Тема 1. Эффективность деятельности коммерческой организации

Тема 1. Эффективность деятельности коммерческой организации

Типовая задача

Дизай-студия «Золотая подкова» занимается производством веб-сайтов под ключ, полиграфических дизайном, дизайном интерфейсов. Кроме этого, студия реализует некоторые услуги, как для своих клиентов, так и для сторонних заказчиков. Среди предоставляемых услуг продвижение веб-сайтов, администрирование (с технических сопровождением). В 2008 году, компания реализовала 26 проектов по созданию сайтов, на общую сумму 114,5 млн. рублей, и 41 заказ на разработку дизайна для полиграфии, общей суммой 25,5 млн. рублей. Заказов на дизайн интерфейсов в 2008 году не было.

Услуги, предоставляемые студией, принесли в 2008 году 31 млн. рублей (продвижение - 23 млн. рублей, администрирование – 8 млн. рублей).

Затраты на производство сайтов составили 67 млн. рублей, на разработку дизайна - 11 млн. рублей. Реализация услуг потребовала затрат на сумму: 15 млн. рублей – продвижение, 7 млн. рублей – администрирование.

Определить:

· эффективность работы компании по каждому виду деятельности

· эффективность работы компании по предоставлению услуг

· эффективность работы компании по реализации проектов

· общую эффективность деятельности компании

Сделайте вывод о том, какие из направлений работы являются наиболее эффективными, а от каких направлений можно отказаться ввиду низкой эффективности. Дайте рекомендации руководителю по развитию бизнеса.

Дано: Решение: 1. Для простоты расчетов построим таблицу. Внесем известные данные.
  Товарооборот, млн.р. Затраты, млн.р. Эффективность
Создание сайтов 114,5 1,70
Дизайн для полиграфии 25,5 2,31
Всего по проектам 1,79
Продвижение 1,53
Администрирование 1,14
Всего по услугам 1,72
Всего 1,78

2. Рассчитаем затраты всего по проектам, по услугам, всего по предприятию.

3. Рассчитаем показатели эффективности. Э=Товарооборот/Затраты

Эф-ть создания сайтов = 114,5/67 = 1,70

Эф-ть дизайна = 25,5/11 = 2,31

Эф-ть всего проектов = 140 / 78 = 1,79

Эф-ть продвижения = 23 / 15 = 1,53

Эф-ть администрирования = 8 / 7 = 1,14

Эф-ть всего по услугам = 31 / 18 = 1,72

Эф-ть всего = 171 / 96 = 1,78

Тс=114,5 млн.р Зс=67 млн.р Тд=25,5 млн.р Зд=11 млн.р Ту=31 млн.р Зу=18 млн.р Тп=23 млн.р Зп=15млн.р Та=8млн.р За=7 млн.р
  Эс=? Эд=? Эу=? Эв.п=? Эв.у=? Эв=?  

Выводы: наиболее эффективными направлениями в дизайн-студии «Золотая подкова» являются дизайн и создание сайтов. При этом, работы по дизайну имеют самый высокий показатель, но занимают небольшую долю в товарообороте. Следует стремиться увеличить количество заказов по этому направлению. Услуга «продвижение» также обладает хорошим показателем эффективности, в отличие от услуги «администрирование», от которой компании стоит отказаться. Однако, услуга администрирования сайтов является важным элементом послепродажного обслуживания клиентов. В этой связи, перспективно отказаться от ее предложения сторонним клиентам (тем, кто не заказывал у компании разработку сайта), но продолжить ее реализацию собственным клиентам. Возможен также вариант повышения стоимости услуги администрирования для тех, кто заказывает в компании только эту услугу, и сохранение текущей стоимости для клиентов, которым студия разрабатывала веб-сайт.

