Закон убывающей производительности (отдачи).
Начиная с определенного момента, дополнительное использование факторов производства ведет к снижению объема выпускаемой продукции в целом. Дополнительные затраты ресурсов становятся менее производительными. Они приносят меньшую отдачу. Количество производимой продукции сокращается.
Пример: в одиночку обрабатывая участок 1 га, выращивается 40 кг ягод. Вдвоем – 78 кг. Работая втроем – 113 кг. 4 человека – 138 кг. Какой предельны (дополнительный) продукт будет получаться при использовании каждый раз одну дополнительную единицу труда? Составить таблицу, отразив в ней число единиц труда, динамику общего продукта, и предельного продукта. Начертить график, показывающий динамику предельного продукта.
Труд | Урожай | Предельный продукт |
Вывод: Начиная с определенного момента дополнительное включение единиц переменного ресурса (труда) при фиксированной величине другого (земли) дает уменьшающийся предельный продукт (ягод) в расчете на каждую последующую единицу труда.
Насколько эффективно используется тот или иной фактор производства, показывают изокванта и изокоста. Изокванта – кривая линия равного продукта, отражающая различные варианты сочетания факторов производства для выпуска одинакового объема продукта.
Изокоста – прямая линия, касающаяся изокванты. Это прямая равных издержек. В точке касания самые низки издержки.
ДЗ.
Затраты труда L | Затраты капитала | Объем выпуска продукции | Средний продукт труда AP | Предельный продукт труда MP |
1,25 | ||||
1,5 | ||||
1,5 | ||||
1,4 | ||||
1,25 |
Предположим, что решено заменить старое оборудование новым, более эффективным. Изменится ли при этом положение кривых AP и MP?
· Модель «затраты - выпуск» Леоньтева.
· Теория Томаса Мальтуса и неомальтузианцев. Сущность теории, актуальность.
Задача
На одном однородном поле фермер может произвести 300 тонн картофеля или 100 тонн пшеницы. На другом – везде альтернативная стоимость выращивания 1 т. пшеницы равна 2 тоннам картофеля при максимальном производстве картофеля, равном 400 тонн.
· Какова альтернативная стоимость производства 1 т. Пшеницы на первом поле? (Альтернативная стоимость 1 тонны пшеницы равна 3 тоннам картофеля и наоборот 1 тонна картофеля стоит 1/3 тонны пшеницы)
· Построить КПВ для каждого поля.
· Построить кривую общих производственных возможностей фермера.
В некотором королевстве производят два продукта: масло и пушки. Имеется следующая граница производственных возмодностей.
М | |||||
П |
· Найти альтернативную стоимость увеличения стоимости пушек с 6 до 7 тысяч в год (уменьшение производства масла на 3 тонны в год)
· Насколько может быть увеличен выпуск масла при производстве 4 тонн масла и 4 тысяч пушек (выпуск масла может быть увеличен до 10 тысяч тонн, что дает прирост производства на 6 тысяч тонн)
· Можно ли произвести с помощью имеющихся ресурсов 6,7 пушек и 5,5 масла? (нет, нельзя, поскольку ресурсов для замены одного товара другим не хватает)
· Какова максимальная альтернативная стоимость производства 1 тысячи пушек? Минимальная?
Закон возрастающих альтернативных затрат.
Чем выше в гору, тем тяжелее подъем.
При полном и наилучшем использовании ресурсов по мере увеличения производства одного продукта для получения каждой следующей (дополнительной) его единицы приходится отказаться от другого продукта во все большем количестве.
Максимальная альтернативная стоимость равна 4 тысячам тонн масла, минимальная – 0,5 тысячи тонн
· Ведущие специалисты оценивают ценность 1 тысячи пушек в 1 миллиард дукатов, а 1 тысячи тонн масла в 1,5 миллиарда тонн дукатов. Сколько нужно произвести пушек и масла, чтобы их общая ценность была наибольшая.
18 миллиард дукатов при производстве 12 тонн масла
Показатели | Балансовая стоимость основных фондов F | Затраты на капитальный ремонт P | Ликвидационная стоимость L | Срок службы (число лет) П |
Здания, сооружения | 40.000 | 18.000 | ||
Силовые машины и оборудование | 20.000 | 6.000 | ||
Рабочие машины | 20.000 | 17.000 |
Вычислить нормы амортизации по видам основных производственных фондов предприятия.
Теория спроса и предложения
· Закон спроса и факторы, влияющие на спрос.
Спрос – платежеспособная потребность, то есть количество товаров и услуг, которую покупатели готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.
Закон спроса показывает обратно - пропорциональную зависимость объема спроса от цены товара.
Чем выше цена (Р), тем выше объем спроса (Q) и наоборот.
Закон спроса не действует в следующих ситуациях:
o В отношении «товаров Гиффена», то есть товаров, занимающих большую долю в доходах малоимущих потребителей (хлеб, молоко, крупы и т.д.)
o В отношении «товаров Веблена», то есть товаров престижного потребления, когда дорогостоящие товары приобретаются по высокой цене не по его значимости, а по тому, насколько владелец этого товара возвышает свою самооценку среди окружающих.
o При дефиците товаров и ажиотажном спросе, вызванном инфляционными ожиданиями.
o В отношении редких и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат) и недвижимости, приобретение которых является средством сбережения.
o При переключении спроса, смене некачественных на более качественные товары даже при снижении цен первых.
