Автомобильный (автобусный) транспорт
Развитие автомобильного транспорта определяется, прежде всего, параметрами занятости населения. Растущая автомобилизация населения и конкурентное давление альтернативных видов транспорта потребуют от автоперевозчиков повышения уровня качества (обновление подвижного состава), регулярности и безопасности оказываемых услуг, в первую очередь это касается малых и средних предприятий, которые в последние годы росли за счет экстенсивных факторов (увеличение количества эксплуатируемых маршрутов и автопарка на нем).
Воздушный транспорт
В 2010 году пассажирские перевозки показали уверенный рост (131%), превзойдя уровень 2008 году и достигнув максимального значения за последние 20 лет. При этом возросла доля перевозок на международных воздушных линиях до 49 процентов. Пассажиропоток региональных авиалиний возрос по сравнению с 2009 года на 14% и составил 1,5 млн. пассажиров. Однако этот сегмент рынка пока не смог восстановиться до докризисных значений 2008 года.
Основное ограничение развития перевозок воздушным транспортом – дисбаланс между уровнем развития инфраструктуры и непосредственно перевозок (авиакомпаний). Так, например, несмотря на огромную территорию страны, основной пассажиропоток концентрируется в московском авиационном узле и Санкт-Петербурге (порядка 60% пассажиропотока).
Основные риски сектора – рост стоимости авиационного топлива и ухудшение благосостояния населения.
В 2010 году конкуренция в секторе усилилась за счет расширения сегмента низкотарифных авиаперевозчиков. В подобных условиях усилилось ценовое давление на перевозчиков с классической «сетевой» бизнес моделью, которые вынуждены внедрять более гибкую тарифную политику. Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе российский рынок разделит мировую тенденцию, и сегмент низкотарифных авиаперевозок будет расти. Вместе с тем экстенсивное развитие рынка воздушных перевозок увеличивает риск финансовой неустойчивости авиакомпаний.
К позитивным факторам 2010 года следует отнести начало поставок современного регионального воздушного судна российского производства SSJ. Ожидается, что эксплуатация этого самолета снизит затраты авиакомпаний на обновление парка и повысит доступность авиаперевозок для населения
Ключевые тенденции рынка в среднесрочной перспективе – интеграция в мировой рынок (присоединение российских авиакомпаний к международным авиационным альянсам), консолидация рынка (интеграция ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» переданных авиаактивов ГК «Ростехнологии»), а также развитие региональных перевозок.
К 2014 году количество пассажиров, перевезенных воздушным транспортом, достигнет 75-80 млн. человек или возрастет к 2010 году на 35-40 процентов.
Железнодорожный транспорт
Пассажирооборот железнодорожного транспорта в 2010 году снизился относительно 2009 года (91,8%), в том числе в дальнем следовании – 98%, в пригородном сообщении – 73,4 процента. По оценке ОАО «РЖД», в пригородном сообщении объективной причиной снижения пассажирооборота является изменение порядка оформления проездных документов федеральным льготникам и проблема безбилетников. Падение перевозок в дальнем сообщении обусловлено, прежде всего, оттоком пассажиров на другие виды транспорта.
Железнодорожные перевозки пассажиров в дальнем следовании находятся под сильным конкурентным давлением со стороны воздушного транспорта, а на пригородных маршрутах со стороны автомобильного транспорта. В среднесрочный период конкуренция обострится, а развитие сектора будет определено повышением конкурентоспособности за счет повышения качества предоставляемых услуг и гибкости тарифной политики.
В качестве основного достижения 2010 года в области железнодорожного транспорта следует отметить дальнейшее развитие скоростного движения. В 2010 году увеличена интенсивность движения высокоскоростных поездов «Сапсан», а также открыто международное скоростное сообщение между Россией и Финляндией по маршруту Санкт-Петербург-Хельсинки с использованием скоростных поездов «Аллегро». В целом за первый год (с 17 декабря 2009 г.) поездами «Сапсан» перевезено более 1 млн. 860 человек. Заполняемость поездов приближается к 90 процентам. В 2011 году планируется перевезти поездами «Сапсан» уже более 2 млн. человек. В среднесрочный период планируется дальнейшее развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения.
