Тема 1. Эффективность деятельности коммерческой организации
Тема 1. Эффективность деятельности коммерческой организации
Типовая задача
Дизай-студия «Золотая подкова» занимается производством веб-сайтов под ключ, полиграфических дизайном, дизайном интерфейсов. Кроме этого, студия реализует некоторые услуги, как для своих клиентов, так и для сторонних заказчиков. Среди предоставляемых услуг продвижение веб-сайтов, администрирование (с технических сопровождением). В 2008 году, компания реализовала 26 проектов по созданию сайтов, на общую сумму 114,5 млн. рублей, и 41 заказ на разработку дизайна для полиграфии, общей суммой 25,5 млн. рублей. Заказов на дизайн интерфейсов в 2008 году не было.
Услуги, предоставляемые студией, принесли в 2008 году 31 млн. рублей (продвижение - 23 млн. рублей, администрирование – 8 млн. рублей).
Затраты на производство сайтов составили 67 млн. рублей, на разработку дизайна - 11 млн. рублей. Реализация услуг потребовала затрат на сумму: 15 млн. рублей – продвижение, 7 млн. рублей – администрирование.
Определить:
· эффективность работы компании по каждому виду деятельности
· эффективность работы компании по предоставлению услуг
· эффективность работы компании по реализации проектов
· общую эффективность деятельности компании
Сделайте вывод о том, какие из направлений работы являются наиболее эффективными, а от каких направлений можно отказаться ввиду низкой эффективности. Дайте рекомендации руководителю по развитию бизнеса.
Дано: | Решение: 1. Для простоты расчетов построим таблицу. Внесем известные данные.
2. Рассчитаем затраты всего по проектам, по услугам, всего по предприятию. 3. Рассчитаем показатели эффективности. Э=Товарооборот/Затраты Эф-ть создания сайтов = 114,5/67 = 1,70 Эф-ть дизайна = 25,5/11 = 2,31 Эф-ть всего проектов = 140 / 78 = 1,79 Эф-ть продвижения = 23 / 15 = 1,53 Эф-ть администрирования = 8 / 7 = 1,14 Эф-ть всего по услугам = 31 / 18 = 1,72 Эф-ть всего = 171 / 96 = 1,78 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тс=114,5 млн.р Зс=67 млн.р Тд=25,5 млн.р Зд=11 млн.р Ту=31 млн.р Зу=18 млн.р Тп=23 млн.р Зп=15млн.р Та=8млн.р За=7 млн.р | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Эс=? Эд=? Эу=? Эв.п=? Эв.у=? Эв=? |
Выводы: наиболее эффективными направлениями в дизайн-студии «Золотая подкова» являются дизайн и создание сайтов. При этом, работы по дизайну имеют самый высокий показатель, но занимают небольшую долю в товарообороте. Следует стремиться увеличить количество заказов по этому направлению. Услуга «продвижение» также обладает хорошим показателем эффективности, в отличие от услуги «администрирование», от которой компании стоит отказаться. Однако, услуга администрирования сайтов является важным элементом послепродажного обслуживания клиентов. В этой связи, перспективно отказаться от ее предложения сторонним клиентам (тем, кто не заказывал у компании разработку сайта), но продолжить ее реализацию собственным клиентам. Возможен также вариант повышения стоимости услуги администрирования для тех, кто заказывает в компании только эту услугу, и сохранение текущей стоимости для клиентов, которым студия разрабатывала веб-сайт.
Тема 2. Емкость рынка
Типовая задача
Компания «Астория», производящая товары народного потребления, работает на двух рынках. Необходимо определить емкость каждого из рынков на основе следующих данных:
Показатель | Рынок страны А | Рынок страны Б |
Производство товаров в планируемом году, млн.р. | ||
Импорт товара на рынок, млн.р. | ||
Экспорт товара, млн.р. | ||
Товарные запасы, млн.р | ||
Доля рынка компании «Астория», % |
Известно, что для компании «Астория» рентабельность продаж товара на рынке страны А составляет 6 %, на рынке страны Б 8 %.
Используя данные о емкости рынка, доли рынка компании, рентабельности продаж, рассчитайте, какой из рынков будет наиболее привлекательным для компании в планируемом году.
Приведите свои предложения и рекомендации для компании «Астория» по повышению эффективности ее работы на данных рынках.