Тема 2. Емкость рынка

Типовая задача

Компания «Астория», производящая товары народного потребления, работает на двух рынках. Необходимо определить емкость каждого из рынков на основе следующих данных:

Показатель Рынок страны А Рынок страны Б
Производство товаров в планируемом году, млн.р.
Импорт товара на рынок, млн.р.
Экспорт товара, млн.р.
Товарные запасы, млн.р
Доля рынка компании «Астория», %

Известно, что для компании «Астория» рентабельность продаж товара на рынке страны А составляет 6 %, на рынке страны Б 8 %.

Используя данные о емкости рынка, доли рынка компании, рентабельности продаж, рассчитайте, какой из рынков будет наиболее привлекательным для компании в планируемом году.

Приведите свои предложения и рекомендации для компании «Астория» по повышению эффективности ее работы на данных рынках.

Дано: Решение: 1. Найдем емкость рынков А и Б. Емкость рынка = Произ-во + Импорт – Экспорт + Запасы. Емкость рынка А = 500 + 70 – 90 + 50 = 580 (млн.р.) Емкость рынка Б = 780 + 140 – 180 + 90 = 830 (млн.р.) 2. Найдем планируемый объем продаж компании на рынке А и Б. ПОП = Емкость рынка * Доля рынка / 100 ПОП А = 580 * 15 / 100 = 87 (млн.р.) ПОП Б = 830 * 7 / 100 = 58,1 (млн.р.) 3. Зная планируемый объем продаж компании «Астория» на рынке А и Б и рентабельность продаж на этих рынках, найдем планируемый объем прибыли. Пр = Рентабельность * Объем Продаж / 100 ПрА = 6 * 87 / 100 = 5,22 (млн.р) ПрБ = 8 * 58,1 /100 = 4,65 (млн.р.)  
Qa=550млн.р Qб=780 млн.р Ia=70 млн.р Iб=140 млн.р Эа=90 млн.р Эб=180 млн.р ТЗа=50 млн.р ТЗб=90 млн.р ДРа=15% ДРб=7%
  Еа=? Еб=? Пр.а=? Пр.б=?


Выводы: Для компании «Астория» оба рынка являются интересными для дальнейшей работы на них. На рынке страны А компания занимает более высокую долю, но сама емкость рынка меньше. Кроме того, рентабельность продаж на этом рынке ниже. Рекомендации: следует сократить расходы по работе на рынке А, это приведет к повышению рентабельности продаж, а значит увеличению прибыли. После этого можно пытаться повышать рыночную долю на этом рынке. Рынок страны Б имеет большую емкость, наша доля на нем меньше, но рентабельность продаж выше чем на альтернативном рынке. По этому следует продолжать работать на нем и стремиться завоевать все большую долю рынка. При прочих равных, следует выбирать для работы рынок Б, из-за большей емкости и более высокой рентабельности продаж.

Типовая задача

В таблице приведены данные о работе ЗАО «Экспесс» в 2007-2008 гг.

Показатель 2007 год 2008 год
Товарооборот, млн.р.
Сумма оборотных средств, млн.р.
Количество рабочих дней в периоде, дни
Чистая прибыль, млн.р.

Найти:

· Длительность одного оборота в 2007г. и 2008г.

· Коэффициенты оборачиваемости оборотных средств в 2007 и 2008 годах.

· Абсолютное высвобождение оборотных средств.

· Показатели рентабельности оборотных средств.

