Санитарные правила и нормы 2.3.4.13-19-2002
Санитарные правила и нормы 2.3.4.13-19-2002
Минск-2002
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Главного
государственного санитарного
врача Республики Беларусь
от 31.12 2002г. № 147
Производство молока и молочных продуктов
_____________________________________________________________________
Санитарные правила и нормы 2.3.4.13-19-2002
Раздел 1
Область применения
1.1. Настоящие правила и нормы разработаны на основании Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», и устанавливают гигиенические требования к производству и производственному лабораторному контролю молока и молочных продуктов, обеспечивающие выпуск продукции, соответствующей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности.
1.2. Настоящие санитарные правила и нормы распространяют свое действие на все действующие предприятия молочной промышленности, включая предприятия по производству сухих, жидких и пастообразных молочных продуктов для детского питания
1.3. Требованиям санитарных правил и норм должны отвечать технические нормативные правовые акты, в том числе государственные стандарты и отраслевые нормативные документы.
1.4. В отношении существующих молокоперерабатывающих предприятий:
требования, касающиеся планировки и благоустройства территории, выполняются в сроки по согласованию с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.
требования, которые могут быть внедрены после реконструкции и механизации производственных процессов, должны быть выполнены в течение 3 лет с момента введения в действие настоящих Санитарных правил и норм (далее - СанПиН);
все остальные требования, изложенные в настоящем СанПиН, выполняются в полном объеме;
1.5. В отношении вновь строящихся молокоперерабатывающих предприятий настоящие СанПиН применяются в полном объеме.
Раздел 2
Нормативные ссылки
В настоящих СанПиН использованы ссылки на следующие документы:
Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения»;
Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»;
Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха»;
Закон Республики Беларусь «О ветеринарном деле»;
Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»;
Закон Республики Беларусь «О сертификации продукции, работ и услуг»;
Положение об осуществлении государственного санитарного надзора в Республике Беларусь, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 августа 2000 г., № 1236;
Постановление СМ РБ №507 от 12.04.99г. «О мерах по обеспечению по охране труда и соблюдению законодательства о труде на предприятиях и организациях республики.»;
Республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов цезия-137 и стронция-90 в пищевых продуктах и питьевой воде (ГН 10-117-99);
СанПиН 11-63 РБ 98 «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов»;
СанПиН №10-5 РБ 2002 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
СанПиН 11-09-94 «Санитарные правила организации производственных процессов и гигиенические требования к производственному оборудованию»;
«Санитарные требования к проектированию предприятий молочной промышленности» ВСТП от 06.01.92;
«Нормы технологического проектирования предприятий молочной промышленности» ВНТП 645/1618-92;
ГОСТ 1896373. Вода питьевая. Методы санитарно-бактериологического анализа;
Строительные нормы и правила (СНиП 2.09.02-85) «Производственные здания»;
Строительные нормы и правила (СНиП 2.04.01—85) «Внутренний водопровод и канализация зданий»;
Строительные нормы и правила (СНиП 2.09.04—87) «Административные и бытовые здания»;
Строительные нормы Беларуси (СНБ 2.04.95-98) «Естественное и искусственное освещение»;
Строительные нормы и правила (СНиП 2.04.05—91) «Отопление, вентиляция и кондиционирование»;
СанПиН 9-80-98 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»;
СанПиН 2.2.4./2.1.8.10-32-2002 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки»;
СанПиН 2.2.4./2.1.8.10-33-2002 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий»;
СН 9-85-98 «Постоянное магнитное поле. Предельно допустимые уровни на рабочих местах»;
СН 9-84-98 «Переменное магнитное поле частоты 50Гц. Предельно допустимые уровни на рабочих местах»;
СанПиН 5802-91 «Санитарные нормы и правила выполнения работ в условиях воздействия электрических полей промышленной частоты (50Гц)»;