Скоростное сообщение вывело железнодорожный транспорт на качественно новый уровень, в том числе по технологиям, технике и качеству предоставляемых услуг, в перспективе – появление высокоскоростного сообщения. Организация скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения обеспечит сокращение потребности в подвижном составе, поддержание и дальнейшее стимулирование научно-технического и интеллектуального потенциала страны за счет размещения на отечественных предприятиях заказов на создание новых образцов техники мирового уровня. Тем не менее дальнейшее развитие скоростного сообщения зависит от инвестиционных возможней частных инвесторов и государства, которые в настоящее время ограничены и находятся под сильным влиянием внешнеэкономической конъюнктуры.
Основной тенденцией сегмента пригородных железнодорожных перевозок на период до 2014 года станет его дальнейшее реформирование (создание пригородных пассажирских компаний, создание системного порядка формирования и исполнения государственного заказа на перевозки пассажиров).
Кроме того, планируется существенная модернизация вокзальных комплексов, а также обновление подвижного состава.
Следует отметить важный риск для всех видов транспорта – террористическую угрозу. С целью нивелирования данного риска с 2010 года начата реализация Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, в рамках которой предусмотрены мероприятия по повышению антитеррористической защищенности на всех видах транспорта. К 2013 году количество защищенных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, соответствующих требованиям транспортной безопасности, достигнет 76,7 процента.
Инвестиции
Прогнозируемый рост российской экономики в среднесрочной перспективе стимулирует расширение объема предлагаемых заемных средств и повышение их доступности, как следствие, увеличение инвестиционной активности предприятий сектора.
По основному сценарию в 2012 году. объем инвестиций в основной капитал транспортного комплекса (без трубопроводного) по крупным и средним предприятиям (далее – ИОК) прогнозируется в размере 1295 млрд. рублей в текущих ценах или 104% к уровню 2011 года в сопоставимых ценах. В 2014 году инвестиции в основной капитал транспортного комплекса прогнозируются на уровне 130% к 2010 году или 108% к 2008 году в соответствующих сопоставимых ценах.
Низкие темпы роста показателя в сопоставимых ценах обусловлены жесткими бюджетными ограничениями и соответственно низкими планируемыми инвестициями в транспорт за счет средств федерального бюджета в 2014 году ИОК прогнозируется на уровне 66% относительно утвержденных параметров ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Так, объем инвестиций в транспортный комплекс за счет всех источников финансирования по крупным и средним предприятиям в 2014 году прогнозируется на уровне 95,4% относительно аналогичного показателя Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (инновационный варрант) и 59% относительно показателя Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (3 вариант). В среднесрочной перспективе недофинансирование ключевых программ и инвестиционных проектов сектора может усилить негативное давление инфраструктурных ограничений на экономический рост.
Объем инвестиций в транспортный комплекс за счет средств федерального бюджета на период 2012 и 2014 годов определен исходя из приоритетов развития транспортной инфраструктуры:
- обеспечение объектов, связанных с проведением Олимпийских игр в г. Сочи, Форума АТЭС, Универсиады в Казани, Чемпионата мира по футболу 2018 года;
- завершение вводных объектов;
- проекты, реализация которых осуществляется по принципу государственно-частного партнерства (в том числе строительство платных дорог), и направленные на повышение безопасности.
