Автомобильный (автобусный) транспорт

Развитие автомобильного транспорта определяется, прежде всего, параметрами занятости населения. Растущая автомобилизация населения и конкурентное давление альтернативных видов транспорта потребуют от автоперевозчиков повышения уровня качества (обновление подвижного состава), регулярности и безопасности оказываемых услуг, в первую очередь это касается малых и средних предприятий, которые в последние годы росли за счет экстенсивных факторов (увеличение количества эксплуатируемых маршрутов и автопарка на нем).

Воздушный транспорт

В 2010 году пассажирские перевозки показали уверенный рост (131%), превзойдя уровень 2008 году и достигнув максимального значения за последние 20 лет. При этом возросла доля перевозок на международных воздушных линиях до 49 процентов. Пассажиропоток региональных авиалиний возрос по сравнению с 2009 года на 14% и составил 1,5 млн. пассажиров. Однако этот сегмент рынка пока не смог восстановиться до докризисных значений 2008 года.

Основное ограничение развития перевозок воздушным транспортом – дисбаланс между уровнем развития инфраструктуры и непосредственно перевозок (авиакомпаний). Так, например, несмотря на огромную территорию страны, основной пассажиропоток концентрируется в московском авиационном узле и Санкт-Петербурге (порядка 60% пассажиропотока).

Основные риски сектора – рост стоимости авиационного топлива и ухудшение благосостояния населения.

В 2010 году конкуренция в секторе усилилась за счет расширения сегмента низкотарифных авиаперевозчиков. В подобных условиях усилилось ценовое давление на перевозчиков с классической «сетевой» бизнес моделью, которые вынуждены внедрять более гибкую тарифную политику. Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе российский рынок разделит мировую тенденцию, и сегмент низкотарифных авиаперевозок будет расти. Вместе с тем экстенсивное развитие рынка воздушных перевозок увеличивает риск финансовой неустойчивости авиакомпаний.

К позитивным факторам 2010 года следует отнести начало поставок современного регионального воздушного судна российского производства SSJ. Ожидается, что эксплуатация этого самолета снизит затраты авиакомпаний на обновление парка и повысит доступность авиаперевозок для населения

Ключевые тенденции рынка в среднесрочной перспективе – интеграция в мировой рынок (присоединение российских авиакомпаний к международным авиационным альянсам), консолидация рынка (интеграция ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» переданных авиаактивов ГК «Ростехнологии»), а также развитие региональных перевозок.

К 2014 году количество пассажиров, перевезенных воздушным транспортом, достигнет 75-80 млн. человек или возрастет к 2010 году на 35-40 процентов.

Железнодорожный транспорт

Пассажирооборот железнодорожного транспорта в 2010 году снизился относительно 2009 года (91,8%), в том числе в дальнем следовании – 98%, в пригородном сообщении – 73,4 процента. По оценке ОАО «РЖД», в пригородном сообщении объективной причиной снижения пассажирооборота является изменение порядка оформления проездных документов федеральным льготникам и проблема безбилетников. Падение перевозок в дальнем сообщении обусловлено, прежде всего, оттоком пассажиров на другие виды транспорта.

Железнодорожные перевозки пассажиров в дальнем следовании находятся под сильным конкурентным давлением со стороны воздушного транспорта, а на пригородных маршрутах со стороны автомобильного транспорта. В среднесрочный период конкуренция обострится, а развитие сектора будет определено повышением конкурентоспособности за счет повышения качества предоставляемых услуг и гибкости тарифной политики.

В качестве основного достижения 2010 года в области железнодорожного транспорта следует отметить дальнейшее развитие скоростного движения. В 2010 году увеличена интенсивность движения высокоскоростных поездов «Сапсан», а также открыто международное скоростное сообщение между Россией и Финляндией по маршруту Санкт-Петербург-Хельсинки с использованием скоростных поездов «Аллегро». В целом за первый год (с 17 декабря 2009 г.) поездами «Сапсан» перевезено более 1 млн. 860 человек. Заполняемость поездов приближается к 90 процентам. В 2011 году планируется перевезти поездами «Сапсан» уже более 2 млн. человек. В среднесрочный период планируется дальнейшее развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения.

