Показатели деятельности транспортного комплекса
Показатели | 2010 отчет | 2011 оценка | прогноз | 2014 к 2010, % | ||||
Транспортоемкость ВВП, % к пред. году | 93,1 | 88,7 | 95,8 | 94,2 | 93,9 | 75,2 | ||
Транспортная подвижность населения, % к пред. году | 104,5 | 103,2 | 102,7 | 102,8 | 103,4 | 112,3 | ||
Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей | 994,0 | 1 154,8 | 1 295,4 | 1 449,5 | 1 741,0 | 129,9 | ||
Итоги первого полугодия 2011 г. демонстрируют восстановление показателей транспортной деятельности. Так, объем коммерческих перевозок грузов составил 105,9% к уровню аналогичного периода 2010 года, коммерческий грузооборот – 105,8% и пассажирооборот – 103,5% соответственно.
Динамика основных прогнозных показателей развития
транспортного комплекса,% к предыдущему году
Показатели | 2010 отчет | 2011 оценка | прогноз | 2014 к 2010, % | ||
Объем коммерческих перевозок | 101,1 | 105,4 | 103,5 | 104,0 | 104,4 | 118,5 |
Коммерческий грузооборот Пассажирооборот общего пользования | 107,9 | 104,8 | 103,4 | 103,9 | 104,3 | 117,6 |
104,5 | 102,6 | 102,9 | 102,8 | 103,7 | 112,5 |
С учетом ситуации, складывающейся в транспортном комплексе, прогнозируемых темпов роста промышленного производства и ВВП, в целом по транспортному комплексу объем коммерческих перевозок в 2011 году оценивается на уровне 3,75 млрд. тонн (105,4 % к уровню 2010 года), а грузооборот – 2,38 трлн. т-км (104,8 % к уровню 2010 года). Пассажирооборот транспорта общего пользования оценивается на уровне 494,8 млрд. пасс-км (102,6% к уровню 2010 года).
Резкое ухудшение показателей транспортной деятельности в 2009 году существенно повлияло на финансовый результат деятельности транспортных предприятий и на их возможности по инвестированию; ограниченность инвестиционных ресурсов сохранилась и в 2010 году. В связи с этим в 2011 году ожидается рост инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям транспортного комплекса (без трубопроводного) в 107,4% к предыдущему году до уровня в 1154,8 млрд. рублей в текущих ценах. Следует отметить, что оценка объема инвестиций в 2011 году составляет 89,1% к уровню 2008 года в сопоставимых ценах.
В среднесрочной перспективе рост производства в основных грузообразующих секторах промышленности стимулирует рост объемов погрузки основной номенклатуры перевозимых грузов на 6,3 процента.
В условиях макроэкономических параметров базового варианта прогноза объемы коммерческих перевозок грузов и коммерческого грузооборота в 2012 году увеличатся на 3,4-3,5% против уровня 2011 года, в том числе выполняемый железнодорожным транспортом общего пользования – на 3,4%, автомобильным – на 3,8-3,9 процента. Объем перевозок морским транспортом, с учетом прогнозируемого роста тоннажа морского флота, увеличится на 3,6% против уровня 2011года.
В таких условиях к 2014 году объем коммерческих перевозок всеми видами транспорта (без трубопроводного) достигнет уровня 4,2 млрд. тонн (118,5% к уровню 2010 г.), коммерческий грузооборот – 2,67 трлн. т-км (117,6%), в том числе железнодорожным транспортом общего пользования – 1,4 млрд. тонн (116,4%) и 2,38 трлн. т-км (118,5%) соответственно.
Коммерческий грузооборот по видам транспорта, % к предыдущему году
Показатели | 2010 отчет | 2011 оценка | прогноз | 2014 к 2010, % | ||
Коммерческий грузооборот - всего | 107,9 | 104,8 | 103,4 | 103,9 | 104,3 | 117,6 |
в том числе: | ||||||
магистральный железнодорожный транспорт | 107,8 | 105,7 | 103,4 | 103,9 | 104,3 | 118,5 |
промышленный железнодорожный транспорт | 83,3 | 103,3 | 102,8 | 103,2 | 103,4 | 113,4 |
автомобильный транспорт | 120,2 | 108,1 | 103,9 | 104,5 | 105,0 | 123,1 |
внутренний водный транспорт | 103,1 | 112,2 | 103,0 | 103,4 | 103,6 | 123,7 |
морской транспорт | 102,6 | 80,0 | 104,2 | 104,9 | 105,4 | 92,2 |
воздушный транспорт | 132,4 | 102,0 | 101,7 | 102,3 | 102,8 | 109,0 |
Грузовые перевозки
Автомобильный транспорт
Перевозки грузов автомобильным транспортом занимают наибольшую долю в общем объеме коммерческих перевозок грузов – на уровне 44%, и только 4% в общем объеме коммерческого грузооборота. В среднесрочный период значительные сдвиги в структуре перевозок грузов не прогнозируются (доля автомобильного транспорта в общем объеме коммерческих перевозок грузов достигнет 45%).
Тем не менее, продолжающийся интенсивный процесс автомобилизации населения (4,1% в 2010 году) при низких темпах ввода в эксплуатацию автомобильных дорог (77% в 2009 году) сдерживает развитие автомобильных перевозок. Так, в настоящее время около 50% от общего объема перевозок по автомобильным дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к увеличению транспортных издержек в конечной стоимости продукции, а также снижению безопасности дорожного движения. Таким образом, развитие автомобильных дорог является ключевой задачей снятия инфраструктурных ограничений экономического роста.
В связи с этим важнейшим событием для дорожной отрасли в 2010 году стало создание системы дорожных фондов. Таким образом, предполагается реализовать принцип «пользователь платит», установив четкую связь между источниками финансирования дорожного хозяйства (законодательно зафиксированы) и результатами их использования. Ожидается, что система дорожных фондов обеспечит дорожное хозяйство надежным источником финансирования и стимулирует рост темпов обновления и развития, автомобильных дорог.
Кроме того, в 2010 году предприятия автомобильного транспорта вели агрессивную политику по привлечению грузовой базы, привлекая грузы, которые ранее перевозились железнодорожным транспортом. В связи с этим увеличилась средняя дальность перевозки грузов на 28 процента. Следует отметить, что по коммерческому грузообороту автомобильный транспорт в 2010 году превзошел уровень 2008 года (105,3 процента). Обостряется конкуренция на рынке контейнерных отправок, транспортировки скоропортящихся, продовольственных, тарно-штучных и других номенклатур на расстояниях до 2000 километров. Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе данная тенденция сохранится.
Ключевыми факторами конкурентоспособности автомобильного транспорта станут гибкость ценообразования и географии перевозок, новая техника и технологии перевозочного процесса, а также интеграция разных видов транспорта при перевозке (интермодальность).