СанПиН 10-124 РБ 99 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»;
СТБ 1188-99 «Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества»;
СТБ 1212-00 «Разработка и постановка пищевой продукции на производство»;
СанПиН 10-113 РБ 99 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения»;
СанПиН 05-11-94 «Устройство и содержание артезианских скважин для хозяйственно- питьевого водопользования»;
СанПиН 11-19-94 «Перечень регламентированных в воздухе рабочей зоны вредных веществ»;
СанПиН 9-94-98 «Санитарные правила и нормы содержания и эксплуатации производственных предприятий»;
СанПиН 13-10 РБ 2002 «Санитарные правила по применению пищевых добавок»;
МУ 4425-87«Санитарно-гигиенический контроль систем вентиляции производственных помещений»;
СП 3183-84 «Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов»;
СанПиН 2.6.1.9-18-2002 «Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха населенных пунктов»;
СП «Санитарные и ветеринарные правила для молочных ферм, колхозов и совхозов» от 29.09.86г;
Постановление Минздрава Республики Беларусь от 08.08.2000г № 33 «О порядке проведения обязательных медицинских осмотров»;
Список профессиональных заболеваний, утвержденный Постановлением Минздрава РБ и Минсоцзащиты от 29.05.2001г, № 40/6;
ГОСТ 13264-88 «Молоко коровье. Требования при закупках»;
ГОСТ 3623 «Молоко и молочные продукты. Методы определения пастеризации»;
ТУ РБ 00028493.380-98 Молоко коровье. Требования при закупках;
«Инструкция по микробиологическому контролю производства на предприятиях молочной промышленности», утв. Госагропромом СССР и согл. с МЗ СССР 28.12.88;
«Инструкция по технохимическому контролю на предприятиях молочной промышленности», утв Госагропромом СССР 30.12.88;
«Технологическая инструкция по приготовлению и применению заквасок для кисломолочных продуктов на предприятиях молочной промышленности», БелНИКТИММП от 1.04.2000;
«Инструкция по санитарной обработке оборудования инвентаря и тары на предприятиях молочной промышленности» № 186 от 10.02.1998, утвержденная МЗ РБ;
«Инструкция по контролю за обеззараживанием хозяйственно-питьевой воды и за дезинфекцией водопроводных сооружений хлором при централизованном и местном водоснабжении» № 723а-67 от 25.11.67 утвержденная МЗ СССР;
«Инструкция по приему промышленных сточных вод в систему канализации населенных пунктов» № 121-12/1233-14 , согласованная с МЗ СССР;
СанПиН № 4630-88 «Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения»;
СанПиН 42-123-4117-86. «Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов»;
«Методические указания по борьбе с мухами» МЗ СССР №28-6/3 от 27.01.84г.
Раздел 3
Общие положения
3.1. Проектирование и строительство новых, техническое перевооружение, перепрофилирование, реконструкция и расширение действующих предприятий должны производиться в соответствии с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательств, строительными и технологическими нормами и правилами.
Строительство новых, техническое перевооружение перепрофилирование, реконструкция и расширение действующих предприятий молочной промышленности должно осуществляться по проектам.
3.2. По согласованию с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, допускается блокирование предприятий молочной промышленности с другими пищевыми предприятиями (хлебозаводами, кондитерскими, макаронными, по производству ликероводочных и безалкогольных напитков). Не допускается блокирование предприятий молочной промышленности с предприятиями мясо- и рыбоперерабатывающей промышленности.
3.3. Предприятия могут иметь профиль специализированных или комбинированных предприятий.
3.4. Ассортимент и объем вырабатываемой предприятиями молочной промышленности продукции должен соответствовать производственным возможностям и согласовываться с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, при введении в эксплуатацию молокоперерабатывающего предприятия. Ассортимент вырабатываемой на предприятии продукции подлежит пересогласованию в случаях:
постановки на производства новых видов пищевых продуктов;
изменения санитарно-технического состояния объекта, в том числе в сторону ухудшения;
реконструкции и перепрофилирования производства;
осложнения эпидемической ситуации, связанной с ситуацией на объекте;
осложнения эпидемической ситуации на территории.