Дано: | Решение: 1. Найдем емкость рынков А и Б. Емкость рынка = Произ-во + Импорт – Экспорт + Запасы. Емкость рынка А = 500 + 70 – 90 + 50 = 580 (млн.р.) Емкость рынка Б = 780 + 140 – 180 + 90 = 830 (млн.р.) 2. Найдем планируемый объем продаж компании на рынке А и Б. ПОП = Емкость рынка * Доля рынка / 100 ПОП А = 580 * 15 / 100 = 87 (млн.р.) ПОП Б = 830 * 7 / 100 = 58,1 (млн.р.) 3. Зная планируемый объем продаж компании «Астория» на рынке А и Б и рентабельность продаж на этих рынках, найдем планируемый объем прибыли. Пр = Рентабельность * Объем Продаж / 100 ПрА = 6 * 87 / 100 = 5,22 (млн.р) ПрБ = 8 * 58,1 /100 = 4,65 (млн.р.) |
Qa=550млн.р Qб=780 млн.р Ia=70 млн.р Iб=140 млн.р Эа=90 млн.р Эб=180 млн.р ТЗа=50 млн.р ТЗб=90 млн.р ДРа=15% ДРб=7% | |
Еа=? Еб=? Пр.а=? Пр.б=? |
Выводы: Для компании «Астория» оба рынка являются интересными для дальнейшей работы на них. На рынке страны А компания занимает более высокую долю, но сама емкость рынка меньше. Кроме того, рентабельность продаж на этом рынке ниже. Рекомендации: следует сократить расходы по работе на рынке А, это приведет к повышению рентабельности продаж, а значит увеличению прибыли. После этого можно пытаться повышать рыночную долю на этом рынке. Рынок страны Б имеет большую емкость, наша доля на нем меньше, но рентабельность продаж выше чем на альтернативном рынке. По этому следует продолжать работать на нем и стремиться завоевать все большую долю рынка. При прочих равных, следует выбирать для работы рынок Б, из-за большей емкости и более высокой рентабельности продаж.
Типовая задача
В таблице приведены данные о работе ЗАО «Экспесс» в 2007-2008 гг.
Показатель | 2007 год | 2008 год |
Товарооборот, млн.р. | ||
Сумма оборотных средств, млн.р. | ||
Количество рабочих дней в периоде, дни | ||
Чистая прибыль, млн.р. |
Найти:
· Длительность одного оборота в 2007г. и 2008г.
· Коэффициенты оборачиваемости оборотных средств в 2007 и 2008 годах.
· Абсолютное высвобождение оборотных средств.
· Показатели рентабельности оборотных средств.
Сделайте вывод по результатам, найденным в ходе решения задачи
Дано: | Решение: 1. Найдем длительность одного оборота (Т) оборотных средств в 2007 и 2008 годах: Т = Сумма об. ср-в * Кол-во дней в периоде / Товарооборот Т 2007 = 130 * 340 / 1200 = 36,8 (дней) Т 2008 = 115 * 338 / 1350 = 29,7 (дней) 2. Рассчитаем коэффициенты оборачиваемости оборотных средств в 2007 и 2008 годах. К об = Товарооборот / Сумма об. ср-в К об 2007 = 1200 / 130 = 9,23 К об 2008 = 1350 / 115 = 11,39 3. Рассчитаем абсолютное высвобождение (АВ) оборотных средств в результате ускорения оборачиваемости: АВ = (Тбаз – Тотч) * Сумма об.ср-в отч / Кол-во дней отч АВ = (36,8 – 29,7) * 115 / 338 = 2,4 (млн.р.) 4. Рассчитаем рентабельность оборотных средств в 2007 и 2008 годах. R об.ср-в = (Прибыль (Чистая прибыль) / Сумма об.ср-в) * 100 R 2007 = 25 * 100 / 130 = 19,2 (%) R 2008 = 27 * 100 / 115 = 23,5 (%) |
Т 7=1200млн.р Т 8=1350млн.р ОС 7=130 млн.р ОС 8=115 млн.р Д 7=340 дней Д 8=338дней ЧП 7=25 млн.р ЧП 8=27 млн.р | |
ТО 7=? ТО 8=? К об7=? Коб 8=? АВ=? R7=? R8=? |
Выводы: Ускорение оборачиваемости оказало благоприятное влияние на работу предприятия ЗАО «Экспресс». В результате ускорения оборачиваемости оборотных средств из оборота было высвобождено 2,4 млн.р. Более того, в 2008 году возросла рентабельность оборотных средств с 19,2 % дл 23,5 %. Следует и дальше стремиться снижать время одного оборота, используя эффективное управление оборотными средствами.
Типовая задача
Фирма выпускает на рынок изделие А. Производственные мощности и возможности позволяют изготавливать данные изделия в количестве 2000 штук в год. Аналогичную продукцию выпускает ещё три предприятия - конкуренты. В предшествующем году фирма изготовила 2000 изделий А, а смогла реализовать лишь 1500 изделий А.
