Организационно – психологический механизм превращения индивидуальной цели в общую.
Традиционный подход, ---- ложное представление об общности целей людей, составляющих организацию, игнорирует противоречивость---основное психологическое противоречие организации — противоречие между целями отдельных членов организации и общей целью.
В психологии индивидуальная цель рассматривается как важнейшее понятие психологического анализа. Оно связано с базовыми психологическими свойствами личности: ее направленностью, волей, мотивами и потребностями. Более того, индивидуальная цель определяет и «конструирует» характеристики и динамику деятельности и поведения человека в целом. -- общей цели, которая рассматривается как фактор, объединяющий и направляющий людей в совместной деятельности, разработано в психологии значительно меньше. === Разложенная на более дробные задачи, эта цель выступает основанием организационной структуры: создаются подразделения и службы, формируются рабочие группы, подбираются отдельные работники. Этой же общей целью, в конечном счете, детерминированы как характер взаимодействия между подразделениями, так и их функции. Общая цель, таким образом, лежит в основе базовых структурных и процессуальных характеристик любой организации, и достижение цели обеспечивается только при выполнении всеми подразделениями, группами и отдельными работниками порученных им подцелей и задач, выступающих ее составными элементами.---В чем же состоит организационно-психологический механизм превращения индивидуальной цели в общую цель?--Чтобы стать общей целью, индивидуальная цель одного или нескольких человек должна получить устойчивое преимущество над целями других людей. Это возможно только в том случае, если цель одного из индивидов опирается на некую силу или процесс, способный обеспечивать ее главенство. Процесс, способный придать какой-либо индивидуальной цели статус общей и сделать ее субъекта носителем обшей организационной цели, в конечном счете, выступает главным условием создания организации.
Этапы научного исследования в организационной психологии.
— определение проблемы и постановка задачи — предварительный анализ имеющейся информации, условий, теоретических моделей и прикладных методов для решения выявленной проблемы — формулирование гипотезы — выбор теории или модели, помогающих решению проблемы — выбор переменных — выбор метода//// Исследование начинается с подробного ознакомления с организационной ситуацией и выдвижения предположений о возможных взаимосвязях между явлениями.
Классификация методов организационной психологии
1) методы наблюдения; 2) методы опроса; 3) экспериментальные методы; 4) специальные методы, обусловленные конкретными условиями организационной деятельности.
Наблюдение. --- непосредственное целенаправленное восприятие и регистрацию организационных явлений и процессов. Опрос.1) анкетирование 2) интервью —3) социометрический опрос. Социометрический опрос. Термин «социометрия» в переводе означает измерение социальных отношений. Основное отличие социометрии от других разновидностей опроса состоит в возможности с ее помощью выявить взаимные чувства симпатии и неприязни между членами рабочей группы и на этой основе получить количественную оценку межличностных отношений в ней. Основным инструментом проведения социометрического опроса является социометрическая карта (социокарта), которая заполняется каждым членом организационной группы. Анализ социометрических карточек позволяет установить различные проявления межличностных отношений: предрасположенность, предпочтение (положительный выбор), отвержение, избегание (отрицательный выбор), оставление без внимания, игнорирование.
Эксперимент. — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. ---: естественный (полевой) и лабораторный эксперименты. качественный эксперимент (наличие),---- измерительный эксперимент, количественную определенность-- мысленный эксперимент.
Метод наблюдения
--непосредственное целенаправленное восприятие и регистрацию организационных явлений и процессов.--исследованиях мотивации и лидерства, при анализе деятельности индивидов и групп, при решении вопросов, связанных с обучением и организационным развитием, при отборе персонала и т. д.---??? самонаблюдения (интроспекции) ---вскрывающую внутренние причины организационных проблем. ---необходимо учитывать индивидуальные и личностные особенности наблюдателя.
Включенное наблюдение— это наблюдение изнутри, когда исследователь на время наблюдения становится членом организации. Невключенное наблюдение— это восприятие какого-либо явления со стороны. Наблюдение в большинстве случаев проводится в естественных условиях, причем оно может быть открытым,когда объект исследования оповещен о целях психолога, инкогнито,когда организации неизвестен факт наблюдения за ней. --Часто целесообразным бывает применение такой разновидности наблюдения, как метод описания критических ситуаций. Он предполагает наблюдение за наиболее важными для организации событиями. --Метод наблюдения целесообразно применять на этапе составления программы, когда надо получить предварительные данные об объекте, уточнить проблему, сформулировать гипотезу.
Метод анализа документов
Под документами в организационном поведениии психологии понимаются специально созданные носители информации об организации и ее членах. По форме, в которой зафиксирована информация, документы условно подразделяются на текстовые (компьютерные, печатные, машинописные, рукописные), иконографические(кино-, видео- и фотодокументы и т. д.) и фонетические (магнитофонные записи, компакт-диски). ----- от статуса документы классифицируются как официальные, исходящие от тех или иных органов власти, учреждений --, и неофициальные(личные карточки, анкеты, заявления, жалобы,---первичные, составленные на основе прямого наблюдения или опроса, и вторичные, представляющие собой обработку, обобщение, сделанное с помощью данных из первичных источников.
Стремление уменьшить субъективность качественного анализа привело к применению количественного формализованного метода. Приемом количественного анализа выступает контент-анализ — перевод текстовой или вербальной информации в количественные показатели. Контент-анализ осуществляется с помощью выделения смысловых единиц (единиц анализа) и единиц счета.