Клеепромазочные машины: конструкция и принцип действия, техника безопасности.
При каландровании на ткани образуются относительно толстые резиновые пленки (120—130 г/м2). Тонкие сплошные резиновые пленки при промазывании ткани на каландре получить не удается. Для нанесения тонких слоев резиновой смеси на ткань применяются клеепромазочные машины (шпрединг-машины). Резиновая смесь наносится в виде раствора в бензине (клея). На шпрединг-машине можно накладывать очень тонкие слои резины — до 10 г/м2.
Ткань покрывают резиновым клеем с одной или с двух сторон; затем ее пропускают через машину несколько раз в зависимости от требуемой толщины пленки. Число проходов ткани через машину, а следовательно, и число накладываемых слоев (штрихов) резины определяется назначением прорезиненной ткани и колеблется в пределах от 1 до 20 и более.
Принцип работы промазочных машин для прорезинивания тканей:
а, б, в, г — различные типы машин; 1 — обрезиненный вал; 2 — лезвие; 3 — ракля; 4 — нижний валик; 5 — верхний валик; б — ванна; 7 — забирающий валик; 8 — передающий валик; 9 — погружные направляющие валики; 10 — наружный направляющий валик; 11 — отжимные валики
Для промазывания тканей резиновым клеем применяется четыре типа машин. На машинах первого типа ткань пропускается в зазор между обрезиненным валом 1 ( а) и лезвием 2 ракли 3 (концом ножа). Схемы машин других типов показаны на рис. б, в и г. Наибольшее распространение получила машина первого типа.
Машина, работающая по схеме, показанной на рис. б, применяется для пропитки тканей латексом на многих зарубежных заводах; на отечественных заводах такие машины не применяются. Машина, схема которой приведена на рис. в, используется для наложения на ткань очень тонких слоев резинового клея. Машина четвертого типа (рис. г) применяется для пропитки корда и тканей латексом. Мы ограничимся описанием только машин первого типа.
В зависимости от способа сушки слоя клея, наложенного на ткань, различают горизонтальные машины (сушка производится на горизонтальной горячей плите или инфракрасными нагревательными элементами) и барабанные машины (сушка происходит на горячем барабане). Горизонтальные промазочные машины, в свою очередь, подразделяются на стандартные, специальные (с двумя головками, удлиненными плитами и т. п.) и прецизионные
СТАНДАРТНЫЕ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ КЛЕЕПРОМАЗОЧНЫЕ МАШИНЫ Принципиальная схема горизонтальной клеепромазочной машины приведена на рис. Направление движения ткани на схеме показано стрелками. Ткань проходит через зазор между обрезиненным валом 5 и лезвием 6 ракли, которое снимает избыток клея. Бензин испаряется при движении ткани над паровыми плитами 7 и под ними. Пары бензина собираются под капсулой 9, откуда они отсасываются и направляются на рекуперацию. Этой схеме соответствует выпускаемая в СССР горизонтальная клеепромазочная машина стандартного типа ИВО-3220 (рис. 7.3). Основными узлами машины являются станина 2, раскаточное 6 и закаточное 5' устройства, передний (рабочий) вал 5, намазочный нож 7, механизм настройки 9 ножа, задний направляющий вал 14, нижние 1 и верхние 4 поддерживающие ролики, ширительные дуги 10 и 13 (соответственно к закатывающему устройству и заднему направляющему валу), привод машины 3.
Машина работает следующим образом. Рулон с прорезиниваемой тканью устанавливают на раскаточное устройство 6. К концам ткани пришивают или приклеивают концы из прокладочной ткани. Длина концов должна обеспечить
Принципиальная схема горизонтальной клеепромазочной машины:
1 — станина; 2 — рулон прокладки; 3 — рулон промазанной ткани; 4 — раскатываемый рулон ткани; 5 — обрезиненный вал; 6 — лезвие ракли; 7 — паровые плиты; 8 — задний приводной вал; 9 — капсула 10 — ткань.
заправку всей машины — от раскаткп до закатки. Когда машина заправлена, над прорезиниваемой тканью устанавливают намазочный нож 7. Зазор между тканью и ножом регулируют винтовым механизмом настройки 9. Затем на ткань накладывают клей и машину пускают в ход. Для того чтобы клей не стекал с ткани, применяются ограничительные стрелки 8, устанавливаемые по краям ткани. Проходя над паровыми плитами 11, ткань нагревается, и бензин испаряется, а на ткани остается тонкая резиновая пленка. Высушенная ткань по верхним 4 и нижним 1 поддерживающим роликам направляется к закаточному устройству 5', расположенному в передней части машины. Если ткань прорезинивается с одной стороны, ее закатывают в рулон без прокладки. Максимальный диаметр рулона 500 мм.