Определить:
1.необходимую, наиболее эффективную для данных условий производственную программу выпуска изделий А;
2.потребность материала для изготовления изделия, если на производство одного изделия А требуется материал 1 и материал 2, а установленная технология предусматривает следующие нормы расхода материала на изделие: материал 1 – 10 г, материал 2 – 12 г.
Дано: | Решение: 1. Определим запасы нереализованной продукции, которая храниться на складе предприятия: Зп = Qн.-Qр.=2000-1500=500 (штук) 2. Определим наиболее выгодную программу для предприятия с учётом спроса покупателя: Qв = Qр.-Зп=1500-500=1000 (штук) 3. Определим потребность предприятия в материальных ресурсах на изготовление изделия А, при норме расходов на материал в количестве 10гр./шт.: Пм1 = Qв*Нм1=1000*10=10000 (гр.) или 10 кг 4. Определим потребность предприятия в материальных ресурсах на изготовление изделия, при норме расходов на материал в количестве 12гр./шт. Пм2 = Qв*Нм2=1000*12=12000 (гр.) или 12 кг. |
Qн=2000 ш. Qр=1500 ш. Нм1=10 г. Нм2=12 г. | |
Qв =? Пм1=? Пм2=? |
Вывод: Наиболее эффективная для данных условий производственная программа выпуска изделий А - 1000 штук; потребность в материале 1 для одного изделия - 10 кг, а в материале 2 - 12 кг
Тема 5. Планирование обеспечения предприятия материальными ресурсами
Типовая задача
Определить суммарные годовые расходы организации «Дарья» на организации закупки, доставки, материалов и их хранению на складе, если
¨ расходы на организацию одного заказа и поставку закупаемой партии материалов составляют 500 тыс. руб.,
¨ установленная величина партии закупки материалов 375 тонн,
¨ годовая потребность предприятия в материале 4.500 тонн,
¨ цена 1 тонны материала у поставщика – 2.850 руб.
¨ расходы по хранению 1 тонны материала на складе предприятия в течении года 50 тыс. руб.
Какова оптимальная партия закупки? Каковы расходы предприятия при оптимальной партии? Какова экономия от такого решения?
Дано: | Решение: 1. Суммарные годовые расходы найдем по формуле С=А*Q / q + Q*P + s*q / 2 , где А - расходы на организацию 1 заказа и поставку закупленной партии Q - потребность предприятия в материальных ресурсах q- величина партии закупки Р - цена поставщика за единицу материальных ресурсов s - расходы по хранению единицы сырья на складе По условию задачи: С = (500 000 * 4500 / 375) + 4500 * 2850 + 50 000 * 375 /2 = 6 000 000 + 12 825 000 + 9 375 000 = 28 200 000 (р.) 2.Найдем размер оптимальной партии по формуле: q = 2 * A * Q / s По условию задачи q = 2* 500 000 * 4500 / 50 000 = 300 (тонн) 3.Рассчитаем расходы при оптимальной партии: С опт = (500 000 * 4500 / 300) + 4500 * 2850 + 50 000 * 300 /2 = 27 825 000 4.Экономия от решения использовать партии по 300 тонн равна разнице в расходах. Э = 28 200 000 – 27 825 000 = 375 000 (р.) |
А=500 000 р. Q=4500 т. q=375 т. P=2850 р. s=50 000 p. | |
q э=? С опт=? Э=? |
Вывод: Оптимальная партия закупки в организации «Дарья »составит 300т. ; расходы предприятия при этом составят 27 825 000 р. ; экономия от принятия данного решения 375 000 р.
Типовая задача
ООО «ГАММА» г.Минск, изучив конъюнктуру рынка, решило начать выпуск диванов для кухонь с особым, стойким к загрязнению, покрытием. Для производства диванов предприятию необходимо иметь исходные материалы, одним из которых является специальное покрытие. На производство каждого дивана идет 5 м кв. специального покрытия. У поставщика ОДО «Диван+» в г.Москва 1 м кв. такого покрытия стоит 4 т.руб. (доставка партии от 10.000 м кв. - бесплатно). Постоянные расходы на производство покрытия составят 800 т.руб. Переменные расходы на производство одного м кв. покрытия составят 1.3 т.руб. Определите, какое решение примет руководство ООО «ГАММА»: производить покрытие самостоятельно или закупать у ОДО «Диван+».