Сделайте вывод по результатам, найденным в ходе решения задачи

Дано: Решение: 1. Найдем длительность одного оборота (Т) оборотных средств в 2007 и 2008 годах: Т = Сумма об. ср-в * Кол-во дней в периоде / Товарооборот Т 2007 = 130 * 340 / 1200 = 36,8 (дней) Т 2008 = 115 * 338 / 1350 = 29,7 (дней) 2. Рассчитаем коэффициенты оборачиваемости оборотных средств в 2007 и 2008 годах. К об = Товарооборот / Сумма об. ср-в К об 2007 = 1200 / 130 = 9,23 К об 2008 = 1350 / 115 = 11,39 3. Рассчитаем абсолютное высвобождение (АВ) оборотных средств в результате ускорения оборачиваемости: АВ = (Тбаз – Тотч) * Сумма об.ср-в отч / Кол-во дней отч АВ = (36,8 – 29,7) * 115 / 338 = 2,4 (млн.р.) 4. Рассчитаем рентабельность оборотных средств в 2007 и 2008 годах. R об.ср-в = (Прибыль (Чистая прибыль) / Сумма об.ср-в) * 100 R 2007 = 25 * 100 / 130 = 19,2 (%) R 2008 = 27 * 100 / 115 = 23,5 (%)  
Т 7=1200млн.р Т 8=1350млн.р ОС 7=130 млн.р ОС 8=115 млн.р Д 7=340 дней Д 8=338дней ЧП 7=25 млн.р ЧП 8=27 млн.р
  ТО 7=? ТО 8=? К об7=? Коб 8=? АВ=? R7=? R8=?

Выводы: Ускорение оборачиваемости оказало благоприятное влияние на работу предприятия ЗАО «Экспресс». В результате ускорения оборачиваемости оборотных средств из оборота было высвобождено 2,4 млн.р. Более того, в 2008 году возросла рентабельность оборотных средств с 19,2 % дл 23,5 %. Следует и дальше стремиться снижать время одного оборота, используя эффективное управление оборотными средствами.

Типовая задача

Фирма выпускает на рынок изделие А. Производственные мощности и возможности позволяют изготавливать данные изделия в количестве 2000 штук в год. Аналогичную продукцию выпускает ещё три предприятия - конкуренты. В предшествующем году фирма изготовила 2000 изделий А, а смогла реализовать лишь 1500 изделий А.

Определить:

1.необходимую, наиболее эффективную для данных условий производственную программу выпуска изделий А;

2.потребность материала для изготовления изделия, если на производство одного изделия А требуется материал 1 и материал 2, а установленная технология предусматривает следующие нормы расхода материала на изделие: материал 1 – 10 г, материал 2 – 12 г.

Дано: Решение:   1. Определим запасы нереализованной продукции, которая храниться на складе предприятия: Зп = Qн.-Qр.=2000-1500=500 (штук) 2. Определим наиболее выгодную программу для предприятия с учётом спроса покупателя: Qв = Qр.-Зп=1500-500=1000 (штук) 3. Определим потребность предприятия в материальных ресурсах на изготовление изделия А, при норме расходов на материал в количестве 10гр./шт.: Пм1 = Qв*Нм1=1000*10=10000 (гр.) или 10 кг 4. Определим потребность предприятия в материальных ресурсах на изготовление изделия, при норме расходов на материал в количестве 12гр./шт. Пм2 = Qв*Нм2=1000*12=12000 (гр.) или 12 кг.  
Qн=2000 ш. Qр=1500 ш. Нм1=10 г. Нм2=12 г.
  Qв =? Пм1=? Пм2=?

Вывод: Наиболее эффективная для данных условий производственная программа выпуска изделий А - 1000 штук; потребность в материале 1 для одного изделия - 10 кг, а в материале 2 - 12 кг

Тема 5. Планирование обеспечения предприятия материальными ресурсами

Типовая задача

Определить суммарные годовые расходы организации «Дарья» на организации закупки, доставки, материалов и их хранению на складе, если

¨ расходы на организацию одного заказа и поставку закупаемой партии материалов составляют 500 тыс. руб.,

¨ установленная величина партии закупки материалов 375 тонн,

¨ годовая потребность предприятия в материале 4.500 тонн,

¨ цена 1 тонны материала у поставщика – 2.850 руб.

¨ расходы по хранению 1 тонны материала на складе предприятия в течении года 50 тыс. руб.

Какова оптимальная партия закупки? Каковы расходы предприятия при оптимальной партии? Какова экономия от такого решения?