3.5. Постановка новых видов молочной продукции на производство и установка нового технологического оборудования должны осуществляться по согласованию с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.
3.6. На производстве должны вестись журналы для отметок временных этапов технологических регламентов и нормируемых технологическими инструкциями качественных показателей продукции на всех этапах технологического процесса.
3.7. Условия изготовления мороженого на предприятиях молочной промышленности должны соответствовать санитарным правилам для предприятий по изготовлению мороженого.
Раздел 4
Территория
4.1. Выбор и отвод участка под строительство предприятий молочной промышленности должен производиться при обязательном участии органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор. Следует учитывать размещение сырьевой базы, направление господствующих ветров, наличие подъездных путей, возможность обеспечения водой питьевого качества, условия спуска сточных вод, возможность организации санитарно-защитной зоны не менее 100 м (в соответствии с «Санитарно-защитными зонами и санитарной классификацией предприятий, сооружений и иных объектов»).
4.2. Территория предприятия должна быть ограждена, иметь уклон для отвода атмосферных, талых и смывных вод в ливневую канализацию от 0,003 до 0,05 градусов в зависимости от грунта. Уровень стояния грунтовых вод должен быть не менее чем на 0,5 м ниже отметки пола подвальных помещений.
4.3. Территория молокоперерабатывающего предприятия должна иметь четкое деление на функциональные зоны: предзаводскую, производственную и хозяйственно-складскую.
В предзаводской зоне следует размещать здание административных и санитарно-бытовых помещений, контрольно-пропускной пункт, площадку для стоянки личного транспорта, а также площадку для отдыха персонала.
В производственной зоне следует размещать производственные здания; склады пищевого сырья и готовой продукции, площадки для транспорта, доставляющего сырье и готовую продукцию, котельную (кроме работающей на жидком и твердом топливе), ремонтно-механические мастерские.
В хозяйственно-складской зоне следует размещать здания и сооружения подсобного назначения (градирни, насосные станции, склады аммиака, смазочных масел, топлива, химических реагентов, котельную на жидком или твердом топливе, площадки или помещения для хранения резервных строительных материалов и тары, площадки с контейнерами для сбора мусора, дворовые туалеты и т. п.).
В самостоятельную зону должна быть выделена зона строгого режима вокруг артезианских скважин и подземных резервуаров для хранения воды, а также выдержана санитарно-защитная зона от очистных сооружений до производственных зданий.
4.4. Территория молокоперерабатывающего предприятия должна иметь сквозной или кольцевой проезд для транспорта со сплошным усовершенствованным покрытием, не имеющим выбоин (асфальтобетон, асфальт, бетон и т. п.); пешеходные дорожки для персонала с непылящим покрытием (асфальт, бетон, плиты).
4.5. Свободные от застройки и проездов участки территории должны быть использованы для организации зон отдыха, озеленения их древесно-кустарниковыми насаждениями, газонами. Территория предприятия по периметру участка и между зонами должна быть озеленена. Не допускается посадка деревьев и кустарников, дающих при цветении хлопья, волокна, опушенные семена, которые могут засорять оборудование и продукцию.
4.6. Площадки для хранения стройматериалов, топлива, тары, размещения контейнеров для сбора мусора должны иметь твердое водонепроницаемое покрытие.
4.7. Санитарные разрывы между функциональными зонами участка должны быть не менее 25 м. Открытые склады твердого топлива и других пылящих материалов следует размещать с наветренной стороны с разрывом не менее 50 м до ближайших открываемых проемов производственных зданий и 25 м - до бытовых помещений. Расстояние от дворовых туалетов до производственных зданий и складов должно быть не менее 30 метров.
Санитарные разрывы между зданиями и сооружениями, освещаемыми через оконные проемы, должны быть не менее высоты до верха карниза наивысшего из противостоящих зданий и сооружений.
