Железнодорожный транспорт общего пользования
Доля железнодорожного транспорта общего пользования в общем объеме коммерческих перевозок грузов составляет 34%, а в общем объеме коммерческого грузооборота занимает доминирующее положение – 89%, существенные изменения до 2014 года маловероятны.
В 2010 году показатели перевозки грузов железнодорожным транспортом не достигли уровня 2008 года (объем перевезенных грузов – 92,5%, коммерческий грузооборот – 95%). При этом ожидается, что уже в 2011 году коммерческий грузооборот достигнет уровня 2008 года.
Основным сдерживающим фактором роста перевозок железнодорожным транспортом является инфраструктура и подвижной состав, износ основных фондов которых доходит до 60-80 процентов. В связи с этим в среднесрочный период потребуются значительные объемы инвестиций с целью реализации потенциала рынка железнодорожных перевозок в полном объеме.
В среднесрочной перспективе на железнодорожный транспорт усилится конкурентное давление со стороны автомобильного и трубопроводного транспорта (ввод новых участков трубопроводов), прежде всего за нефть и нефтепродукты, продукцию горнодобывающих производств и строительные материалы, пищевую продукцию, сборные грузы.
Кроме того, еще одним вызовом для российских предприятий железнодорожного транспорта станут условия деятельности в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП). Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписано Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, в рамках которого предусматривается выравнивание тарифов на перевозки грузов по железным дорогам государств-участников ЕЭП во всех видах сообщения.
Основным трендом, определяющим конфигурацию рынка железнодорожных перевозок, станет реализация Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года, одобренной Правительством Российской Федерации, в том числе создание института локальных перевозчиков, сохранение ОАО «РЖД» как общесетевого перевозчика, внедрение механизма «сетевого контракта», дальнейшее совершенствование тарифообразования, продажа дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД».
К позитивным факторам также можно отнести реализацию инновационной программы ОАО «РЖД», в рамках которой планируется по компании к 2013 году увеличить производительность труда в 1,2 раза, энергоэффективность производственной деятельности на 5,3 п.п., снизить удельный расход электроэнергии и дизельного топлива на тягу поездов на 1 п.п., увеличить среднюю скорость доставки грузовой отправки (маршрутная) на 11 п. пунктов.
Морской транспорт
Перевозки морским транспортом составляют всего 1% общего объема перевезенных грузов и чуть более 4% коммерческого грузооборота. В 2010 году морской транспорт превзошел показатели 2008 г. по объему перевезенных грузов на 6,4%, по коммерческому грузообороту – на 19,7 процента.
Перевозки морским транспортом в значительной степени ориентированы на внешний рынок (экспортно-импортные поставки), поэтому показатели его деятельности очень чувствительны к изменениям конъюнктуры мирового фрахтового рынка и мировой экономики в целом.
Помимо внешних факторов морской транспорт находится в существенной зависимости от эффективности российской портовой инфраструктуры, а также эффективности коммерческого флота, зарегистрированного под флагом Российской Федерации. Необходимость повышения эффективности коммерческого флота требует значительных инвестиций, поэтому темпы его обновления будут определяться, прежде всего, возможностями российского судостроения, а также доступностью заемных финансовых ресурсов на российском рынке.
В среднесрочной перспективе прогнозируется рост провозных мощностей морского транспорта за счет увеличения тоннажа морского флота под флагом Российской Федерации, в том числе за счет повышения привлекательности Российского международного реестра судов и увеличения портовых мощностей. Так, будет продолжено строительство нового морского торгового порта Усть-Луга (прогнозируется, что общий объем грузооборота порта к 2014 году достигнет 105,1 млн. тонн (рост к 2011 году – в 1,36 раза).
К позитивным факторам также можно отнести реализацию инновационной программы крупнейшего российского пароходства ОАО «Совкомфлот», в рамках которой планируется по компании к 2013 году увеличить производительность труда на 20 п.п., снизить средний возраст эксплуатируемых судов до 5 лет, сократить выбросы в атмосферу на 30 п.п., сократить себестоимость производимой продукции (услуг) до уровня 92,5% относительно среднего уровня по отрасли.
Прогнозируется, что основными тенденциями в среднесрочный период для всех видов транспорта станут клиентоориентированность, повышение интермодальности перевозок (в том числе диверсификация деятельности предприятий сектора), а также внедрение новой техники и технологий. В среднесрочный период будут реализовываться инновационные программы крупных игроков рынка, например ОАО «РЖД», «Совкомфлот», «Аэрофлот» и другие.
Пассажирские перевозки
Развитие рынка пассажирских перевозок будет определяться темпами роста реальных располагаемых доходов населения, гибкостью тарифной политики перевозчиков, повышением качества предоставляемых услуг, а также увеличением численности частных и индивидуальных операторов на рынке транспортных услуг.
Объем пассажирооборота транспорта общего пользования по основному сценарию в 2012 году прогнозируется с ростом 2,9% к уровню 2011 г. и составит 509 млрд. пасс.-км. В 2014 году пассажирооборот транспорта общего пользования прогнозируется на уровне 542,9 млрд. пасс-км (112,5 % к 2010 году).
Пассажирооборот транспорта общего пользования по видам транспорта, % к предыдущему году
Показатели | 2010 отчет | 2011 оценка | прогноз | 2014 к 2010, % | ||
Пассажирооборот – всего | 104,5 | 102,6 | 102,9 | 102,8 | 103,7 | 112,5 |
в том числе: | ||||||
магистральный железнодорожный | 91,8 | 101,4 | 102,6 | 103,0 | 103,6 | 111,0 |
автобусный | 100,1 | 97,4 | 100,5 | 100,8 | 101,2 | 99,9 |
внутренний водный | 100,8 | 95,0 | 100,3 | 101,1 | 101,5 | 97,7 |
воздушный | 130,8 | 109,4 | 104,9 | 106,5 | 129,6 | |
городской электрический | 97,5 | 100,4 | 100,6 | 101,1 | 101,2 | 103,3 |
Пассажирооборот транспорта общего пользования исторически распределен почти равномерно между автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом – примерно 30% каждый, на городской электрический транспорт приходится порядка 12%, на водный – менее 1 процента. В среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение доли воздушного транспорта (на уровне 4 п. пунктов).