Дано: Решение:   1. Суммарные годовые расходы найдем по формуле С=А*Q / q + Q*P + s*q / 2 , где А - расходы на организацию 1 заказа и поставку закупленной партии Q - потребность предприятия в материальных ресурсах q- величина партии закупки Р - цена поставщика за единицу материальных ресурсов s - расходы по хранению единицы сырья на складе По условию задачи: С = (500 000 * 4500 / 375) + 4500 * 2850 + 50 000 * 375 /2 = 6 000 000 + 12 825 000 + 9 375 000 = 28 200 000 (р.) 2.Найдем размер оптимальной партии по формуле: q = Тема 1. Эффективность деятельности коммерческой организации - student2.ru 2 * A * Q / s По условию задачи q = Тема 1. Эффективность деятельности коммерческой организации - student2.ru 2* 500 000 * 4500 / 50 000 = 300 (тонн)   3.Рассчитаем расходы при оптимальной партии: С опт = (500 000 * 4500 / 300) + 4500 * 2850 + 50 000 * 300 /2 = 27 825 000   4.Экономия от решения использовать партии по 300 тонн равна разнице в расходах. Э = 28 200 000 – 27 825 000 = 375 000 (р.)  
А=500 000 р. Q=4500 т. q=375 т. P=2850 р. s=50 000 p.
  q э=? С опт=? Э=?

Вывод: Оптимальная партия закупки в организации «Дарья »составит 300т. ; расходы предприятия при этом составят 27 825 000 р. ; экономия от принятия данного решения 375 000 р.

Типовая задача

ООО «ГАММА» г.Минск, изучив конъюнктуру рынка, решило начать выпуск диванов для кухонь с особым, стойким к загрязнению, покрытием. Для производства диванов предприятию необходимо иметь исходные материалы, одним из которых является специальное покрытие. На производство каждого дивана идет 5 м кв. специального покрытия. У поставщика ОДО «Диван+» в г.Москва 1 м кв. такого покрытия стоит 4 т.руб. (доставка партии от 10.000 м кв. - бесплатно). Постоянные расходы на производство покрытия составят 800 т.руб. Переменные расходы на производство одного м кв. покрытия составят 1.3 т.руб. Определите, какое решение примет руководство ООО «ГАММА»: производить покрытие самостоятельно или закупать у ОДО «Диван+».

Дано: Решение: 1. Определим точку безубыточности Q= Тема 1. Эффективность деятельности коммерческой организации - student2.ru = Тема 1. Эффективность деятельности коммерческой организации - student2.ru =296шт 2. Определим затраты при покупке комплектующих Рр=Ц*Q=4*296=1184 тыс.руб 3. Определим затраты на производстве комплектующих самостоятельно Зр=С+V*Q=800+1.3*296=1184.8 тыс.руб 4. Определим затраты на покупку при увеличении числа комплектующих (Q¹=Q+100) Pp¹=Ц*Q¹=4*396=1584 тыс.руб. 5. Определим затраты на производстве самостоятельно при увеличении числа комплектующих Зр¹=С+V*Q¹=800+1.3*396=1314,8 тыс.руб 6. Определим затраты на покупку при уменьшении числа комплектующих (Q²=Q-100) Pp²=Ц*Q²=4*196=784 тыс.руб 7. Определим затраты на производстве самостоятельно при уменьшении числа комплектующих Зр²=С+V*Q²=800+1.3*196=1054.8 тыс.руб  
показатель Рр(тыс.руб) Зр(тыс.руб)
Q 1184,8
Q+100 1314,8
Q-100 1054,8
С=800 т.руб V=1.3 т.руб Ц=4 т.руб
Рр-? Зр-?

Вывод: При выборе стратегии снабжения ОАО «Гамма» при оптимальном кол-ве изделий равные условия при закупке у поставщиков и при самостоятельном производстве; при увеличении количества изделий организации выгоднее производить самостоятельно, а при уменьшении – выгоднее покупать комплектующие.

Типовая задача

Задача №31.

Фабрика «Мимоза» занимается пошивом женских блузок различных размеров. Экономисты предприятия, изучив спрос и производственные возможности предприятия, установили годовую программу выпуска блуз – 50.000 штук. Следующим этапом является определение потребности предприятия в сырье и материалах, основным из которых является шелковая ткань. Используя данные таблицы, определите годовую потребность предприятия в шелковой ткани.