4.8. Для сбора мусора должны быть установлены контейнеры с крышками на площадке с твердым покрытием, размеры которой должны превышать размеры контейнеров не менее чем на 1 м во все стороны. Площадка мусоросборников должна быть ограждена с трех сторон сплошной стеной из материалов, подвергающихся санитарной обработке (кирпич, бетон) высотой 1,5 м.
Площадки мусоросборников должны быть расположены с наветренной стороны по отношению к помещениям производственного или складского назначения. Санитарный разрыв между ними должен составлять не менее 30 метров.
Удаление отходов и мусора из мусоросборников должны производиться не реже одного раза в сутки с последующей дезинфекцией контейнеров и площадки, на которой они расположены. Для санитарной обработки контейнеров предусматривать отдельное канализованное помещение с подводкой холодной и горячей воды
4.9. Территория предприятия должна содержаться в чистоте, уборка - производиться ежедневно. В теплое время года, по мере необходимости, должна производиться поливка территории и зеленых насаждений. В зимнее время проезжую часть территории и пешеходные дорожки следует систематически очищать от снега и льда и посыпать песком.
Раздел 5
Бытовые помещения
6.1. Бытовые помещения могут размещаться в отдельно стоящих зданиях, в пристройке или быть встроены в основной производственный корпус. Предпочтительнее размещение бытовых помещений в отдельном здании; в этом случае должен быть предусмотрен теплый переход в производственный корпус.
6.2. Бытовые помещения для работников производственных цехов предприятий молочной промышленности следует оборудовать по типу санитарных пропускников. Для персонала специализированных цехов по производству детских молочных продуктов должны быть предусмотрены отдельные от общезаводских бытовые помещения.
6.3. Бытовые помещения для работающих в ремонтно-механических, бондарно-ящичных, электромеханических мастерских, котельной, компрессорной следует предусматривать отдельно от общезаводских.
6.4. В состав санитарно-бытовых помещений для работников производственных цехов предприятий молочной промышленности должны быть включены: гардеробные для верхней, рабочей и домашней одежды, отдельно для санитарной одежды и обуви, отдельные бельевые для чистой и грязной санитарной одежды, душевые, туалет, помещение для личной гигиены женщин, умывальная с раковинами для мойки рук, сушилка для одежды и обуви, маникюрная, здравпункт или комната медосмотра, пункт питания (предприятие общественного питания), канализованное помещение для хранения и санобработки уборочного инвентаря.
Дополнительный состав бытовых и вспомогательных помещений определяется в соответствии с гигиенической характеристикой производственных процессов.
6.5. Гардеробные для санитарной одежды должны располагаться в помещениях, изолированных от гардеробных для верхней, рабочей и домашней одежды.
6.6. Хранение верхней и домашней одежды рабочих основного производства следует производить открытым способом с обслуживанием, для чего должны быть предусмотрены вешалки или открытые шкафы, скамейки и подставки для обуви.
6.7. Душевые должны размещаться смежно с гардеробными; иметь преддушевые, оснащенные вешалками и скамьями. Следует предусматривать открытые душевые кабины, огражденные с трех сторон и со сквозными проходами между рядами кабин.
6.8. Количество душевых сеток следует определять в соответствии со СНиП «Внутренний водопровод и канализация зданий» по числу работающих в наибольшую смену.
6.9. Умывальные следует размещать смежно с гардеробными санитарной одежды; умывальники - групповые по расчету на работающих в наиболее многочисленную смену.
6.10. Бельевые по выдаче чистой и приему грязной санитарной одежды должны входить в состав блока бытовых помещений.
6.11. Не разрешается располагать уборные, душевые, комнаты гигиены женщин и умывальные над производственными цехами, над помещениями управленческими и учебными, общественного питания, здравпунктов, культурного обслуживания и общественных организаций.
6.12. При количестве женщин, работающих в наиболее многочисленной смене более 100, следует смежно с женскими уборными оборудовать помещение для личной гигиены женщин. При меньшем количестве работающих женщин должна быть предусмотрена специальная кабина с гигиеническим душем при женской уборной в бытовых помещениях - со входом из тамбура.