Скоростное сообщение вывело железнодорожный транспорт на качественно новый уровень, в том числе по технологиям, технике и качеству предоставляемых услуг, в перспективе – появление высокоскоростного сообщения. Организация скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения обеспечит сокращение потребности в подвижном составе, поддержание и дальнейшее стимулирование научно-технического и интеллектуального потенциала страны за счет размещения на отечественных предприятиях заказов на создание новых образцов техники мирового уровня. Тем не менее дальнейшее развитие скоростного сообщения зависит от инвестиционных возможней частных инвесторов и государства, которые в настоящее время ограничены и находятся под сильным влиянием внешнеэкономической конъюнктуры.

Основной тенденцией сегмента пригородных железнодорожных перевозок на период до 2014 года станет его дальнейшее реформирование (создание пригородных пассажирских компаний, создание системного порядка формирования и исполнения государственного заказа на перевозки пассажиров).

Кроме того, планируется существенная модернизация вокзальных комплексов, а также обновление подвижного состава.

Следует отметить важный риск для всех видов транспорта – террористическую угрозу. С целью нивелирования данного риска с 2010 года начата реализация Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, в рамках которой предусмотрены мероприятия по повышению антитеррористической защищенности на всех видах транспорта. К 2013 году количество защищенных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, соответствующих требованиям транспортной безопасности, достигнет 76,7 процента.

Инвестиции

Прогнозируемый рост российской экономики в среднесрочной перспективе стимулирует расширение объема предлагаемых заемных средств и повышение их доступности, как следствие, увеличение инвестиционной активности предприятий сектора.

По основному сценарию в 2012 году. объем инвестиций в основной капитал транспортного комплекса (без трубопроводного) по крупным и средним предприятиям (далее – ИОК) прогнозируется в размере 1295 млрд. рублей в текущих ценах или 104% к уровню 2011 года в сопоставимых ценах. В 2014 году инвестиции в основной капитал транспортного комплекса прогнозируются на уровне 130% к 2010 году или 108% к 2008 году в соответствующих сопоставимых ценах.

Низкие темпы роста показателя в сопоставимых ценах обусловлены жесткими бюджетными ограничениями и соответственно низкими планируемыми инвестициями в транспорт за счет средств федерального бюджета в 2014 году ИОК прогнозируется на уровне 66% относительно утвержденных параметров ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Так, объем инвестиций в транспортный комплекс за счет всех источников финансирования по крупным и средним предприятиям в 2014 году прогнозируется на уровне 95,4% относительно аналогичного показателя Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (инновационный варрант) и 59% относительно показателя Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (3 вариант). В среднесрочной перспективе недофинансирование ключевых программ и инвестиционных проектов сектора может усилить негативное давление инфраструктурных ограничений на экономический рост.

Объем инвестиций в транспортный комплекс за счет средств федерального бюджета на период 2012 и 2014 годов определен исходя из приоритетов развития транспортной инфраструктуры:

- обеспечение объектов, связанных с проведением Олимпийских игр в г. Сочи, Форума АТЭС, Универсиады в Казани, Чемпионата мира по футболу 2018 года;

- завершение вводных объектов;

- проекты, реализация которых осуществляется по принципу государственно-частного партнерства (в том числе строительство платных дорог), и направленные на повышение безопасности.

