Динамика оборота розничной торговли и общественного питания

(вариант 2)

(прирост, % к предыдущему году)

  оценка прогноз 2014 к 2010, %
Розничный товарооборот -5,1 6,3 5,3 5,5 5,3 5,5 23,2
продовольственные товары -1,8 5,1 1,2 2,2 2,5 2,3 8,4
непродовольственные товары -8,2 7,6 9,1 8,3 7,9 8,4 38,2
Оборот общественного питания -12,7 2,8 5,2 5,7 5,4 5,6 23,8

По варианту 2 в прогнозный период динамика роста непродовольственных товаров будет опережать динамику роста продовольственных товаров (опережение в среднем на 6 п. пунктов).

В 2012-2014 гг. в структуре оборота розничной торговли (в фактических ценах) возобновится докризисная тенденция роста доли продажи непродовольственных товаров с 51,7% в 2011 году до 53,5% в 2014 году.

После значительного снижения в период кризиса оборота общественного питания позитивные тенденции, происходящие в отрасли, будут способствовать наметившейся положительной динамике развития оборота общественного питания.

Структура потребления отдельных видов товаров достаточно консервативна и в среднесрочной перспективе будет изменяться незначительно. В ней сохранятся приоритеты расходов на так называемые «обязательные» виды товаров, то есть товары, малоэластичные к доходам.

В структуре продовольственных товаров будут расти объемы продаж более дорогих продуктов питания и увеличится доля мяса и птицы, продукции рыбной пищевой, сыров жирных, овощей, плодов и ягод и будет снижаться доля хлеба и хлебобулочных изделий, алкогольных напитков и сахара.

По непродовольственным товарам продолжится структурный сдвиг в потреблении домашних хозяйств. Потребительский спрос будет переключаться на приобретение товаров более «дорогих» потребительских предпочтений. В первую очередь персональных компьютеров, телевизоров, автомобилей легковых, аудиоаппаратуры. Среднегодовой прирост объемов продаж по этим товарным группам будет на 4-7 п.п. опережать темпы прироста оборота непродовольственных товаров.

Динамика продаж отдельных продовольственных и непродовольственных товаров (вариант 2)

(прирост, % к предыдущему году)

  оценка Прогноз 2014 к 2010, %
Продовольственные товары -1,8 5,1 1,2 2,2 2,5 2,3 8,4
в том числе:              
Мясо (включая мясо домашней птицы) -5,0 5,3 3,1 3,2 3,3 3,2 13,3
Рыба и морепродукты -4,1 7,4 4,2 4,3 4,4 4,2 18,3
Молочные продукты 1,5 4,9 1,7 2,3 2,4 2,3 9,0
Свежие овощи 4,3 6,0 -2,6 1,8 2,0 2,0 3,1
Алкогольные напитки и пиво -3,0 -3,6 2,9 2,2 2,1 1,8 9,3
Непродовольственные товары -8,2 7,6 9,1 8,3 7,9 8,4 38,2
Верхняя одежда -5,4 2,1 5,0 5,2 5,2 4,8 21,7
Телевизоры -33,5 8,9 12,3 11,3 12,9 12,3 58,5
Компьютеры в полной комплектации -2,9 13,1 16,1 15,8 16,0 14,7 78,9
Мобильные телефоны 1,2 16,6 6,5 8,5 13,5 12,6 47,6
Легковые автомобили -37,8 11,1 17,1 11,9 12,7 11,5 64,7

В прогнозный период сохранится тенденция снижения в структуре оборота розничной торговли доли продажи товаров на розничных рынках и ярмарках, вместе с тем она будет оставаться достаточно высокой – около 10% оборота продовольственных товаров. В ряде субъектов Российской Федерации планируется строительство новых сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, что позволит увеличить объемы реализации продукции отечественных сельхозтоваропроизводителей.

В среднесрочной перспективе на фоне тенденции к консолидации отрасли, увеличению доли сетевой торговли в структуре оборота розничной торговли (более 30% объема продаж, а в крупных городах до 50%) и сокращению числа розничных рынков рост количества магазинов и павильонов, а также торговых площадей будет обеспечиваться за счет открытия магазинов современных форматов и соответствующего увеличения обеспеченности населения качественными торговыми площадями.

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 422 утверждена Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года.

Стратегия предусматривает, что обеспеченность населения современными продовольственными торговыми площадями увеличится с 84 кв. м на 1000 чел. в 2011 году до 121 кв. м на 1000 чел. в 2014 году. Кроме того, доля продаж, приходящаяся на современные форматы, возрастет с 35% в 2011 году до 48% в 2014 году. Дальнейшее развитие сети организаций торговли и увеличение торговых площадей позволит существенно расширить каналы продвижения продукции, будет способствовать как увеличению оборота внутренней торговли, так и смежных производственных отраслей. Торговые сети и современные форматы торговли, будучи более производительными, нежели традиционные магазины, киоски и розничные рынки, позволят повысить общую эффективность отрасли.

Сфера торговли и общественного питания будет продолжать лидировать как по количеству предприятий малого бизнеса, так и по доли их объемов в общем обороте розничной торговли и общественного питания.

Продолжение положительного тренда будет в значительной мере зависеть от позитивных изменений в реальном секторе экономики и секторе домашних хозяйств.

Наши рекомендации