6.13. Туалеты должны быть утеплены, канализованы, иметь шлюзы, снабженные вешалками для санитарной одежды, раковинами с подводкой горячей и холодной воды через смеситель.
Туалеты следует оборудовать самозакрывающимися дверями, дезинфицирующими ковриками у входа, унитазы – педальным спуском, водопроводные краны – педальным, локтевым или иным специализированным управлением, исключающим контакт с кистями рук.
Раковины для мытья рук должны быть обеспечены мылом, щетками, устройством для антисептики рук, электрополотенцем или одноразовыми полотенцами.
6.14. Отделку ограждающих поверхностей в бытовых помещениях следует предусматривать:
стены - глазурованной плиткой в душевых на высоту 1,8 м; в гардеробных санитарной одежды, бельевых, санузлах, в комнатах личной гигиены женщин - на высоту 1,5 м, выше панелей до низа несущих конструкций - водоэмульсионными или другими, разрешенными Министерством здравоохранения для применения красками;
потолки следует окрашивать масляной краской в душевых, во всех остальных помещениях - известковой побелкой;
полы во всех бытовых помещениях - облицовывать керамической плиткой и другими материалами, допущенными Министерством здравоохранения для применения в молочной и молокоперерабатывающей промышленности.
6.15. Бытовые помещения ежедневно по окончании работы необходимо тщательно убирать: очищать от пыли, полы и инвентарь промывать мыльно-щелочным раствором и горячей водой; шкафы в гардеробных ежедневно очищать влажным способом и дезинфицировать растворами дезинфицирующих средств в концентрациях эквивалентных (соответствующих по бактерицидному действию) 1,2 г/л активного хлора не реже одного раза в неделю.
6.16. Все панели (отделанные плиткой или окрашенные масляной краской) следует ежедневно протирать влажной тканью и еженедельно дезинфицировать растворами дезинфицирующих средств в концентрациях эквивалентных 0,8 г/л активного хлора.
6.17. Санитарные узлы и комнаты личной гигиены женщин подвергаются обработке моющими и дезинфицируюшими средствами (последние - в концентрациях эквивалентных 1,2 г/л активного хлора) не менее двух раз в смену.
При каждой уборке туалетов следует протирать маркированной тканью, смоченной раствором дезинфицирующих средств, разрешенных Министерством здравоохранения, вентили водопроводных кранов, ручки и запоры дверей, спусковые ручки и другие поверхности, к которым возможны прикосновения рук при посещении туалета.
Унитазы по мере загрязнения очищают от налета солей 10 %-ным раствором соляной кислоты или другими разрешенными Министерством здравоохранения средствами и тщательно промывают.
Коврик перед входом в туалет должен смачиваться не менее двух раз в течение смены свежим дезинфицирующим раствором с концентрацией эквивалентной 0,8 г/л активного хлора.
6.18. Для уборки и дезинфекции санузлов должен быть выделен специальный инвентарь (ведра, щетки, совки и т. д.), имеющий специальную (красную) метку или окраску.
После каждой уборки весь уборочный инвентарь следует на 2 часа погрузить в раствор дезинфицирующих средств, разрешенных к применению Министерством здравоохранения, с концентрацией эквивалентной 4,5 г/л активного хлора.
Уборочный инвентарь для санузлов и комнаты личной гигиены женщин должен храниться отдельно от уборочного инвентаря других помещений - в специально отведенном месте.
Для уборки санузлов и комнаты личной гигиены женщин должен быть выделен специальный персонал, привлечение которого для уборки других помещений, выполнения любых работ связанных с производством, категорически запрещается.
6.19. Пункты питания (предприятия общественного питания) могут размещаться в составе бытовых помещений или в отдельно стоящих зданиях. Число посадочных мест рассчитывается с учетом работающих в наиболее многочисленную смену.