В 2012-2014 гг. планируется обеспечить реализацию следующих крупных инвестиционных проектов:
комплексные проекты:
развитие Московского транспортного узла; Новороссийского транспортного узла, Ростовского универсального порта, Свияжского мультимодального логистического центра, Мурманского транспортного узла, сухогрузного района морского порта Тамань, МТК «Европа – Западный Китай»;
морской транспорт:
развитие морского торгового порта Усть-Луга, строительство линейных дизельных ледоколов, строительство универсального атомного ледокола;
внутренний водный транспорт:
реализация проектов реконструкции канала им. Москвы, Волго-Балтийского водного пути, Волго-Донского судоходного канала, а также строительство второй нитки Нижне-Свирского гидроузла;
дорожное хозяйство:
строительство или реконструкция участков следующих автомобильных дорог: М-56 «Лена», «Колыма», «Вилюй», подъезд к г. Жуковский (ЛИИ им. Громова), «Восточный обход промышленной зоны г. Липецка», а также строительство и реконструкция автомобильных дорог в рамках подготовки к проведению XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани»;
железнодорожный транспорт:
строительство пускового комплекса Томмот – Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск в Республике Саха (Якутия); строительство второго пускового комплекса от ст. Нижний Бестях (правый берег) с совмещенным мостовым переходом через р. Лена в районе г. Якутск до ст. Якутский речной порт (левый берег);
воздушный транспорт:
реконструкция или развитие следующих аэропортов: «Шереметьево» (строительство комплекса взлетно-посадочной полосы (ВПП-3); «Внуково»; г. Махачкала; г. Владикавказ; г. Казань; г. Якутск (ИВПП-2); г. Хабаровск; «Домодедово» (ВПП-1, рулежные дорожки и места стоянки самолетов; «Домодедово» (вторая летная зона); г. Петрозаводск; г. Архангельск; г. Минеральные Воды; г. Волгоград; г. Казань; г. Киров; г. Нижний Новгород; г. Екатеринбург.
Реализация указанных проектов позволит ослабить инфраструктурные ограничения развития рынка транспортных услуг. В среднесрочный период темпы роста инвестиций в транспортную инфраструктуру будут определять темпы сокращения дисбаланса между пропускной способностью транспорта и потребностями экономики, а также населения.
В период 2012-2014 гг. прогнозируется закупить более 2,5 тыс. единиц тягового подвижного состава (тепловозы, электровозы), более 3 тыс. единиц пассажирских вагонов и мотор-вагонного подвижного состава, 96,5 тыс. грузовых вагонов, увеличить мощности морских портов на 146 млн. тонн грузов в год, обновить парк воздушных судов на 128 единиц за счет приобретения авиационной техники российского производства, построить и реконструировать порядка 8 тыс. км автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения.
Темпы роста инвестиций в среднесрочный период будут определяться темпами формирования благоприятной среды для привлечения частных инвестиций, а также формированием дорожных фондов (федерального и региональных), внедрением контрактов жизненного цикла, привлечением специализированных компаний к управлению федеральным имуществом и другие.
Связь
В 2010 году сектор связи сохранил устойчивость развития. Объем услуг связи, оказанный организациями всех видов деятельности, в 2010 году достиг 1381,6 млрд. рублей (102,3 % по сравнению с аналогичным периодом 2009 года). Большая доля объема услуг связи (55,7%) оказана населению.
Операторами-лицензиатами оказано более 98% всего объема услуг связи. Организации, для работы которых не требуется лицензии, в том числе организации курьерской связи, активно развиваются, увеличивая объем своих услуг, который в 2010 году составил 4,7 млрд. рублей против 3,9 млрд. рублей в 2009 году.
В структуре услуг связи, оказанных операторами-лицензиатами, сохранялось преобладание услуг телефонной связи: 43,8% пришлось на подвижную связь, 8,1 % – на междугородную и международную телефонную связь, 11,7% – на местную телефонную связь и услуги таксофонов.
В 2010 году за оказание услуг по обеспечению сохранности и оперативной доставки корреспонденции лиц и органов государственной власти, определенных в статье 2 Федерального закона «О федеральной фельдъегерской связи», а также прочих организаций, обслуживаемых на договорной основе, было получено 367,7 млн. рублей, что превысило прогноз на 27,7 млн. рублей в результате индексации тарифов на услуги федеральной фельдъегерской связи.
В 2011 году объем услуг связи всех видов деятельности с учетом итогов работы сектора за шесть месяцев текущего года, оценивается на уровне 1479,3 млрд. рублей или 103,1% к уровню 2010 года.