Показатели Размеры
1. Норма расхода шелка на 1 блузу, м 1.1 1.2 1.35 1.45 1.6
2. Удельный вес блуз данного размера в общем количестве выпускаемых блуз, %

Решение:

1.Определим количество блузок каждого размера.

Ч 42 = 50 000 * 10 / 100 = 5000 (шт)

Ч 44 = 50 000 * 20 / 100 = 10 000 (шт)

Ч 46 = 50 000 * 30 / 100 = 15 000 (шт)

Ч 48 = 50 000 * 25 / 100 = 12 500 (шт)

Ч 50 = 50 000 * 20 / 100 = 10 000 (шт)

2.Определим потребность в ткани для каждого размера. П= Ч*Норма

П 42 = 5000 * 1,1 = 5 500 (м)

П 44 = 10 000 * 1,2 = 12 000 (м)

П 46 = 15 000 * 1,35 = 20 250 (м)

П 48 = 12 500 * 1,45 = 18 125 (м)

П 50 = 10 000 * 1,6 = 16 000 (м)

3.Определим общую потребность предприятия в ткани. Общая потребность = 5500 + 12000 + 20250 + 18 125 + 16 000 = 71 875 (м)

Вывод: Общая потребность предприятия «Мимоза» в ткани составила 71 875 (м)

Тема 1. Эффективность деятельности коммерческой организации

Типовая задача

Дизай-студия «Золотая подкова» занимается производством веб-сайтов под ключ, полиграфических дизайном, дизайном интерфейсов. Кроме этого, студия реализует некоторые услуги, как для своих клиентов, так и для сторонних заказчиков. Среди предоставляемых услуг продвижение веб-сайтов, администрирование (с технических сопровождением). В 2008 году, компания реализовала 26 проектов по созданию сайтов, на общую сумму 114,5 млн. рублей, и 41 заказ на разработку дизайна для полиграфии, общей суммой 25,5 млн. рублей. Заказов на дизайн интерфейсов в 2008 году не было.

Услуги, предоставляемые студией, принесли в 2008 году 31 млн. рублей (продвижение - 23 млн. рублей, администрирование – 8 млн. рублей).

Затраты на производство сайтов составили 67 млн. рублей, на разработку дизайна - 11 млн. рублей. Реализация услуг потребовала затрат на сумму: 15 млн. рублей – продвижение, 7 млн. рублей – администрирование.

Определить:

· эффективность работы компании по каждому виду деятельности

· эффективность работы компании по предоставлению услуг

· эффективность работы компании по реализации проектов

· общую эффективность деятельности компании

Сделайте вывод о том, какие из направлений работы являются наиболее эффективными, а от каких направлений можно отказаться ввиду низкой эффективности. Дайте рекомендации руководителю по развитию бизнеса.

Дано: Решение: 1. Для простоты расчетов построим таблицу. Внесем известные данные.
  Товарооборот, млн.р. Затраты, млн.р. Эффективность
Создание сайтов 114,5 1,70
Дизайн для полиграфии 25,5 2,31
Всего по проектам 1,79
Продвижение 1,53
Администрирование 1,14
Всего по услугам 1,72
Всего 1,78

2. Рассчитаем затраты всего по проектам, по услугам, всего по предприятию.

3. Рассчитаем показатели эффективности. Э=Товарооборот/Затраты

Эф-ть создания сайтов = 114,5/67 = 1,70

Эф-ть дизайна = 25,5/11 = 2,31

Эф-ть всего проектов = 140 / 78 = 1,79

Эф-ть продвижения = 23 / 15 = 1,53

Эф-ть администрирования = 8 / 7 = 1,14

Эф-ть всего по услугам = 31 / 18 = 1,72

Эф-ть всего = 171 / 96 = 1,78

Тс=114,5 млн.р Зс=67 млн.р Тд=25,5 млн.р Зд=11 млн.р Ту=31 млн.р Зу=18 млн.р Тп=23 млн.р Зп=15млн.р Та=8млн.р За=7 млн.р
  Эс=? Эд=? Эу=? Эв.п=? Эв.у=? Эв=?  

