Двусторонняя монополия на рынке труда. Государственное регулирование рынка труда.
Двусторонней монополией на рынке труда называется случай, когда работодатель является единственным покупателем труда (монопсонистом), а продавец труда обладает монопольной силой (например, работники, объединенные в профсоюз).
Цели государственного регулирования рынка труда:
· обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
· создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.
Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:
· активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
· пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.
Биржа труда — специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. В США действует около 15 тысяч таких фирм.
Основные направлениями деятельности бирж труда:
· регистрация безработных;
· регистрация вакантных мест;
· трудоустройство безработных и других лиц;
· изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней;
· тестирование лиц, желающих получить работу;
· профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
· выплата пособий.
Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.
Билет №51.
Модель монопсонии. Роль профсоюзов на рынке труда.
51) Монопсонии присущи следующие черты:
1. Количество занятых на данной фирме составляет основную часть всех занятых каким-то конкретным видом труда.
2. Данный вид труда является относительно немобильным либо в силу географических факторов, либо в том смысле, что если рабочие нашли альтернативу применения своего труда, то они вынуждены приобретать новую квалификацию.
3. Фирма "диктует заработную плату" в том смысле, что ставка заработной платы, которую фирма должна выплачивать, находится в прямой зависимости от количества нанимаемых рабочих.
Важным положением является следующее: когда фирма нанимает значительную часть из общего имеющегося в наличии предложения конкретного вида труда, ее решение о найме большего или меньшего количества рабочих повлияет на ставку заработной платы, выплачиваемой за этот труд. В частности, если фирма является крупной по отношению к рынку труда, она вынуждена будет платить более высокую ставку заработной платы, чтобы заполучить больше труда. Для простоты предположим, что есть только один наниматель конкретного вида труда в какой-то местности. В этом случае кривая предложения труда для данной фирмы и кривая совокупного предложения труда для рынка труда совпадают. Эта кривая предложения, в силу ранее объясненных причин, плавно поднимается, указывая на то, что фирма должна платить более высокую ставку заработной платы для привлечения большего числа рабочих.
Важную роль на рынке труда играют профсоюзы. Профсоюзы – это объединение работников, обладающее правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов.
Цель профсоюза – максимизация зарплаты своих членов, улучшение условий их работы и получение дополнительных выплат и льгот. На конкурентном рынке профсоюзы действуют двояким образом: они стремятся либо к повышению спроса на труд, либо к ограничению предложения труда.
Оценивая роль профсоюзов в повышении заработной платы, как и других условий труда, в развитой рыночной экономике, необходимо указать на три важных обстоятельства.
Во-первых, профсоюзы действуют в условиях достаточно жестких рыночных закономерностей, которые ограничивают, и часто достаточно серьезно, их возможности по повышению заработной платы. Но указанные ограничения не носят абсолютного характера. Профсоюзы не являются пассивным объектом воздействия подобных закономерностей. Наоборот, их деятельность по улучшению условий труда и повышению заработной платы, способствуя расширению платежеспособного спроса, ведет на макроуровне к расширению рынка и стимулирует экономический рост. Экономический рост, расширяя спрос на рабочую силу, тем самым заметно ослабляет действие рыночных ограничений деятельности профсоюзов по повышению заработной платы.
Во-вторых, на микроэкономическом уровне даже при крайне невыгодных условиях профсоюзы при умелом выборе стратегии могут добиваться заметных успехов в борьбе за повышение заработной платы.
Особая роль профсоюзов в сохранении и повышении уровня заработной платы проявляется в периоды увеличения безработицы. Так, в США в кризисные периоды прирост заработной платы рабочих обрабатывающей промышленности, входящих в профсоюзы, примерно в 2 раза превышает соответствующий показатель у рабочих той же промышленности, не состоящих в профсоюзах. Этот вывод не исключает неудач отдельных профсоюзов в борьбе за повышение заработной платы из-за весьма невыгодных для экономической борьбы рыночных условий в их отраслях и из-за неумения выбрать достаточно действенную стратегию в этих неблагоприятных условиях.
В-третьих, в последние два десятилетия в ряде стран с развитой рыночной экономикой роль профсоюзов снизилась. Главными причинами стали структурные сдвиги в экономике, которые вызвали увеличение доли отраслей, производств и профессиональных групп с меньшей вовлеченностью в профсоюзы. Это, например, рост доли услуг, отличающихся слабой развитостью профсоюзов по сравнению с материальным производством, снижение доли традиционных базовых отраслей с более сильным профсоюзным влиянием и др. Определенную роль сыграли и принятые в ряде развитых стран государственные меры по ослаблению влияния профсоюзов.
Билет №52.