В 2012-2014 гг. планируется обеспечить реализацию следующих крупных инвестиционных проектов:

комплексные проекты:

развитие Московского транспортного узла; Новороссийского транспортного узла, Ростовского универсального порта, Свияжского мультимодального логистического центра, Мурманского транспортного узла, сухогрузного района морского порта Тамань, МТК «Европа – Западный Китай»;

морской транспорт:

развитие морского торгового порта Усть-Луга, строительство линейных дизельных ледоколов, строительство универсального атомного ледокола;

внутренний водный транспорт:

реализация проектов реконструкции канала им. Москвы, Волго-Балтийского водного пути, Волго-Донского судоходного канала, а также строительство второй нитки Нижне-Свирского гидроузла;

дорожное хозяйство:

строительство или реконструкция участков следующих автомобильных дорог: М-56 «Лена», «Колыма», «Вилюй», подъезд к г. Жуковский (ЛИИ им. Громова), «Восточный обход промышленной зоны г. Липецка», а также строительство и реконструкция автомобильных дорог в рамках подготовки к проведению XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани»;

железнодорожный транспорт:

строительство пускового комплекса Томмот – Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск в Республике Саха (Якутия); строительство второго пускового комплекса от ст. Нижний Бестях (правый берег) с совмещенным мостовым переходом через р. Лена в районе г. Якутск до ст. Якутский речной порт (левый берег);

воздушный транспорт:

реконструкция или развитие следующих аэропортов: «Шереметьево» (строительство комплекса взлетно-посадочной полосы (ВПП-3); «Внуково»; г. Махачкала; г. Владикавказ; г. Казань; г. Якутск (ИВПП-2); г. Хабаровск; «Домодедово» (ВПП-1, рулежные дорожки и места стоянки самолетов; «Домодедово» (вторая летная зона); г. Петрозаводск; г. Архангельск; г. Минеральные Воды; г. Волгоград; г. Казань; г. Киров; г. Нижний Новгород; г. Екатеринбург.

Реализация указанных проектов позволит ослабить инфраструктурные ограничения развития рынка транспортных услуг. В среднесрочный период темпы роста инвестиций в транспортную инфраструктуру будут определять темпы сокращения дисбаланса между пропускной способностью транспорта и потребностями экономики, а также населения.

В период 2012-2014 гг. прогнозируется закупить более 2,5 тыс. единиц тягового подвижного состава (тепловозы, электровозы), более 3 тыс. единиц пассажирских вагонов и мотор-вагонного подвижного состава, 96,5 тыс. грузовых вагонов, увеличить мощности морских портов на 146 млн. тонн грузов в год, обновить парк воздушных судов на 128 единиц за счет приобретения авиационной техники российского производства, построить и реконструировать порядка 8 тыс. км автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения.

Темпы роста инвестиций в среднесрочный период будут определяться темпами формирования благоприятной среды для привлечения частных инвестиций, а также формированием дорожных фондов (федерального и региональных), внедрением контрактов жизненного цикла, привлечением специализированных компаний к управлению федеральным имуществом и другие.

Связь

В 2010 году сектор связи сохранил устойчивость развития. Объем услуг связи, оказанный организациями всех видов деятельности, в 2010 году достиг 1381,6 млрд. рублей (102,3 % по сравнению с аналогичным периодом 2009 года). Большая доля объема услуг связи (55,7%) оказана населению.

Операторами-лицензиатами оказано более 98% всего объема услуг связи. Организации, для работы которых не требуется лицензии, в том числе организации курьерской связи, активно развиваются, увеличивая объем своих услуг, который в 2010 году составил 4,7 млрд. рублей против 3,9 млрд. рублей в 2009 году.

В структуре услуг связи, оказанных операторами-лицензиатами, сохранялось преобладание услуг телефонной связи: 43,8% пришлось на подвижную связь, 8,1 % – на междугородную и международную телефонную связь, 11,7% – на местную телефонную связь и услуги таксофонов.

В 2010 году за оказание услуг по обеспечению сохранности и оперативной доставки корреспонденции лиц и органов государственной власти, определенных в статье 2 Федерального закона «О федеральной фельдъегерской связи», а также прочих организаций, обслуживаемых на договорной основе, было получено 367,7 млн. рублей, что превысило прогноз на 27,7 млн. рублей в результате индексации тарифов на услуги федеральной фельдъегерской связи.

