Функции и признаки экономического районирования.
Признаки районирования:
Признаки экономического района: специализация, комплексность, управляемость.
1) Индивидуальное и типологическое районирование.
2) Проблемное или исследовательское районирование.
3) Частное или комплексное районирование.
4) Районирование с морфологическими, генетическими или функциональными признаками.
5) Выделение однородных или узловых районов.
6) Выделение иерархических или одноуровневых районов.
7) Сплошное или выборочное районирование.
8) Выявление стабильных или плавающих признаков районирования.
9) Выделение субъективных или объективных районов.
Функции:
· создание оптимальных условий для осуществления региональной социально-экономической политики (в т. ч. территориального прогнозирования и планирования).
· служит предпосылкой совершенствования территориального развития и регионального управления экономикой.
· упорядочивает информацию о территории;
· синтезирует (объединяет) информацию для её более глубокого понимания и выработки целостного представления о районах;
· создаёт “образ района”, как для лиц, принимающих решение, так и для всего населения страны.
55/ 1. Понятие и виды региональной политики.
Региональная политика государства – сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.
По сферам воздействия можно выделить следующие виды региональной политики:
1. Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций, достижение регионального экономического равновесия характерна для всех стран. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала, законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции.
2. Социальная политика. В поле зрения – процессы и форма организации жизни людей общественного производства со стороны условий труда, быта и отдыха человека и развития личности вообще. Социальные различия в жизни населения подавляющего числа государств колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания уровней жизни между различными регионами и типами поселений, а также общее улучшение качества социальной среды составляют суть региональной политики в социальной сфере.
3. Демографическая политика. Она означает активное вмешательство государства, как в естественное, так и механическое движение населения с целью достижения специфических для регионов целей.
4. Экистическая (поселенческая) политика. Эстетика – наука об эффективном использовании территории конкретного региона путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий. Обширность территории России нередко порождает иллюзию неактуальности проведения активной экистической политики в сравнении с небольшими по территории европейскими странами. Между тем именно в России, с ее огромными пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства.
5. Экологическая политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду.
6. Научно-техническая политика. В сферу региональной научно-технической политики попадают условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации НИОКР и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства, региональные перемещения научных кадров.
Структурирование региональной политики может производиться иначе: все зависит от критерия, положенного в его основу. Иногда различают следующие виды региональной политики:
1) По целям (политика выравнивания уровней развития регионов, максимальное использование местных ресурсов);
2) По механизму (автоматическая – распределение по формуле, проблемная – по спецпрограммам; целевая – по конкретным регионам);
3) По средствам (финансовая, административная, инфраструктурная); 4) По адресату (региональные власти, организации, граждане).
56/56. Типология районов и регионов России.
Типы регионов:
· регионы, находящиеся в экстремальных природных условиях и не имеющие ценных природных ресурсов;
· регионы, находящиеся в экстремальных природных условиях и располагающие ценными ресурсами;
· узкоспециализированные индустриальные районы северной и средней полосы РФ;
· крупные индустриальные регионы средней полосы РФ;
· небольшие индустриально-аграрные регионы средней полосы РФ;
· крупные индустриально-аграрные регионы южной полосы;
· небольшие окраинные регионы юга РФ с низким уровнем социально-экономического развития;
· столичные регионы;
· пограничные регионы с ярко выраженной военной функцией.
По наличию социальных проблем:
-кризисные;
-отсталые (слаборазвитые);
-депрессивные;
-проблемные.
Район (муниципальный район) — административная единица второго порядка в Российской Федерации.
В некоторых субъектах федерации вместо термина район используются: кожуун (Тува), улус (Якутия).
Наименьшее количество районов в субъекте — 1 (Ненецкий автономный округ), наибольшее — 60 (Алтайский край).
Некоторые районы имеет статус национального. На 2011 год в России 12 районов со статусом национального. Еще районов 20 районов не имеет статуса национального, но фактически являются таковыми, так как были образованы и названы по преобладающей национальности