Выводы: наиболее эффективными направлениями в дизайн-студии «Золотая подкова» являются дизайн и создание сайтов. При этом, работы по дизайну имеют самый высокий показатель, но занимают небольшую долю в товарообороте. Следует стремиться увеличить количество заказов по этому направлению. Услуга «продвижение» также обладает хорошим показателем эффективности, в отличие от услуги «администрирование», от которой компании стоит отказаться. Однако, услуга администрирования сайтов является важным элементом послепродажного обслуживания клиентов. В этой связи, перспективно отказаться от ее предложения сторонним клиентам (тем, кто не заказывал у компании разработку сайта), но продолжить ее реализацию собственным клиентам. Возможен также вариант повышения стоимости услуги администрирования для тех, кто заказывает в компании только эту услугу, и сохранение текущей стоимости для клиентов, которым студия разрабатывала веб-сайт.

Тема 2. Емкость рынка

Типовая задача

Компания «Астория», производящая товары народного потребления, работает на двух рынках. Необходимо определить емкость каждого из рынков на основе следующих данных:

Показатель Рынок страны А Рынок страны Б
Производство товаров в планируемом году, млн.р.
Импорт товара на рынок, млн.р.
Экспорт товара, млн.р.
Товарные запасы, млн.р
Доля рынка компании «Астория», %

Известно, что для компании «Астория» рентабельность продаж товара на рынке страны А составляет 6 %, на рынке страны Б 8 %.

Используя данные о емкости рынка, доли рынка компании, рентабельности продаж, рассчитайте, какой из рынков будет наиболее привлекательным для компании в планируемом году.

Приведите свои предложения и рекомендации для компании «Астория» по повышению эффективности ее работы на данных рынках.

Дано: Решение: 1. Найдем емкость рынков А и Б. Емкость рынка = Произ-во + Импорт – Экспорт + Запасы. Емкость рынка А = 500 + 70 – 90 + 50 = 580 (млн.р.) Емкость рынка Б = 780 + 140 – 180 + 90 = 830 (млн.р.) 2. Найдем планируемый объем продаж компании на рынке А и Б. ПОП = Емкость рынка * Доля рынка / 100 ПОП А = 580 * 15 / 100 = 87 (млн.р.) ПОП Б = 830 * 7 / 100 = 58,1 (млн.р.) 3. Зная планируемый объем продаж компании «Астория» на рынке А и Б и рентабельность продаж на этих рынках, найдем планируемый объем прибыли. Пр = Рентабельность * Объем Продаж / 100 ПрА = 6 * 87 / 100 = 5,22 (млн.р) ПрБ = 8 * 58,1 /100 = 4,65 (млн.р.)  
Qa=550млн.р Qб=780 млн.р Ia=70 млн.р Iб=140 млн.р Эа=90 млн.р Эб=180 млн.р ТЗа=50 млн.р ТЗб=90 млн.р ДРа=15% ДРб=7%
  Еа=? Еб=? Пр.а=? Пр.б=?

Выводы: Для компании «Астория» оба рынка являются интересными для дальнейшей работы на них. На рынке страны А компания занимает более высокую долю, но сама емкость рынка меньше. Кроме того, рентабельность продаж на этом рынке ниже. Рекомендации: следует сократить расходы по работе на рынке А, это приведет к повышению рентабельности продаж, а значит увеличению прибыли. После этого можно пытаться повышать рыночную долю на этом рынке. Рынок страны Б имеет большую емкость, наша доля на нем меньше, но рентабельность продаж выше чем на альтернативном рынке. По этому следует продолжать работать на нем и стремиться завоевать все большую долю рынка. При прочих равных, следует выбирать для работы рынок Б, из-за большей емкости и более высокой рентабельности продаж.

Наши рекомендации