У входа в столовую должны быть предусмотрены вешалки для санитарной одежды, умывальные с подводкой горячей и холодной воды через смеситель, мылом и электрополотенцами; при необходимости - гардеробные с числом крючков, соответствующим числу посадочных мест.
При отсутствии столовых (буфетов) следует предусматривать помещение для приема пищи, которое должно быть оборудовано вешалками для санитарной одежды, кипятильником, умывальником, столами и стульями. Принимать пищу непосредственно в цехах запрещается.
6.20. Категорически запрещается использование бытовых помещений для других целей.
6.21. При цехах по выпуску продуктов для детей раннего возраста следует предусматривать комнаты для дополнительной санитарной обработки производственного персонала (антисептика рук, надевание марлевых повязок, спецодежды и т.п.).
Раздел 7
Водоснабжение и канализация
7.1. Предприятия должны быть обеспечены достаточным количеством воды питьевого качества; расчет потребности в воде следует производить в соответствии с «Нормами технологического проектирования предприятий молочной промышленности», СНиП «Внутренний водопровод и канализация зданий».
7.2. Водоснабжение молокоперерабатывающих предприятий должно осуществляться из централизованной сети хозяйственно-питьевого водопользования, а при его отсутствии – устройством внутреннего водопровода от артезианских скважин. Выбор источников водоснабжения, места забора воды, расчет границ и план мероприятий по благоустройству зоны санитарной охраны источников водоснабжения должны производиться в соответствии с СанПиН «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения» и подлежат обязательному согласованию с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.
Устройство и содержание артезианских скважин должно соответствовать СанПиН 05-11-94. Артезианские скважины и запасные резервуары должны иметь зоны санитарной охраны не менее 50 м. За их санитарно-техническим состоянием и за качеством воды должен быть установлен систематический контроль в соответствии с СанПиН 10-124 РБ 99 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» в сроки, установленные органами государственного санитарного надзора.
В зависимости от эпидемической обстановки кратность анализов может быть изменена независимо от источника водоснабжения.
Помещения резервуаров для запаса воды должны быть изолированы, пломбироваться и содержаться в чистоте.
Каждый резервуар для питьевой воды должен закрываться крышкой, пломбироваться и иметь трафарет:
Резервуар № Объем__________м3 Очищен___________ 200 г.
Продезинфицирован_________________ 200 г.
Подпись ответственного лица ____________/ /
Очистка и дезинфекция резервуаров для воды должна производиться не реже одного раза в квартал.
Ответственный за техническое состояние водопроводных сетей назначается приказом директора.
Устройство системы водоснабжения предприятий молочной промышленности должно отвечать требованиям СНиП «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и «Внутренний водопровод и канализация зданий», а также настоящих СанПиН.
7.3. Водопроводный ввод должен находиться в изолированном закрывающемся помещении и содержаться в надлежащем техническом и санитарном состоянии, иметь манометры, краны для отбора проб воды; обратные клапаны, не допускающие противотока воды; трапы для стока. Предприятия должны иметь схемы водопроводных и канализационных сетей.
7.4. В системе водоснабжения молочных заводов следует предусматривать не менее двух резервуаров чистой воды для непрерывного обеспечения предприятий водой в часы наибольшего потребления и в аварийных ситуациях, а также для обеспечения времени контакта при хлорировании или постоянной скорости потока при обеззараживании ультрафиолетовым излучением. Обмен воды в резервуарах должен производиться в сроки не более чем 48 часов. В каждом резервуаре должен храниться половинный объем суточной потребности воды на технологические и бытовые нужды. Устройство резервуаров должно соответствовать санитарным правилам для хозяйственно-питьевых водопроводов.
7.5. Дезинфекция накопительных резервуаров и водопроводных сетей должна производиться в соответствии с «Инструкцией по контролю за обеззараживанием хозяйственно-питьевой воды и за дезинфекцией водопроводных сооружений хлором при централизованном и местном водоснабжении», а также по предписанию органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, и фиксироваться в специальном журнале.