Дано: | Решение: 1. Определим точку безубыточности Q= = =296шт 2. Определим затраты при покупке комплектующих Рр=Ц*Q=4*296=1184 тыс.руб 3. Определим затраты на производстве комплектующих самостоятельно Зр=С+V*Q=800+1.3*296=1184.8 тыс.руб 4. Определим затраты на покупку при увеличении числа комплектующих (Q¹=Q+100) Pp¹=Ц*Q¹=4*396=1584 тыс.руб. 5. Определим затраты на производстве самостоятельно при увеличении числа комплектующих Зр¹=С+V*Q¹=800+1.3*396=1314,8 тыс.руб 6. Определим затраты на покупку при уменьшении числа комплектующих (Q²=Q-100) Pp²=Ц*Q²=4*196=784 тыс.руб 7. Определим затраты на производстве самостоятельно при уменьшении числа комплектующих Зр²=С+V*Q²=800+1.3*196=1054.8 тыс.руб
| ||||||||||||
С=800 т.руб V=1.3 т.руб Ц=4 т.руб | |||||||||||||
Рр-? Зр-? |
Вывод: При выборе стратегии снабжения ОАО «Гамма» при оптимальном кол-ве изделий равные условия при закупке у поставщиков и при самостоятельном производстве; при увеличении количества изделий организации выгоднее производить самостоятельно, а при уменьшении – выгоднее покупать комплектующие.
Типовая задача
Задача №31.
Фабрика «Мимоза» занимается пошивом женских блузок различных размеров. Экономисты предприятия, изучив спрос и производственные возможности предприятия, установили годовую программу выпуска блуз – 50.000 штук. Следующим этапом является определение потребности предприятия в сырье и материалах, основным из которых является шелковая ткань. Используя данные таблицы, определите годовую потребность предприятия в шелковой ткани.
Показатели | Размеры | ||||
1. Норма расхода шелка на 1 блузу, м | 1.1 | 1.2 | 1.35 | 1.45 | 1.6 |
2. Удельный вес блуз данного размера в общем количестве выпускаемых блуз, % |
Решение:
1.Определим количество блузок каждого размера.
Ч 42 = 50 000 * 10 / 100 = 5000 (шт)
Ч 44 = 50 000 * 20 / 100 = 10 000 (шт)
Ч 46 = 50 000 * 30 / 100 = 15 000 (шт)
Ч 48 = 50 000 * 25 / 100 = 12 500 (шт)
Ч 50 = 50 000 * 20 / 100 = 10 000 (шт)
2.Определим потребность в ткани для каждого размера. П= Ч*Норма
П 42 = 5000 * 1,1 = 5 500 (м)
П 44 = 10 000 * 1,2 = 12 000 (м)
П 46 = 15 000 * 1,35 = 20 250 (м)
П 48 = 12 500 * 1,45 = 18 125 (м)
П 50 = 10 000 * 1,6 = 16 000 (м)
3.Определим общую потребность предприятия в ткани. Общая потребность = 5500 + 12000 + 20250 + 18 125 + 16 000 = 71 875 (м)
Вывод: Общая потребность предприятия «Мимоза» в ткани составила 71 875 (м)
Тема 1. Эффективность деятельности коммерческой организации
Типовая задача
Дизай-студия «Золотая подкова» занимается производством веб-сайтов под ключ, полиграфических дизайном, дизайном интерфейсов. Кроме этого, студия реализует некоторые услуги, как для своих клиентов, так и для сторонних заказчиков. Среди предоставляемых услуг продвижение веб-сайтов, администрирование (с технических сопровождением). В 2008 году, компания реализовала 26 проектов по созданию сайтов, на общую сумму 114,5 млн. рублей, и 41 заказ на разработку дизайна для полиграфии, общей суммой 25,5 млн. рублей. Заказов на дизайн интерфейсов в 2008 году не было.
Услуги, предоставляемые студией, принесли в 2008 году 31 млн. рублей (продвижение - 23 млн. рублей, администрирование – 8 млн. рублей).
Затраты на производство сайтов составили 67 млн. рублей, на разработку дизайна - 11 млн. рублей. Реализация услуг потребовала затрат на сумму: 15 млн. рублей – продвижение, 7 млн. рублей – администрирование.
Определить:
· эффективность работы компании по каждому виду деятельности
· эффективность работы компании по предоставлению услуг
· эффективность работы компании по реализации проектов
· общую эффективность деятельности компании
Сделайте вывод о том, какие из направлений работы являются наиболее эффективными, а от каких направлений можно отказаться ввиду низкой эффективности. Дайте рекомендации руководителю по развитию бизнеса.
Дано: | Решение: 1. Для простоты расчетов построим таблицу. Внесем известные данные.