В 2011 году объем услуг связи всех видов деятельности с учетом итогов работы сектора за шесть месяцев текущего года, оценивается на уровне 1479,3 млрд. рублей или 103,1% к уровню 2010 года.

В прогнозный период ожидается устойчивое развитие сектора. Среднегодовой темп прироста превысит 4 процента. Объем услуг связи по всем видам деятельности к 2014 году возрастет на 17 процентов. Вместе с тем уровень темпов роста объема услуг связи, наблюдавшийся в 2008 году, не будет превышен, что обусловлено наступившим насыщение подвижной и фиксированной связью.

Объем услуг курьерской связи в условиях роста доходов населения и повышения предпринимательской активности к 2014 году увеличится по сравнению с 2010 годом в 1,8 раза.

Объем доходов фельдъегерской связи от доставки корреспонденции прогнозируется в 2014 году в размере 380 млн. рублей, что ниже уровня 2010 года в сопоставимых ценах на 18% из-за сокращения несвойственных функций.

Прогноз объема услуг связи

(в % к предыдущему году в сопоставимых ценах)

Показатели 2010 отчет 2011 оценка прогноз 2014 к 2010,%
Темп роста объема услуг: связи 102,3 103,1 103,7 104,4 104,8
почтовой связи 101,5 103,7 102,8 101,9 101,7 110,5
междугородной, международной связи 95,1 100,1 99,6 99,8 99,9 99,4
местной телефонной связи 98,6 98,3 97,5 97,2 90,4
документальной связи 107,4 108,2 108,7 109,1 109,5 140,5
подвижной связи 103,1 103,9 106,1 107,3 108,4 128,2
фельдъегерской связи 99,7 89,8 94,6 96,5
курьерской связи 114,8 115,5 113,6 116,4 118,1 180,4

Наиболее востребованными останутся услуги подвижной радиотелефонной связи, за которой сохранится наибольшая доля в структуре услуг операторов-лицензиатов. В общем объеме услуг ожидается рост доли услуг почтовой, документальной и подвижной связи, при снижении доли услуг местной, междугородной и международной телефонной фиксированной связи.

Структура услуг связи,%

Виды услуг связи
Объем услуг связи
в том числе:    
почтовая связь 7,4 8,3
междугородная и международная телефонная связь 8,1 3,5
местная телефонная связь 11,7
документальная электросвязь 10,9 13,4
подвижная электросвязь 43,8 44,2

Несмотря на насыщение рынка, число абонентских устройств, подключенных к сетям подвижной связи, возрастет к 2014 году по сравнению с 2010 годом более чем на 26% и достигнет 300 млн. абонентов.

Дальнейшее развитие мобильной связи и насыщение рынка фиксированной связи приведет к уменьшению прироста количества основных телефонных аппаратов к 2014 году по сравнению с 2010 годом почти на 7% (2883 тысяч телефонных аппаратов). В результате ожидается снижение плотности телефонных аппаратов на 100 человек населения с 31,4 ед. в 2010 году до 30,4 ед. в 2014 году.

Повышению эффективности развития телекоммуникаций будет способствовать реализация мероприятий инновационной программы, разработанной крупнейшим игроком на телекоммуникационном рынке – Группой компаний ОАО «Связьинвест», которая позволит увеличить технологическое лидерство компании в области инфраструктуры магистральных сетей и сетей доступа, развития информационно-вычислительной инфраструктуры и превратит компанию в глобального сервис провайдера.

В прогнозный период продолжится оказание универсальной услуги связи на всей территории Российской Федерации, предусматривающее оказание услуг в поселениях путем использования таксофонов и пунктов коллективного доступа. В рамках реализации механизма универсального обслуживания услуги оказывают более 20,8 тыс. пунктов коллективного доступа в сеть Интернет и более 148 тыс. единиц установленных таксофонов. Дальнейшей задачей станет расширение перечня универсальных услуг.