7.6. Обеззараживание воды следует проводить методами, разрешенными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор (озонирование, облучение бактерицидными лампами, электролиз и др.).
7.7. Вода, используемая для бытовых и технологических нужд, связанных с производством продукции (в том числе приготовление моющих и дезинфицирующих растворов, мойка и ополаскивание оборудования, молочных цистерн, трубопроводов, фляг и бутылок, охлаждение детских молочных продуктов в автоклавах, приготовление технологического пара), должна соответствовать требованиям действующих СанПиН 10-124 РБ 99 «Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Для охлаждения молочных продуктов в технологических аппаратах следует использовать ледяную воду с температурой 1—2 °С, циркулирующую по закрытой системе, соответствующей по показателям безопасности питьевой воде.
Воду от водяной секции охладительных и пастеризационных установок разрешается использовать для системы горячего водоснабжения, стирки производственной одежды, мойки полов, при условии ее предварительного нагрева не менее чем до 80°С на бойлерных установках. Для мытья посуды в столовой, промывки оборудования, танков, фляг следует использовать воду питьевого качества, соответствующую СанПиН 10-124 РБ 99.
Рассольный испаритель и испаритель ледяной воды должны устанавливаться в закрытом помещении. Коммуникации систем охлаждения ледяной воды перед пуском в эксплуатацию и периодически в процессе эксплуатации должны подвергаться дезинфекции по графику, согласованному с территориальными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.
7.8. Для питания оборотных систем холодильных установок, компрессоров, вакуум выпарных установок; подводки к смывным бачкам унитазов и к писсуарам, наружной мойки автомашин, расхолодки продувочных вод котельных, полива территории - допускается использование технической воды.
Технический водопровод должен быть раздельным от хозяйственно-питьевого водопровода. Обе системы водоснабжения не должны иметь никаких соединений между собой и должны быть окрашены в отличительные цвета.
Подпитка оборотной системы водоснабжения должна осуществляться из сети хозяйственно-питьевого водопровода с воздушным разрывом струи не менее 20мм.
Точки водоразбора обеих систем водоснабжения необходимо отмечать соответствующими надписями: «питьевая», «техническая».
Предприятие должно иметь схему сетей питьевого и технического водопровода.
Коммуникации оборотных систем водоснабжения перед пуском в эксплуатацию, а также периодически в процессе эксплуатации должны подвергаться дезинфекции но плану согласованному с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.
7.9. В целях профилактики следует предусматривать ежегодную проверку технической исправности и при необходимости ремонт оборудования источников водоснабжения, водопроводной сети, запасных резервуаров, смотровых колодцев и т.п.
После каждого ремонта водопровода его следует обязательно промыть и продезинфицировать с последующим лабораторным исследованием воды перед ее подачей на предприятие. Контрольные пробы воды отбираются непосредственно после заключительной дезинфекции и из 5 наиболее опасных в эпидемиологическом отношении точек: на вводе, из резервуара, в заквасочной, перед бутылкомоечной машиной и в аппаратном цехе. Учет и регистрация причин аварий и ремонтов водопровода и канализации, а также причин отсутствия пара и холода следует вести в специальном журнале, где должны отмечаться место, дата, время аварии; дата и время проведения ремонта и т. п. (см. приложение 1).
О всех случаях аварий водопроводных и канализационных сетей администрация предприятия обязана немедленно сообщить в органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор и учреждения коммунального хозяйства.
7.10. В производственных помещениях должны быть предусмотрены:
смывные краны с подводкой холодной и горячей воды, с установкой смесителей из расчета 1 кран на 500 м2 площади и цехах, где возможно загрязнение пола стоками или продукцией, но не менее 1 крана на помещение; кронштейны для хранения шлангов;
раковины для мытья рук с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, снабженные мылом, щеткой, устройством для антисептики рук, полотенцами разового пользования, электрополотенцами. Раковины следует размещать в каждом производственном помещении при входе, а также в удобных для пользования местах на расстоянии не более 15 м от каждого рабочего места. Водопроводные краны раковин для мытья рук должны быть оснащены педальным или иным специализированным управлением, исключающим контакт с кистями рук;
питьевые фонтанчики или сатураторы для питьевых целей - на расстоянии не более 70 м от рабочего места.
