Классификация предприятий по размерам
Одной из важнейших характеристик предприятия являются его размеры, определяемые в первую очередь количеством (занятых) работников. Как правило, по этому признаку предприятия подразделяются следующим образом: мелкие–до 50 занятых; средние – от 50 до 500 (иногда – до 300); крупные – свыше 500, в том числе особо крупные – свыше 1000 занятых. Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться другими характеристиками –объемом продаж, активами, полученной прибылью и т.п.
Размеры предприятий тесно связаны с их отраслевой принадлежностью. Например, предприятия черной металлургии и машиностроения обычно крупные и очень крупные предприятия. В легкой, пищевой, нефтеперерабатывающей промышленности действуют в основном средние предприятия; в деревообрабатывающей и швейной промышленности – средние и близкие к мелким предприятия.
В целом ведущую роль в национальном хозяйстве, несмотря на относительно небольшое их количество, играют крупные предприятия. Основное же число предприятий представлено мелкими и средними предприятиями.
Российская экономика характеризуется пока еще низкой долей мелкого и среднего частного предпринимательства.
Составной частью экономической политики государства является развитие малого предпринимательства. Это важнейший элемент рыночной структуры, наиболее гибкая и динамичная форма развития предпринимательства. Создание сети малых предприятий является необходимым условием формирования экономической среды, благоприятствующей возникновению конкуренции товаропроизводителей, развитию рыночных отношений, противодействия монополизму в производстве и других сферах деятельности. Малые предприятия способны быстро реагировать на изменение потребительского спроса, они наиболее восприимчивы к техническим новинкам, обеспечивают быструю окупаемость затрат. В наиболее развитых странах мира на долю малого бизнеса приходится 50–70% прироста числа рабочих мест.
Государственной Думой РФ 12 мая 1995 г. был принят Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации.
Закон вводит новое определение малого предприятия. Ранее в российском законодательстве определение малого предприятия было сформулировано в постановлении. Совета Министров РСФСР от 18 июня 1991 г.; закон предусматривает иные, нежели предшествующее ему постановление, критерии отнесения тех или иных юридических лиц к малым предприятиям.
В ст. 3 Закона говорится: «Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных организаций, религиозных организаций, благотворительных и иных органов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%».
Как видно из данной нормы, обязательным требованием к малым предприятиям является ограниченная возможность участия других юридических лиц в уставном капитале малых предприятий. Другое непременное условие для отнесения предприятий к малым – установление предельной средней численности работающих: в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве, в научно-технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
В стране насчитывается около 900 тыс. малых предприятий.
Распределение малых предприятий по отраслям экономики характеризуется следующими цифрами (данные на 1 января 1997 г., %)1:
Всего предприятий (тыс.)............................. 877,0
В том числе по отраслям:
промышленность.................................. 14,7
сельское хозяйство ................................ 1,1
транспорт и связь ................................. 2,3
строительство .................................... 16,7
торговля и общественное питание ...................... 42,7
общая коммерческая деятельность по обеспечению
функционирования рынка ........................... 4,8
наука и научное обслуживание ......................... 5,6
финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение ........ 1,3
прочие ............ 10,7
Вместе с тем доля малых предприятий в объеме валового выпуска товаров и услуг в целом по России соответствует их удельному весу в общей численности занятых. Это свидетельствует о том, что эффективность затрат труда в малом бизнесе не превышает среднего уровня в экономике страны.
Направления и меры по повышению эффективности использования государственных средств, выделяемых для развития малого предпринимательства, сформулированы в Федеральном законе о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации:
• налогообложение малых предприятий, предусматривающее, что если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия дляМП по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Устанавливаются льготы для фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания услуг;
• право субъектов малого предпринимательства применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Могут списываться дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет;
• кредитование субъектов малого предпринимательства, осуществляемое на льготных условиях с компенсацией разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. При этом кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях;
• создание обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства для аккумулирования временно свободных денежных средств участников указанных обществ в целях осуществления и развития системы финансовой взаимопомощи. При этом общества имеют право не размещать обязательные резервы в Центральном банке РФ, поручать управление собственными ресурсами банку-депозитарию или иной кредитной организации, определять размер, периодичность и порядок внесения вкладов (взносов) участниками указанных обществ, а также предельные размеры, сроки и условия оказания финансовой помощи, не предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются участниками указанных обществ;
• страхование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях для страховых организаций с возможностью компенсации упущенной выгоды со стороны соответствующего фонда поддержки малого предпринимательства;
• резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нуждповидам продукции, отнесенным Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства;
• создание сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки малого предпринимательства, и др.