На спрос действуют не только ценовые, но и неценовые факторы. Если ценовые факторы смещают точки на кривой спроса, то неценовые факторы смещают кривую спроса вправо или влево.
Неценовые факторы спроса:
o Изменение предпочтения потребителей (вкуса, моды)
o Изменение дохода. При росте доходов спрос на качественные товары повышается. При падении – спрос на эти товары падает.
o Цены других товаров. Если товары взаимозаменяемы, изменение цены одного товара приводит к однонаправленному изменению спроса на взаимозаменяемые товары. В случае взаимодополняющих товаров, изменение цены одного товара приводит к противоположному изменению спроса на взаимодополняющий товар.
o Количество покупателей на рынке. Чем больше покупателей, тем выше рыночный спрос. При этом его характер зависит от возрастного, национального и других состава покупателей.
o Ожидания покупателей в отношении изменения цен. При ожидании роста цен текущий спрос увеличивается. При ожидании снижения цен текущий спрос сокращается, формируется отложенный спрос.
· Закон предложения и факторы, влияющие на предложение.
Предложение – то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени. Закон предложения показывает прямопропорциональную зависимость объема предложения от цены товара: чем выше цена товара, тем больше объем предложения и наоборот. На предложение действуют ценовые и неценовые факторы. Если ценовые факторы смещают точки на кривой предложения, то неценовые факторы смещают кривую предложения вправо или влево.
Неценовые факторы предложения:
o Величина затрат на производство товара. Чем выше издержки, тем меньше объем предложения. Уровень издержек производства издержек зависит от:
§ Характера применяемой технологии
§ Стоимости ресурсов, используемых в данном производстве
o Налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий снижает издержки производства и увеличивают предложение (кривая предложения двигается вправо) и наоборот, увеличение налогов снижает предложение.
o Количество продавцов на рынке. Увеличение числа продавцов данной продукции (производителей) ведет к увеличению объема предложения.
o Цены других товаров. Изменение цены одного взаимозаменяемого товара влечет за собой изменение предложения другого товара в том же направлении. Изменение цены одного взаимодополняющего товара вызывает противоположные изменения объема предложения другого товара.
o Ожидание в отношении изменения цен. Ожидание продавцами роста цен ведет к сокращению предложения в настоящем, тогда как ожидание снижения цен увеличивает текущее предложение.
· Рыночное равновесие.
Рыночное равновесие – это состояние рынка, при котором спрос на товар соответствует его предложению и ни один хозяйствующий субъект не заинтересован в изменении этого состояния (в точке пересечения кривой спроса и предложения)
Равновесная цена – цена, при которой спрос равен предложению и она не обнаруживает тенденций к росту или снижению.
Равновесный объем – объем спроса и предложения, при равновесной цене. При цене равновесия спрос равен предложению. Если цена товара выше равновесной, возникает перепроизводство товара, так как предложение больше проса. Если цена ниже равновесной, возникает дефицит товаров на рынке, так как спрос больше предложения.
Маршалл изучил ситуацию, когда нарушается равновесие:
· Мгновенное равновесие. Цены очень высокие, растут. Техника и наука не развита, предложение опирается на примитивный ручной труд. Монопольная или коррумпированная экономика
· Краткосрочное. Рост цен не столь высок, но они часто меняются. Производство товара не зависит от науки и техники.
· Долговременное. Долгосрочное равновесие. Отсутствует монопольный сговор, коррупция на рынке.
Эластичность спроса и предложения – реакция покупателей и производителей на изменение цен.
Доклады:
· Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по доходу показывает изменение объема спроса в ответ на изменение объема доходов.
Коэффициент эластичности = изменение спроса/изменение дохода
При положительном коэффициенте – низкая эластичность (товары Гиффина)
При отрицательном коэффициенте – высокая эластичность (товары Веблена)
При нулевом коэффициенте – нейтральная эластичность
· Эластичность спроса по цене
Показывает изменение объема спроса товара при изменении цены или реакцию потребителей на изменение цены товара.
Виды:
§ Эластичный спрос – реакция потребителей очень сильная. E>1
§ Неэластичный спрос – реакция потребителей слабая. E<1 (шампанское, цветы на праздники)
§ Единичная эластичность. E=1 (пиво, говядина)
§ Совершенно абсолютно неэластичный спрос – незаменимые вещи (елка на новый год, инсулин для диабетика). E=0
§ Абсолютная эластичность. E=(бесконечность) (огурцы, помидоры в летний период)
· Перекрестная эластичность спроса
Относительное изменение объема спроса на один товар при изменение цены на другой.
· Эластичность предложения
Реакция производителей на изменение цены на товар.
§ E>1 Эластичное предложение – (шампанское на новый год)
§ E<1 Неэластичное предложение – слабая реакция производителей
§ E=0
§ E=1 При увеличении цены товара на 1% предложение увеличивается на 1%
§ E=беск.