В прогнозный период ожидается устойчивое развитие сектора. Среднегодовой темп прироста превысит 4 процента. Объем услуг связи по всем видам деятельности к 2014 году возрастет на 17 процентов. Вместе с тем уровень темпов роста объема услуг связи, наблюдавшийся в 2008 году, не будет превышен, что обусловлено наступившим насыщение подвижной и фиксированной связью.
Объем услуг курьерской связи в условиях роста доходов населения и повышения предпринимательской активности к 2014 году увеличится по сравнению с 2010 годом в 1,8 раза.
Объем доходов фельдъегерской связи от доставки корреспонденции прогнозируется в 2014 году в размере 380 млн. рублей, что ниже уровня 2010 года в сопоставимых ценах на 18% из-за сокращения несвойственных функций.
Прогноз объема услуг связи
(в % к предыдущему году в сопоставимых ценах)
Показатели | 2010 отчет | 2011 оценка | прогноз | 2014 к 2010,% | ||
Темп роста объема услуг: связи | 102,3 | 103,1 | 103,7 | 104,4 | 104,8 | |
почтовой связи | 101,5 | 103,7 | 102,8 | 101,9 | 101,7 | 110,5 |
междугородной, международной связи | 95,1 | 100,1 | 99,6 | 99,8 | 99,9 | 99,4 |
местной телефонной связи | 98,6 | 98,3 | 97,5 | 97,2 | 90,4 | |
документальной связи | 107,4 | 108,2 | 108,7 | 109,1 | 109,5 | 140,5 |
подвижной связи | 103,1 | 103,9 | 106,1 | 107,3 | 108,4 | 128,2 |
фельдъегерской связи | 99,7 | 89,8 | 94,6 | 96,5 | ||
курьерской связи | 114,8 | 115,5 | 113,6 | 116,4 | 118,1 | 180,4 |
Наиболее востребованными останутся услуги подвижной радиотелефонной связи, за которой сохранится наибольшая доля в структуре услуг операторов-лицензиатов. В общем объеме услуг ожидается рост доли услуг почтовой, документальной и подвижной связи, при снижении доли услуг местной, междугородной и международной телефонной фиксированной связи.
Структура услуг связи,%
Виды услуг связи | ||
Объем услуг связи | ||
в том числе: | ||
почтовая связь | 7,4 | 8,3 |
междугородная и международная телефонная связь | 8,1 | 3,5 |
местная телефонная связь | 11,7 | |
документальная электросвязь | 10,9 | 13,4 |
подвижная электросвязь | 43,8 | 44,2 |
Несмотря на насыщение рынка, число абонентских устройств, подключенных к сетям подвижной связи, возрастет к 2014 году по сравнению с 2010 годом более чем на 26% и достигнет 300 млн. абонентов.
Дальнейшее развитие мобильной связи и насыщение рынка фиксированной связи приведет к уменьшению прироста количества основных телефонных аппаратов к 2014 году по сравнению с 2010 годом почти на 7% (2883 тысяч телефонных аппаратов). В результате ожидается снижение плотности телефонных аппаратов на 100 человек населения с 31,4 ед. в 2010 году до 30,4 ед. в 2014 году.
Повышению эффективности развития телекоммуникаций будет способствовать реализация мероприятий инновационной программы, разработанной крупнейшим игроком на телекоммуникационном рынке – Группой компаний ОАО «Связьинвест», которая позволит увеличить технологическое лидерство компании в области инфраструктуры магистральных сетей и сетей доступа, развития информационно-вычислительной инфраструктуры и превратит компанию в глобального сервис провайдера.
В прогнозный период продолжится оказание универсальной услуги связи на всей территории Российской Федерации, предусматривающее оказание услуг в поселениях путем использования таксофонов и пунктов коллективного доступа. В рамках реализации механизма универсального обслуживания услуги оказывают более 20,8 тыс. пунктов коллективного доступа в сеть Интернет и более 148 тыс. единиц установленных таксофонов. Дальнейшей задачей станет расширение перечня универсальных услуг.
