Динамика оборота розничной торговли и общественного питания
(вариант 2)
(прирост, % к предыдущему году)
оценка | прогноз | 2014 к 2010, % | |||||
Розничный товарооборот | -5,1 | 6,3 | 5,3 | 5,5 | 5,3 | 5,5 | 23,2 |
продовольственные товары | -1,8 | 5,1 | 1,2 | 2,2 | 2,5 | 2,3 | 8,4 |
непродовольственные товары | -8,2 | 7,6 | 9,1 | 8,3 | 7,9 | 8,4 | 38,2 |
Оборот общественного питания | -12,7 | 2,8 | 5,2 | 5,7 | 5,4 | 5,6 | 23,8 |
По варианту 2 в прогнозный период динамика роста непродовольственных товаров будет опережать динамику роста продовольственных товаров (опережение в среднем на 6 п. пунктов).
В 2012-2014 гг. в структуре оборота розничной торговли (в фактических ценах) возобновится докризисная тенденция роста доли продажи непродовольственных товаров с 51,7% в 2011 году до 53,5% в 2014 году.
После значительного снижения в период кризиса оборота общественного питания позитивные тенденции, происходящие в отрасли, будут способствовать наметившейся положительной динамике развития оборота общественного питания.
Структура потребления отдельных видов товаров достаточно консервативна и в среднесрочной перспективе будет изменяться незначительно. В ней сохранятся приоритеты расходов на так называемые «обязательные» виды товаров, то есть товары, малоэластичные к доходам.
В структуре продовольственных товаров будут расти объемы продаж более дорогих продуктов питания и увеличится доля мяса и птицы, продукции рыбной пищевой, сыров жирных, овощей, плодов и ягод и будет снижаться доля хлеба и хлебобулочных изделий, алкогольных напитков и сахара.
По непродовольственным товарам продолжится структурный сдвиг в потреблении домашних хозяйств. Потребительский спрос будет переключаться на приобретение товаров более «дорогих» потребительских предпочтений. В первую очередь персональных компьютеров, телевизоров, автомобилей легковых, аудиоаппаратуры. Среднегодовой прирост объемов продаж по этим товарным группам будет на 4-7 п.п. опережать темпы прироста оборота непродовольственных товаров.
Динамика продаж отдельных продовольственных и непродовольственных товаров (вариант 2)
(прирост, % к предыдущему году)
оценка | Прогноз | 2014 к 2010, % | |||||
Продовольственные товары | -1,8 | 5,1 | 1,2 | 2,2 | 2,5 | 2,3 | 8,4 |
в том числе: | |||||||
Мясо (включая мясо домашней птицы) | -5,0 | 5,3 | 3,1 | 3,2 | 3,3 | 3,2 | 13,3 |
Рыба и морепродукты | -4,1 | 7,4 | 4,2 | 4,3 | 4,4 | 4,2 | 18,3 |
Молочные продукты | 1,5 | 4,9 | 1,7 | 2,3 | 2,4 | 2,3 | 9,0 |
Свежие овощи | 4,3 | 6,0 | -2,6 | 1,8 | 2,0 | 2,0 | 3,1 |
Алкогольные напитки и пиво | -3,0 | -3,6 | 2,9 | 2,2 | 2,1 | 1,8 | 9,3 |
Непродовольственные товары | -8,2 | 7,6 | 9,1 | 8,3 | 7,9 | 8,4 | 38,2 |
Верхняя одежда | -5,4 | 2,1 | 5,0 | 5,2 | 5,2 | 4,8 | 21,7 |
Телевизоры | -33,5 | 8,9 | 12,3 | 11,3 | 12,9 | 12,3 | 58,5 |
Компьютеры в полной комплектации | -2,9 | 13,1 | 16,1 | 15,8 | 16,0 | 14,7 | 78,9 |
Мобильные телефоны | 1,2 | 16,6 | 6,5 | 8,5 | 13,5 | 12,6 | 47,6 |
Легковые автомобили | -37,8 | 11,1 | 17,1 | 11,9 | 12,7 | 11,5 | 64,7 |
В прогнозный период сохранится тенденция снижения в структуре оборота розничной торговли доли продажи товаров на розничных рынках и ярмарках, вместе с тем она будет оставаться достаточно высокой – около 10% оборота продовольственных товаров. В ряде субъектов Российской Федерации планируется строительство новых сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, что позволит увеличить объемы реализации продукции отечественных сельхозтоваропроизводителей.
В среднесрочной перспективе на фоне тенденции к консолидации отрасли, увеличению доли сетевой торговли в структуре оборота розничной торговли (более 30% объема продаж, а в крупных городах до 50%) и сокращению числа розничных рынков рост количества магазинов и павильонов, а также торговых площадей будет обеспечиваться за счет открытия магазинов современных форматов и соответствующего увеличения обеспеченности населения качественными торговыми площадями.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 422 утверждена Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года.
Стратегия предусматривает, что обеспеченность населения современными продовольственными торговыми площадями увеличится с 84 кв. м на 1000 чел. в 2011 году до 121 кв. м на 1000 чел. в 2014 году. Кроме того, доля продаж, приходящаяся на современные форматы, возрастет с 35% в 2011 году до 48% в 2014 году. Дальнейшее развитие сети организаций торговли и увеличение торговых площадей позволит существенно расширить каналы продвижения продукции, будет способствовать как увеличению оборота внутренней торговли, так и смежных производственных отраслей. Торговые сети и современные форматы торговли, будучи более производительными, нежели традиционные магазины, киоски и розничные рынки, позволят повысить общую эффективность отрасли.
Сфера торговли и общественного питания будет продолжать лидировать как по количеству предприятий малого бизнеса, так и по доли их объемов в общем обороте розничной торговли и общественного питания.
Продолжение положительного тренда будет в значительной мере зависеть от позитивных изменений в реальном секторе экономики и секторе домашних хозяйств.