2. Рассчитаем затраты всего по проектам, по услугам, всего по предприятию. 3. Рассчитаем показатели эффективности. Э=Товарооборот/Затраты Эф-ть создания сайтов = 114,5/67 = 1,70 Эф-ть дизайна = 25,5/11 = 2,31 Эф-ть всего проектов = 140 / 78 = 1,79 Эф-ть продвижения = 23 / 15 = 1,53 Эф-ть администрирования = 8 / 7 = 1,14 Эф-ть всего по услугам = 31 / 18 = 1,72 Эф-ть всего = 171 / 96 = 1,78 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Тс=114,5 млн.р Зс=67 млн.р Тд=25,5 млн.р Зд=11 млн.р Ту=31 млн.р Зу=18 млн.р Тп=23 млн.р Зп=15млн.р Та=8млн.р За=7 млн.р | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Эс=? Эд=? Эу=? Эв.п=? Эв.у=? Эв=? |
Выводы: наиболее эффективными направлениями в дизайн-студии «Золотая подкова» являются дизайн и создание сайтов. При этом, работы по дизайну имеют самый высокий показатель, но занимают небольшую долю в товарообороте. Следует стремиться увеличить количество заказов по этому направлению. Услуга «продвижение» также обладает хорошим показателем эффективности, в отличие от услуги «администрирование», от которой компании стоит отказаться. Однако, услуга администрирования сайтов является важным элементом послепродажного обслуживания клиентов. В этой связи, перспективно отказаться от ее предложения сторонним клиентам (тем, кто не заказывал у компании разработку сайта), но продолжить ее реализацию собственным клиентам. Возможен также вариант повышения стоимости услуги администрирования для тех, кто заказывает в компании только эту услугу, и сохранение текущей стоимости для клиентов, которым студия разрабатывала веб-сайт.
Тема 2. Емкость рынка
Типовая задача
Компания «Астория», производящая товары народного потребления, работает на двух рынках. Необходимо определить емкость каждого из рынков на основе следующих данных:
Показатель | Рынок страны А | Рынок страны Б |
Производство товаров в планируемом году, млн.р. | ||
Импорт товара на рынок, млн.р. | ||
Экспорт товара, млн.р. | ||
Товарные запасы, млн.р | ||
Доля рынка компании «Астория», % |
Известно, что для компании «Астория» рентабельность продаж товара на рынке страны А составляет 6 %, на рынке страны Б 8 %.
Используя данные о емкости рынка, доли рынка компании, рентабельности продаж, рассчитайте, какой из рынков будет наиболее привлекательным для компании в планируемом году.
Приведите свои предложения и рекомендации для компании «Астория» по повышению эффективности ее работы на данных рынках.
Дано: | Решение: 1. Найдем емкость рынков А и Б. Емкость рынка = Произ-во + Импорт – Экспорт + Запасы. Емкость рынка А = 500 + 70 – 90 + 50 = 580 (млн.р.) Емкость рынка Б = 780 + 140 – 180 + 90 = 830 (млн.р.) 2. Найдем планируемый объем продаж компании на рынке А и Б. ПОП = Емкость рынка * Доля рынка / 100 ПОП А = 580 * 15 / 100 = 87 (млн.р.) ПОП Б = 830 * 7 / 100 = 58,1 (млн.р.) 3. Зная планируемый объем продаж компании «Астория» на рынке А и Б и рентабельность продаж на этих рынках, найдем планируемый объем прибыли. Пр = Рентабельность * Объем Продаж / 100 ПрА = 6 * 87 / 100 = 5,22 (млн.р) ПрБ = 8 * 58,1 /100 = 4,65 (млн.р.) |
Qa=550млн.р Qб=780 млн.р Ia=70 млн.р Iб=140 млн.р Эа=90 млн.р Эб=180 млн.р ТЗа=50 млн.р ТЗб=90 млн.р ДРа=15% ДРб=7% | |
Еа=? Еб=? Пр.а=? Пр.б=? |
Выводы: Для компании «Астория» оба рынка являются интересными для дальнейшей работы на них. На рынке страны А компания занимает более высокую долю, но сама емкость рынка меньше. Кроме того, рентабельность продаж на этом рынке ниже. Рекомендации: следует сократить расходы по работе на рынке А, это приведет к повышению рентабельности продаж, а значит увеличению прибыли. После этого можно пытаться повышать рыночную долю на этом рынке. Рынок страны Б имеет большую емкость, наша доля на нем меньше, но рентабельность продаж выше чем на альтернативном рынке. По этому следует продолжать работать на нем и стремиться завоевать все большую долю рынка. При прочих равных, следует выбирать для работы рынок Б, из-за большей емкости и более высокой рентабельности продаж.