С целью повышения качества и увеличения спектра предоставляемых услуг связи, а также сокращения операционных затрат ввод номерной емкости по фиксированной связи будет направлен в основном на реконструкцию аналоговых АТС.
Протяженность междугородных (международных) телефонных каналов планируется довести к 2014 г. до 337 млрд. кан. км, превысив уровень 2010 года почти в 2 раза.
В прогнозный период будет продолжаться обновление и развитие гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения, а также обеспечение их экономической эффективности и конкурентоспособности.
Планируется изготовить и осуществить запуск на геостационарную орбиту следующих космических аппаратов:
в 2012 году – «Экспресс-АМ5» (ввод в эксплуатацию – сентябрь 2012 года); «Экспресс-АМ6» (январь 2013 года);
в 2013 году – «Экспресс-АТ1» (октябрь 2013 года); «Экспресс-АТ2» (октябрь 2013 г.); «Экспресс-АМ8» (январь 2014 года);
в 2014 году – «Экспресс-АМ7» (июнь 2014 года); «Экспресс-АМ9» (май 2014 года).
В результате выполнения программы создания и запуска спутников значительно увеличится количество активных транспондеров на космических аппаратах в составе государственной группировки, что позволит обеспечить потребности в спутниковой емкости для целей телевизионного и радиовещания, включая развитие мобильного вещания и телевидения высокой четкости, а также потребности в других услугах связи, таких как телефонная связь, передача данных и широкополосный Интернет. Группировка будет располагать необходимым резервом на случай нештатных ситуаций, позволит обеспечить доступ населения России, органов государственной власти и коммерческих пользователей к современным телекоммуникационным услугам в любой точке страны и за рубежом.
Прогнозом предусмотрено строительство и модернизация наземной инфраструктуры, в том числе: наземного комплекса управления, автоматизированной системы мониторинга и измерений, земных станций спутниковой связи, технических зданий, систем энергообеспечения, волоконно-оптических линий связи.
С целью обеспечения запуска, проведения орбитальных испытаний и обеспечения штатной эксплуатации перспективных космических аппаратов планируется выполнить следующие мероприятия:
модернизацию станций приема телеметрической информации, в результате которой на станциях будут установлены блоки СКЗИ, а также выполнены другие работы, обеспечивающие продление технического ресурса станций;
модернизацию контрольно-измерительных станций для обеспечения резервирования управления орбитальной группировкой;
разработка новых программных модулей, дополняющих существующее программное обеспечение с учетом специфики управления новых космических аппаратов;
доработка существующего специального программного обеспечения с учетом специфики управления новых космических аппаратов;
подготовка базы данных (телеметрическое, командное баллистическое обеспечение) для управления новыми космическими аппаратами;
дооснащение СУ аппаратными средствами (серверы, рабочие станции, средства передачи данных и пр.);
развитие существующих аппаратно-программных комплексов, входящих в состав АСМИ и предназначенных для приема радиочастотных сигналов с наземных станций АСМИ, и на основе обработки этих сигналов, обеспечения испытаний, мониторинга и эксплуатации спутниковых каналов связи, организованных в транспондерах L, C, Ku, Ka- диапазонов с учетом действующих и строящихся КА;
создание измерительного комплекса, предназначенного для приема радиочастотных сигналов с наземных станций АСМИ, и на основе обработки этих сигналов, обеспечения испытаний, мониторинга и эксплуатации спутниковых каналов связи, организованных в транспондерах Ka- диапазона;
строительство наземной стационарной станции Ka-диапазона, предназначенной для проведения орбитальных испытаний транспондеров Ка‑диапазона;
модернизация существующей системы получения данных с наземных измерительных платформ АСМИ.
В целях повышения эффективности деятельности почтовой связи в прогнозный период продолжится модернизация инфраструктуры федерального почтового оператора ФГУП «Почта России», что обеспечит возможность развития почтовой логистики, рынка торговли и оказания финансовых услуг. Продолжится работа по созданию сети автоматизированных сортировочных центров, развитию информационно-технологической инфраструктуры, модернизации объектов почтовой связи.