Исходя из этих направлений государственной поддержки малого предпринимательства, определены дополнительные меры, обусловливающие решение проблем по укреплению финансовой поддержки малых предприятий.
3.Нормативная база создания и функционирования коммерческой организации
Правовое обеспечение создания и функционирования коммерческой организации является основой ее взаимодействия с государством, юридическими и физическими лицами. Совокупность нормативной базы может быть представлена в виде двух блоков, а именно внешними и внутренними нормативными документами (рис.3).
Правовые отношения в Российской Федерации определяются системой действующего законодательства, в которой одно из важнейших мест занимает Гражданский Кодекс РФ. Гражданский Кодекс определяет правовые нормы коммерческих организаций во взаимоотношениях с другими субъектами рыночной экономики, систематизирует права, обязанности и ответственность юридических лиц.
Рис.3.Документы, регламентирующие деятельность коммерческой организации
Налоговый Кодекс РФ является нормативным актом, регулирующим отношения между коммерческой организацией и государством по исполнению обязанностей налогоплательщика.
Закон «О бухгалтерском учете» определяет законодательное требование к постановке экономической работы в коммерческой организации.
Стандарты бухгалтерского учета (в настоящее время – 20 стандартов), сформулированные в Положениях по бухгалтерскому учету, определяют основные требования к постановке бухгалтерского учета по отдельным направлениям хозяйственной деятельности.
К внутренним нормативным документам относят Учредительные документы юридического лица, Учетную политику организации, коллективный договор и др.
Юридическое лицо действует на основании Устава либо на основании Учредительного договора и Устава, либо только Учредительного договора. Эти документы являются учредительными документами организации.
Устав - это зарегистрированный и утвержденный в установленном законом порядке документ, свод положений, правил деятельности юридического лица, определяющий его структуру, устройство, виды деятельности, отношения с другими лицами и государственными органами, а также права и обязанности юридического лица. Нормы, заложенные в Уставе, не должны противоречить действующему законодательству.
В уставе предприятия отражаются полное и краткое наименование данного юридического лица, место его нахождения, размер уставного капитала и порядок его формирования, порядок управления деятельностью и прочее.
Устав опечатывается и регистрируется в государственных органах. Изменения в уставе допускаются только при регистрации их в этих органах.
Устав - это основной регламентирующий документ деятельности коммерческой организации. Он должен быть тщательно продуман учредителями с тем, чтобы во время осуществления организацией ее непосредственной деятельности все возникающие вопросы могли быть разрешены.
Кроме Устава существует учредительный договор, который оговаривает отношения между учредителями и свидетельствует об их намерении создать коммерческую организацию. В нем отражаются имущественные моменты, а также распределение обязанностей и ответственности между учредителями.
Учетная политика организации призвана обеспечить нормативное регулирование ведения бухгалтерского учета в коммерческой организации с учетом особенностей ее функционирования. Учетная политика определяет и важнейшие экономические принципы работы организации. В настоящее время, в связи с принятием второй части Налогового Кодекса РФ, учетную политику организации рекомендуется формировать в двух частях: учетная политика и налоговая политика. При этом учетная политика должна регламентировать организацию бухгалтерского учета, а налоговая политика – налогового учета. Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль организации.
Коллективный договор заключается между коллективом данной организации (персоналом) и администрацией с целью формирования норм взаимоотношений между работодателем и наемным работником. Коллективный договор определяет, в том числе, формы и системы оплаты труда, формы поощрений за высокие показатели труда и наказаний за несоблюдение трудовой дисциплины.
4.Внешняя среда коммерческой организации
Коммерческая организация функционирует в форме открытой системы, в связи с чем находится во внешней среде, определяемой совокупностью активных субъектов или сил, действующих за пределами коммерческой организации, но оказывающих влияние на нее.
Результаты деятельности коммерческой организации во многом определяются ее внешней средой. В связи с этим менеджеры организации должны осуществлять постоянное наблюдение за внешней средой и принимать решения, направленные на снижение ее неблагоприятного воздействия и соответственно на стимулирование благоприятного.
Основными субъектами внешней среды коммерческой организации являются: покупатели, поставщики, конкуренты и государство.