С целью повышения качества и увеличения спектра предоставляемых услуг связи, а также сокращения операционных затрат ввод номерной емкости по фиксированной связи будет направлен в основном на реконструкцию аналоговых АТС.

Протяженность междугородных (международных) телефонных каналов планируется довести к 2014 г. до 337 млрд. кан. км, превысив уровень 2010 года почти в 2 раза.

В прогнозный период будет продолжаться обновление и развитие гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения, а также обеспечение их экономической эффективности и конкурентоспособности.

Планируется изготовить и осуществить запуск на геостационарную орбиту следующих космических аппаратов:

в 2012 году – «Экспресс-АМ5» (ввод в эксплуатацию – сентябрь 2012 года); «Экспресс-АМ6» (январь 2013 года);

в 2013 году – «Экспресс-АТ1» (октябрь 2013 года); «Экспресс-АТ2» (октябрь 2013 г.); «Экспресс-АМ8» (январь 2014 года);

в 2014 году – «Экспресс-АМ7» (июнь 2014 года); «Экспресс-АМ9» (май 2014 года).

В результате выполнения программы создания и запуска спутников значительно увеличится количество активных транспондеров на космических аппаратах в составе государственной группировки, что позволит обеспечить потребности в спутниковой емкости для целей телевизионного и радиовещания, включая развитие мобильного вещания и телевидения высокой четкости, а также потребности в других услугах связи, таких как телефонная связь, передача данных и широкополосный Интернет. Группировка будет располагать необходимым резервом на случай нештатных ситуаций, позволит обеспечить доступ населения России, органов государственной власти и коммерческих пользователей к современным телекоммуникационным услугам в любой точке страны и за рубежом.

Прогнозом предусмотрено строительство и модернизация наземной инфраструктуры, в том числе: наземного комплекса управления, автоматизированной системы мониторинга и измерений, земных станций спутниковой связи, технических зданий, систем энергообеспечения, волоконно-оптических линий связи.

С целью обеспечения запуска, проведения орбитальных испытаний и обеспечения штатной эксплуатации перспективных космических аппаратов планируется выполнить следующие мероприятия:

модернизацию станций приема телеметрической информации, в результате которой на станциях будут установлены блоки СКЗИ, а также выполнены другие работы, обеспечивающие продление технического ресурса станций;

модернизацию контрольно-измерительных станций для обеспечения резервирования управления орбитальной группировкой;

разработка новых программных модулей, дополняющих существующее программное обеспечение с учетом специфики управления новых космических аппаратов;

доработка существующего специального программного обеспечения с учетом специфики управления новых космических аппаратов;

подготовка базы данных (телеметрическое, командное баллистическое обеспечение) для управления новыми космическими аппаратами;

дооснащение СУ аппаратными средствами (серверы, рабочие станции, средства передачи данных и пр.);

развитие существующих аппаратно-программных комплексов, входящих в состав АСМИ и предназначенных для приема радиочастотных сигналов с наземных станций АСМИ, и на основе обработки этих сигналов, обеспечения испытаний, мониторинга и эксплуатации спутниковых каналов связи, организованных в транспондерах L, C, Ku, Ka- диапазонов с учетом действующих и строящихся КА;

создание измерительного комплекса, предназначенного для приема радиочастотных сигналов с наземных станций АСМИ, и на основе обработки этих сигналов, обеспечения испытаний, мониторинга и эксплуатации спутниковых каналов связи, организованных в транспондерах Ka- диапазона;

строительство наземной стационарной станции Ka-диапазона, предназначенной для проведения орбитальных испытаний транспондеров Ка‑диапазона;

модернизация существующей системы получения данных с наземных измерительных платформ АСМИ.

В целях повышения эффективности деятельности почтовой связи в прогнозный период продолжится модернизация инфраструктуры федерального почтового оператора ФГУП «Почта России», что обеспечит возможность развития почтовой логистики, рынка торговли и оказания финансовых услуг. Продолжится работа по созданию сети автоматизированных сортировочных центров, развитию информационно-технологической инфраструктуры, модернизации объектов почтовой связи.