Активизируется работа по обновлению транспортного парка, осуществляющего перевозки почтовых отправлений, как на магистральных, так и на локальных маршрутах, будет осуществляться замена почтовых вагонов.
В целях обеспечения модернизации и технологического развития предприятия разработана программа инновационного развития ФГУП «Почта России», направленная на разработку и внедрение новых технологий почтовой связи, инновационных продуктов и услуг. Реализация программы должна обеспечить снижение себестоимости услуг предприятия (более 10%), экономию энергетических ресурсов, расширение каналов сбыта предоставляемых услуг, повышение производительности труда (на 3-5% ежегодно).
Реализация мероприятий позволит улучшить качество обслуживания, сократить сроки доставки, что будет способствовать увеличению исходящего обмена на сетях связи к 2014 году по письменной корреспонденции на 4%, по посылкам в 1,4 раза по сравнению с 2010 годом.
Инвестиционная деятельность отрасли направлена на реализацию политики технического и инновационного развития, создание условий для развития услуг связи с высокой доходностью, а также обеспечение бесперебойной работы сети и повышения ее отказоустойчивости.
В целях дальнейшего совершенствования электросвязи и обеспечения доступности услуг для населения и корпоративных клиентов инвестиции будут направляться на дальнейшее развитие телекоммуникационной инфраструктуры: мобильной связи, сетей широкополосного доступа, в том числе беспроводного, услуг цифрового телевидения, других современных услуг.
Объем инвестиций в основной капитал операторов связи в 2014 году достигнет по отношению к 2010 году 117,4% и составит порядка 303 млрд. рублей.
В период с 2012 по 2014 годы ввод в действие основных производственных мощностей составит:
- фиксированная телефонная связь – 7,6 млн. номеров;
- радиорелейные и кабельные линии связи – 366 тыс. км;
-– междугородные и международные телефонные станции – 1,1 млн. каналов.
Ожидается запуск трех дополнительных мест международного почтового обмена, в том числе в Сочи и Владикавказе (в 2012 году), ввод в эксплуатацию трех автоматизированных сортировочных центров в Ростове-на-Дону, Минеральных Водах и Новосибирске (в 2013 году), ввод в эксплуатацию автоматизированных сортировочных центров в Нижнем Новгороде, Казани и Екатеринбурге (в 2014 году).
Основным источником финансирования инвестиций будут собственные средства предприятий. Государственная поддержка в 2012-2014 гг. будет направлена на реализацию ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы», региональные программы, строительство объектов города Сочи, а также субсидирование почтовой связи, спецобъектов, операторов, оказывающих универсальные услуги.
Информационные технологии
Объем рынка информационных технологий в 2010 году составил 565,8 млрд. рублей, что составит 103,7% от уровня предыдущего года в сопоставимых ценах.
Большую часть объема рынка информационных технологий составил рынок аппаратных средств – 51,4 процента. На рынок программных средств приходится 20%, на рынок услуг – 28,6 процента.
Под влиянием восстановительных тенденций экономики страны в 2011 году планируется увеличение емкости рынка информационных технологий до 648,6 млрд. рублей (106,6% в сопоставимых ценах к 2010 года).
Общее количество персональных компьютеров оценивается в размере 73,9 млн. штук с ростом на 19,2 % к уровню 2010 года, количество пользователей Интернет на 100 человек – в размере 53,6 единицы.
В прогнозный период развитие сектора будет ориентировано на реализацию «Стратегии развития информационного общества», утвержденную Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г., и государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».
Предполагается дальнейшее внедрение информационных технологий в социально-экономическую сферу, государственное управление и бизнес. К 2014 году рост рынка информационных технологий прогнозируется почти в 1,34 раза по сравнению с 2010 годом. Объемы продаж будут расти в соответствии с ростом потребительского спроса, рыночной активностью, ростом доходов населения.