Внешняя среда воздействует посредством технических, экономических, политических и социальных факторов. Технические факторы – это уровень техники и технологии; экономические – это состояние экономики страны в целом, состояние экономики покупателей и поставщиков, состояние экономики конкурентов и т.д.; политические – политическая обстановка в стране, стабильность внутренней и внешней политики, налоговая система, стабильность общества; социальные – это уровень культуры, традиции, жизненные ценности, принятые в данном обществе.
Основными характеристиками внешней среды является взаимосвязанность ее факторов, сложность, подвижность и неопределенность.
Взаимосвязанность факторов внешней среды - это уровень силы, с которой изменение одного фактора вызывает изменение других факторов внешней среды.
Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые должна реагировать коммерческая организация в целях выживания и достижения высоких результатов.
Подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в системе, окружающей коммерческую организацию. Среди экономистов существует мнение, что подвижность внешней среды увеличивается по нарастающей.
Неопределенность среды выражается в отсутствии у коммерческой организации информации о системе, окружающей ее, о возможности появления новых факторов, о возможности изменения воздействия имеющихся факторов внешней среды.
Для различных отраслей народного хозяйства и даже для различных организаций, действующих в рамках одной отрасли, характеристики внешней среды могут значительно отличаться. Это дает основание для разработки мер, позволяющих воздействовать на внешнюю среду с тех позиций, которые являются подконтрольными (подвластными) данной коммерческой организации.
Каждая организация должна планировать свою деятельность с учетом той внешней среды, которая в виде системы факторов воздействует на нее в настоящее время, а также иметь возможность прогнозирования изменения этого действия. Без учета влияния внешней среды организация не сможет эффективно функционировать в рыночных условиях и может быть подвергнута вытеснению с рынка, процедуре банкротства и т.д.
5.Внутренняя среда коммерческой организации
Внутренняя среда коммерческой организации представляет условия, при которых осуществляется взаимодействие средств труда, предметов труда и рабочей силы с целью получения готового продукта.
По степени возможного воздействия на среду внутренняя среда значительно отличается от внешней. Внутренняя среда организации является полностью ею контролируемой и изменяется в процессе принятия управленческих решений.
На специфику внутренней среды организации оказывают влияние следующие факторы:
отрасль народного хозяйства и сфера материального производства;
структура организации и структура управления;
номенклатура выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг;
продолжительность производственного цикла;
уровень и специфика техники и технологии, применяемых в организации для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;
номенклатура и качество используемых сырья, материалов, полуфабрикатов и пр.;
численность и квалификация кадров организации;
уровень и квалификация менеджмента;
составу имущества и др.
Имущество организации представлено совокупностью средств труда и предметов труда. Средства труда в процессе труда не изменяются, не принимают после процесса производства новых свойств. Предметы труда в процессе производства изменяются и начинают обладать новыми свойствами.
В связи с этим, все имущество организации, участвующее в процессе производства и управления, подразделяется на основные и оборотные средства и нематериальные активы.
Главные отличия основных средств от оборотных состоят в следующем:
1.Элементы, составляющие основные средства, вещественно в создаваемый продукт не входят. Основные средства участвуют в ряде производственных циклов до полного износа составляющих их элементов. Производственный цикл - это время от начала производственного процесса до полного изготовления продукции. Оборотные производственные фонды полностью потребляются в рамках одного производственного цикла и превращаются в готовый продукт.
2.Стоимость основных средств частями входит в стоимость создаваемого продукта - по мере износа его отдельных элементов, а оборотные производственные фонды (предметы труда) переносят свою стоимость полностью в течение одного производственного цикла.
3.После реализации продукции стоимость основных средств возмещается в той части, которая соответствует нормативному уровню их изношенности. Стоимость оборотных производственных фондов возмещается за счет реализации продукции сразу, что позволяет снова приобрести их для нового цикла производства.
Таким образом, можно сформулировать следующие определения основных и оборотных средств, отражающие их экономическую сущность:
- основными средствами называют средства труда, которые вовлечены в производственный процесс, функционируют во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натурально-вещественную форму, и переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции по частям, по мере изнашиваемости;
- оборотные фонды - это предметы труда, которые целиком потребляются в однократном процессе производства, изменяют свою натурально-вещественную форму, полностью переносят свою стоимость на готовый продукт и стоимость которых возмещается после каждого производственного цикла.