Активизируется работа по обновлению транспортного парка, осуществляющего перевозки почтовых отправлений, как на магистральных, так и на локальных маршрутах, будет осуществляться замена почтовых вагонов.

В целях обеспечения модернизации и технологического развития предприятия разработана программа инновационного развития ФГУП «Почта России», направленная на разработку и внедрение новых технологий почтовой связи, инновационных продуктов и услуг. Реализация программы должна обеспечить снижение себестоимости услуг предприятия (более 10%), экономию энергетических ресурсов, расширение каналов сбыта предоставляемых услуг, повышение производительности труда (на 3-5% ежегодно).

Реализация мероприятий позволит улучшить качество обслуживания, сократить сроки доставки, что будет способствовать увеличению исходящего обмена на сетях связи к 2014 году по письменной корреспонденции на 4%, по посылкам в 1,4 раза по сравнению с 2010 годом.

Инвестиционная деятельность отрасли направлена на реализацию политики технического и инновационного развития, создание условий для развития услуг связи с высокой доходностью, а также обеспечение бесперебойной работы сети и повышения ее отказоустойчивости.

В целях дальнейшего совершенствования электросвязи и обеспечения доступности услуг для населения и корпоративных клиентов инвестиции будут направляться на дальнейшее развитие телекоммуникационной инфраструктуры: мобильной связи, сетей широкополосного доступа, в том числе беспроводного, услуг цифрового телевидения, других современных услуг.

Объем инвестиций в основной капитал операторов связи в 2014 году достигнет по отношению к 2010 году 117,4% и составит порядка 303 млрд. рублей.

В период с 2012 по 2014 годы ввод в действие основных производственных мощностей составит:

- фиксированная телефонная связь – 7,6 млн. номеров;

- радиорелейные и кабельные линии связи – 366 тыс. км;

-– междугородные и международные телефонные станции – 1,1 млн. каналов.

Ожидается запуск трех дополнительных мест международного почтового обмена, в том числе в Сочи и Владикавказе (в 2012 году), ввод в эксплуатацию трех автоматизированных сортировочных центров в Ростове-на-Дону, Минеральных Водах и Новосибирске (в 2013 году), ввод в эксплуатацию автоматизированных сортировочных центров в Нижнем Новгороде, Казани и Екатеринбурге (в 2014 году).

Основным источником финансирования инвестиций будут собственные средства предприятий. Государственная поддержка в 2012-2014 гг. будет направлена на реализацию ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы», региональные программы, строительство объектов города Сочи, а также субсидирование почтовой связи, спецобъектов, операторов, оказывающих универсальные услуги.

Информационные технологии

Объем рынка информационных технологий в 2010 году составил 565,8 млрд. рублей, что составит 103,7% от уровня предыдущего года в сопоставимых ценах.

Большую часть объема рынка информационных технологий составил рынок аппаратных средств – 51,4 процента. На рынок программных средств приходится 20%, на рынок услуг – 28,6 процента.

Под влиянием восстановительных тенденций экономики страны в 2011 году планируется увеличение емкости рынка информационных технологий до 648,6 млрд. рублей (106,6% в сопоставимых ценах к 2010 года).

Общее количество персональных компьютеров оценивается в размере 73,9 млн. штук с ростом на 19,2 % к уровню 2010 года, количество пользователей Интернет на 100 человек – в размере 53,6 единицы.

В прогнозный период развитие сектора будет ориентировано на реализацию «Стратегии развития информационного общества», утвержденную Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г., и государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Предполагается дальнейшее внедрение информационных технологий в социально-экономическую сферу, государственное управление и бизнес. К 2014 году рост рынка информационных технологий прогнозируется почти в 1,34 раза по сравнению с 2010 годом. Объемы продаж будут расти в соответствии с ростом потребительского спроса, рыночной активностью, ростом доходов населения.

Наши рекомендации