм
1. Для раннего меркантилизма (монетаризма) характерно:
а) всестороннее ограничение импорта товаров;
б) смертная казнь за: вывоз золота и серебра из страны;
в) установление высоких цен на экспортируемые товары;
2. Теория денежного баланса:
б) в целях удержания денег в стране запрещала их вывоз за границу;
3. Характерными чертами позднего меркантилизма являются:
а) снятие жестких ограничений по импорту товаров и вывозу денег;
б) доминирование идеи «торгового баланса»;
в) протекционизм экономической политики государства;
4. Объясните, что характерно для позднего и раннего меркантилизма:
б) принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в
другой.
5. В чем состоит прогрессивность меркантилизма:
б) в ориентации на внешнюю торговлю.
6. В чем состоит ограниченность меркантилизма:
а) в качестве сферы исследования выбиралась лишь сфера торговли;
7. Что понимали под «богатством» ранние и поздние меркантилисты:
б) избыток продуктов, который остается после удовлетворения потреб-
ностей страны, но который должен на внешнем рынке превратиться в деньги.
8. Назовите основные функции денег, выделяемые ранними и поздни-
ми меркантилистами:
б) деньги – средство накопления и средство обращения;
9. Назовите наиболее известных последователей меркантилизма в
Англии:
а) У. Стаффорд;
б) Т. Манн;
10. Укажите понятия, внутренне не присущие феодализму:
д) купцы;
е) капиталисты;
ж) эквивалентный обмен во внешней торговле;
з) экономическая зависимость крестьян;
л) первоначальное накопление капитала.
11. Назовите представителей 2-го этапа русского меркантилизма:
б) Петр I;
г) А.Л. Ордин-Нащокин;
д) И.Т. Посошков;
12.Какая из теорий денег разработана меркантилистами:
б) номиналистическая;
г) металистическая.
13. Что являлось объектом исследования меркантилистов:
а) сфера обращения;
г) торговый капитал;
3. Экономические идеи физиократо в
1. Назовите основные идеи теории физиократов:
а) экономические законы носят естественный характер (т. е. понятны
каждому), отклонение от них ведет к нарушению процесса производства;
б) источник богатства – это сфера производства материальных благ,
т. е. земледелие;
в) промышленность – бесплодная, непроизводящая сфера;
в) чистый продукт это разница между суммой всех благ и затратами на
производство продукта, уникальный дар природы;
г) торговая деятельность – бесплодная сфера.
2. Перечислите основные принципы налогообложения, выделяемые
физиократами:
а) налогообложение является источником дохода;
б)наличие соотношения между налогами и доходами;
в) издержки взимания налогов не должны обременять.
3. Основоположником школы физиократов считается:
а) Франсуа Кенэ;
6. Кто из представителей физиократов является автором закона убы-
вающего плодородия почв:
б) А. Тюрго;
7. Труд «Размышления о создании и распределении богатств»:
б) А. Тюрго;
8. Кому из представителей экономической мысли принадлежит идея,
что доход от капитала делится на издержки для создания продуктов и при-
быль на капитал:
б) А. Тюрго;
1. Назовите причины преимущества английской экономики по сравне-
нию с другими странами в XVII в.:
а) раннее зарождение английских мануфактур;
в) менталитет англичан;
г) успехи в мореплавании;
ж) успехи в науке;
2. Какие экономические категории анализировал У.Петти:
а) ссудный процент;
в) ренту;
з) деньги;
и) заработную плату;
л) естественную цену;
3. Какую из функций денег Буагильбер считал полезной:
в) средство обращения;
4. В центре внимания какого экономиста находилась меновая стои-
мость:
г) нет правильного ответа.
6. Какому экономисту принадлежит работа «Размышления о создании
и распределении богатств»:
д) А.Тюрго
Маржинализм
1. Выберите термины и понятия, используемые маржинализмом:
а) предельная полезность;
в) стоимость;
г) ценность;
к) потребность;
л) предельная потребность;
2. Кто из представителей математиков-экономистов первым устано-
вил, что максимум прибыли обеспечивается при равенстве предельного до-
хода и предельных издержек:
а) А. Курно;
3. Кто из указанных ученых является родоначальником математиче-
ской школы в экономической науке:
а) А-Курно;
4. Кто из представителей маржинализма ввел в экономическую науку
термин «предельный»:
л) Ф.Визер
5. На каких условиях (допущениях) построена модель Вальраса «Сис-
тема общего экономического равновесия»:
а) рынок совершенной конкуренции;
в) небольшое число покупателей и продавцов;
д) свободные цены;
6. Что, по Парето, должна изучать экономическая наука:
б) потребности человека;
д) функциональные связи между экономическими явлениями;
7. Кто является родоначальником теории потребительского поведения:
м) нет правильного ответа.
8. Кто ввел в экономическую науку понятие «кривые безразличия»:
е) Ф. Эджуо
А. Маршалл и А. Пигу
1. Назовите причины возникновения кембриджской школы:
а) маржиналистская революция;
в) возникновение крупных капиталистических предприятий;
г) накопление экономических знаний;
ж) необходимость совершенствования управления производством;
3. Что, по Маршаллу, должна исследовать экономическая наука:
в) экономические законы;
4. Чем, в конечном счете, определяется, по Маршаллу, стоимость товара:
з) себестоимостью;
5.Что понимается под ценой спроса:
г) максимальная цена, которую покупатель согласен уплатить за товар.