7.11. Питьевая вода для бытовых и технологических нужд должна подвергаться химическому анализу согласно инструкции по технохимическому контролю на предприятиях молочной промышленности в сроки, установленные органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, но не реже одного раза в квартал, бактериологическому - одного раза в месяц.
Воду необходимо исследовать в следующих точках отбора проб: на вводе, в накопительных резервуарах, в производственных цехах (аппаратном, творожном, сметанном, цехе разлива, в заквасочном отделении и т. п.).
В зависимости от эпидемической ситуации в регионе, включающем территории завода и сырьевую зону предприятия, кратность исследования воды по предписанию органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, может быть увеличена независимо от источника водоснабжения.
7.12. Устройство системы канализации предприятий молочной промышленности должно отвечать требованиям СНиП «Канализация. Наружные сети и сооружения» и «Внутренний водопровод и канализация зданий», а также - требованиям настоящих СанПиН.
Предприятия молочной промышленности должны быть обеспечены системами канализации для раздельного сбора и удаления производственных и бытовых сточных вод. Для сбора и удаления атмосферных осадков следует предусматривать ливневую канализацию. Соединения между производственной и бытовой системами канализации запрещаются; каждая система должна иметь самостоятельный выпуск в дворовую сеть. При сбросе на городские очистные сооружения условия отведения сточных вод определяются «Инструкцией по приему промышленных сточных вод в систему канализации населенных пунктов».
При наличии собственных очистных сооружений условия сброса обработанных сточных вод определяется «Санитарным правилам и нормам охраны поверхностных вод от загрязнения». Условия сброса сточных вод каждого конкретного предприятия должны быть согласованы с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.
7.13. Дворовые сети канализации на территории предприятии необходимо располагать ниже водопроводных коммуникаций. Допускается также заложение водопроводных и канализационных сетей на одной глубине, в случае соответствия оборудования мест перекреста водопроводных и канализационных труб, а также расстояния между параллельно идущими коммуникациями требованиям СНиП «Водопровод. Наружные сети и сооружения» и «Канализация. Наружные сети и сооружения».
7.14. При необходимости следует предусматривать локальную очистку загрязненных сточных вод (см. п. 9.6 настоящих СанПиН).
7.15. Сточные воды предприятий молочной промышленности перед выпуском в водоемы должны подвергаться механической, химической (при необходимости) и полной биологической очистке на очистных сооружениях населенного пункта или на собственных очистных сооружениях.
Категорически запрещается сброс в открытые водоемы производственных и бытовых сточных вод без соответствующей очистки, а также устройство поглощающих колодцев.
7.16. Все производственные и другие помещения с возможными стоками на пол должны быть оборудованы крытыми лотками или трапами с уклоном пола к ним не менее 0,005 - 0,01 в зависимости от количества сточных вод.
7.17. Технологическое оборудование, танки, моечные ванны должны присоединяться к канализации через гидравлические затворы (сифоны) с разрывом струи 20—30 мм от конца сливной трубы до верхнего края воронки, раковины для мытья рук через сифон без разрыва струн.
7.18. Трапы, лотки и подвесные канализационные трубы с технологическими стоками не должны располагаться над постоянными рабочими местами и открытым технологическим оборудованием. Устройство подвесных канализационных труб с бытовыми стоками запрещается.
7.20. Стояки с бытовыми стоками не должны проходить через производственные помещения, предназначенные для хранения и переработки пищевых продуктов, за исключением случаев заключения стояков в оштукатуренные короба по металлической сетке и отсутствии в их пределах ревизий.
&nb