А17. Верны ли следующие суждения?
А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.
Б. Человек может определить, каков он, интересуясь мнением других людей о себе.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верно и А, и Б,
4) оба суждения не верны.
А18. Абсолютная истина, в отличие от относительной, - это:
1) выводы, полученные научным путем, 3) исчерпывающее знание о предмете,
2) экспериментально установленные факты, 4) объективное и достоверное знание.
А19. Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется:
1) совместным проживанием как минимум трех поколений,
2) справедливым разделением домашних обязанностей,
3) экономической зависимостью женщины от мужчины,
4) главенствующей ролью мужчины в семье.
А20. Предотвратить межнациональные конфликты можно через:
1) создание национально однородных государств,
2) компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства,
3) обеспечение прав и свобод всех граждан, независимо от национальной принадлежности,
4) последовательное наращивание военного потенциала государства.
БЛОК В
В1. Завершите фразу:
«Общность людей, объединенных по какому-либо социальному признаку – это …»
В2. Завершите фразу:
«Общее название деклассированных (не принадлежащих ни к какому классу) слоев общества. Люди, опустившиеся на самое дно общественной жизни (бродяги, бомжи, нищие) – это…»
В3. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?
Дети, пожилые люди, мужчины, молодежь.
В4. Найдите в приведенном ниже списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания.
1) Теоретическое обобщение фактов,
2) Констатация протекания отдельных фактов,
3) Образность и оригинальность отражения объектов реальности,
4) Стремление к достоверному, истинному знанию,
5) Познание мира в форме ощущений, восприятий и представлений,
6) Изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин.
В5. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации:
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 1) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами, 2) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества, 3) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую, 4) в основе деления на группы – различия в характере труда и размерах и формах его оплаты, 5) запрет на браки с представителями других групп. | ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ А) кастовая, Б) сословная, В) классовая. |
В6. Установите соответствие (тип семьи – его характеристики).
ХАРАКТЕРИСТИКА ТИП СЕМЬИ
1) главенствующее положение отца в семье А) демократический
2) добровольное распределение обязанностей (партнерский)
3) равное участие супругов в решении вопросов , Б) традиционный
4) ограничение обязанностей женщины домашним хозяйством, (патриархальный)
5) беспрекословное подчинение младших старшим,
6) активное участие женщин в общественном производстве.
В7. Установите соответствие:
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ:
1) создание мысленных моделей, А) теоретическое познание,
2) эксперимент, Б) эмпирическое познание
3) выдвижение гипотезы, .
4) наблюдение,
5) системный анализ,
6) измерение параметров.
В8. Установите соответствие между понятиями и определениями:
ПОНЯТИЯ: 1)Социальная мобильность, 2)Социальная дифференциация, 3) Социальная роль, 4) Социальная норма. | ОПРЕДЕЛЕНИЯ: А) социальные функции, выполняемые человеком в соответствии с его социальным статусом. Б) перемещения из одной социальной группы в другую В) руководящее начало, требование, образец. Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение. |
В9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Каждая ___________(1) общественной жизни представляет собой сложное образование. Одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем _________ (2) (государство, церкви, системы образования и др.). Другие – сквозь призму взаимодействия социальных __________ (3) (групп, классов, наций и др). Человек входит в _________ (4) через коллектив, являясь одновременно членом нескольких коллективов.
Выберите из предлагаемого списка слов, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже.
А) институт, Б) общество, В) общность, Г) объединение, Д) предприятие, Е) страта, Ж) сфера.