6.Что понимается под ценой предложения:
г) минимальная цена, по которой продавец согласен продать данное
количество товара по данной цене.
7. Укажите правильный ответ:
б) цена предложения равна предельным издержкам;
8. Выберите определения ссудного процента, которых придерживался
Маршалл:
а) ссудный процент – это цена ссудного капитала;
9. Чему должна равняться, по Маршаллу, заработная плата:
д) чистому продукту, созданному трудом предельного работника;
10. При какой форме конкуренции Маршалл анализировал закономер-
ности движения цен :
д) олигополистической конкуренции;
Учение И. Шумпетера
1. Какое понятие является основой теории полезности И. Шумпетера:
а) добавочная стоимость;
2. Добавочная стоимость, по И. Шумпетеру, это:
а) разница между ценностями двух товаров, один из которых не был
произведен из-за траты ресурсов на производство другого товара;
3. Назовите виды комбинаций факторов производства по И. Шумпетеру:
а) создание нового блага;
в) освоение нового рынка сбыта;
г) открытие новых источников сырья;
д) использование новой технологии производства.
4. Перечислите основные качества предпринимателя, выделяемые
И. Шумпетером:
а) стремление к нововведению;
б) умение рисковать;
в) вера в собственные силы;
г) ощущение собственной независимости;
5. Какой процесс И. Шумпетер назвал экономическим развитием:
б) новаторство;
6. Деньги, по И Шумпетеру:
а) являются свидетельством завершенного процесса производства и
увеличенного совокупного продукта;
7. Процент за кредит, по И. Шумпетеру:
а) цена, уплаченная за приобретение новых производительных сил;
8. И. Шумпетер рассматривал цикличность экономики:
а) как закономерность экономического роста;
Русская экономическая мысль
1. Перечислите особенности русской экономической мысли:
а) сильное влияние теории марксизма на все направления экономиче-
ской мысли, начиная со второй половины XIX века;
б) особая роль крестьянского вопроса;
2. Назовите главный труд Александра Николаевича Радищева:
а) «Путешествие из Петербурга в Москву»;
3. Кому из представителей русской экономической мысли принадле-
жит идея проведения государственной политики протекционизма для раз-
вития собственной промышленности:
а) А.Н. Радищеву;
4. Назовите признаки инфляции, выделенные А.Н. Радищевым:
а) падение бумажного рубля ниже серебряного;
б) понижение рубля по отношению к иностранной валюте;
в) рост дороговизны;
5. Кому из представителей русской экономической мысли принадле-
жит идея опоры политической экономия и законов государства на естест-
венное право:
б) П.И. Пестелю;
6. Кто из представителей русской экономической мысли разработал
теорию «крестьянского социализма»:
в) Н.Г. Чернышевский.
7. Кто из представителей русской экономической мысли выдвинул и
обосновал идею возможности для России в результате крестьянской рево-
люции миновать капиталистическую стадию развития и через крестьян-
скую общину перейти к социализму:
в) Н.Г. Чернышевский.
8. Кто из представителей русской экономической мысли предметом
политической экономии считал улучшение материального благосостояния
производительных классов:
б) П.И. Пестель;
9. Кто из представителей русской экономической мысли признавал
трудовую теорию стоимости, считая труд «единственным владельцем про-
изводственных ценностей»:
в) Н.Г. Чернышевский.
10. Кто из представителей русской экономической мысли под капита-
лом понимал материальные ценности, вступающие в производство как
средства производства и средства существования работников:
а) А.Н. Радищев;
Взгляды народников
1. Назовите особенности экономических взглядов народников:
б) Россия должна миновать прохождение стадии капитализма и перей-
ти сразу к социализму;
в) социализм – стадия общественного прогресса, опирающаяся на че-
ловеческие чувства коллективизма и солидарности;
д) общественный прогресс происходит благодаря индивидуальному
развитию граждан страны;
е) кризисы происходят вследствие бедности народных масс.
2. Назовите основные произведения Михаила Александровича Бакунина:
а) «Федерализм, социализм и антитеологизм»;
б) «Государство и анархия»;
3. М.А. Бакунин представлял социализм в России в виде:
а) свободной федерации рабочих и сельскохозяйственных общин;
4. Кому из представителей народничества принадлежат идеи крайних
мер борьбы, в том числе репрессионных:
б) П.Н. Ткачеву;
5. Кто из представителей народников разработал принципы народни-
чества:
в) П.Л. Лавров.
6. Кто из представителей народников критиковал капитализм за пре-
вращение рабочих в придатки машин:
в) П.Л. Лавров.
7. Кто из представителей народников выступал за сознательную под-
готовку народных масс, воспитание духа единства, пропаганду среди наро-
да своих идей с целью достижения социализма:
в) П.Л. Лавров.
8. Кто из представителей народников считал, что крестьянская община
может стать ячейкой социализма лишь после того, как будет уничтожен
существующий государственный и социальный строй:
б) П.Н. Ткачев;
Предмет и методология истории экономических учений.