Производство и экспорт электроэнергии, млрд. кВт.-ч
Наименование | отчет | оценка | Прогноз | 2014 к 2010, % | ||
Индекс отрасли, % | 104,1 | 100,8 | 101,2 | 101,5 | 101,6 | 105,2 |
Производство электроэнергии | 1038,0 | 1054,0 | 1080,1 | 1106,5 | 1134,7 | 109,3 |
Потребление электроэнергии (внутренний рынок) | 1020,6 | 1036,0 | 1056,7 | 1082,1 | 1110,2 | 108,8 |
Экспорт электроэнергии | 19,3 | 20,5 | 25,5 | 26,6 | 26,6 | 138,4 |
При разработке прогноза развития электроэнергетики учитывались показатели Генеральной схемы электроэнергетики Российской Федерации до 2020 года с учетом перспективы до 2030 года, а также основные положения инновационных программ, принятых энергетическими компаниями (ОАО «РусГидро», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК», Госкорпорация «Росатом»). Реализация инновационных программ позволит увеличить выработку электроэнергии на имеющихся объектах ОАО «РусГидро» (без дополнительного ввода мощностей) к 2014 году до 1,5%, приведет к росту коэффициента использования установленной мощности АЭС с 81,34% в 2010 году до 85,8% в 2014 году, а также снизит потери в электросетях общего пользования с 10,3% в 2010 году до 10% в 2014 году (в 2010 году потери составили 104,9 млрд. кВт-часов).
В основном варианте с учетом прогнозируемых макроэкономических показателей развития экономики страны производство электроэнергии к 2014 году намечается в объеме 1134,7 млрд. кВт.-часов (109,3% к 2010 году) и электропотребление внутреннего рынка увеличится до 1110,2 млрд. кВт.-часов (108,8% к 2010 году). В зависимости температурных отклонений от среднемноголетних значений возможно снижение объема производства и потребления электроэнергии на внутреннем рынке по сравнению с основным вариантом, которое может составлять около 0,3-0,6 процента в год.
Экспорт электроэнергии к 2014 году намечается в объеме 26,6 млрд. кВт.-часов (138,4% к 2010 году), рост экспорта происходит в основном вследствие увеличения поставок в Китай. Ключевыми объектами предусматривающегося увеличения поставок электроэнергии в КНР являются Хабаровская ПГУ ТЭЦ (Хабаровский край) и линия электропередачи 500 кВ от подстанции Амурская до государственной границы (Амурская область). В ноябре 2010 г. реализован начальный этап строительства линии электропередачи – сооружен специальный переход ЛЭП 500 кВ через реку Амур протяженностью 1280 метров.
При этом производство электроэнергии в 2014 году на ТЭС увеличится на 8,1% к 2010 году, на АЭС – на 13,8%, на ГЭС – на 9,7 процента.
В структуре производства электроэнергии доля на ТЭС снизится с 67,3% в 2010 году до 66,5% в 2014 году, на АЭС увеличится с 16,4% до 17,1%, а на ГЭС практически не изменится (чуть больше 16 процентов).
В 2011-2014 годы планируется ввод мощностей в объеме более 29 ГВатт. Суммарные инвестиции в этот период прогнозируются в размере 3999,5 млрд. рублей. При этом объем инвестиций в гидрогенерацию составит 350,6 млрд. рублей (8,8% от суммарных инвестиций), атомную генерацию 988 млрд. рублей (24,7%, при этом прогноз объема инвестиций учитывает предполагаемое снижение имущественного взноса федерального бюджета в Госкорпорацию «Росатом» на развитие атомного энергопромышленного комплекса, по сравнению с утвержденным Федеральным законом от 13 декабря 2010 года N 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»), сетевое хозяйство 1272,8 млрд. рублей (31,8%), тепловую генерацию 1388,1 млрд. рублей (34,7 процентов). Среднегодовые темпы роста инвестиций в этот период прогнозируются в текущих ценах на уровне 109,5% (в сопоставимых ценах 101,6%). Объем инвестиций увеличится в 2014 году до 106,1% против уровня 2010 года в сопоставимых ценах.
В прогнозный период, несмотря на предполагаемое повышение цен на газ, оптимальное соотношение внутренних цен на уголь и газ, стимулирующие межтопливную конкуренцию, пока не будет достигнуто (цены на газ с учетом затрат, потребительских и экологических свойств топлива должны быть в 2 раза больше цен на уголь). Это не будет способствовать формированию новых угольных генераций.
Источники инвестиций соответствуют структуре собственности в отрасли. Так, частные инвестиции являются преимущественным источником финансирования для конкурентного сектора (прежде всего тепловой генерации), а государственные инвестиции – естественно-монопольного, то есть магистрального сетевого комплекса, гидро-и атомной генераций.
Ключевыми инвестиционными проектами строительства АЭС являются: в 2012 году – блок № 4 Калининской АЭС, в 2014 году – блок № 1 Ново-Воронежской АЭС-2, а по строительству ГЭС – достройка Богучанской ГЭС. В тепловой генерации основные вводы будут происходить по перечню генерирующих объектов (утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2010 г. N 1334-р), с использованием которых будет осуществляться поставка мощности по договорам о предоставлении мощности.
Машиностроительный комплекс
В 2010 году отмечалась тенденция восстановления производства высокотехнологичной продукции после кризисных явлений 2008 и 2009 годов. Развитие машиностроительного комплекса (к которому относится производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и оборудования) определялось увеличением платежеспособного спроса в секторах-потребителях продукции машиностроения (таких как топливно-энергетический, транспортный, строительный комплексы) и расходов физических лиц на товары длительного пользования. Так, рост инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2010 году составил 6% относительно уровня 2009 года, реальных располагаемых доходов населения – 4,1 процента.
Динамика объемов производства машин и оборудования в ряде сегментов характеризовалась опережающими темпами роста по сравнению с ростом экономики в целом в связи со значительным снижением объемов производства высокотехнологичной продукции в период кризиса 2008-2009 годов. При этом весомый вклад в развитие высокотехнологичного сектора экономики внесла реализация мер государственной поддержки развития российского машиностроения, которые способствовали увеличению спроса на продукцию российских предприятий и снижению финансовой нагрузки ключевых организаций при осуществлении основной деятельности и реализации инвестиционных проектов (объем средств федерального бюджета, направленных на указанные цели, в 2010 году составил более 100 млрд. рублей).
Данные общесистемные факторы обусловили улучшение условий развития машиностроительного комплекса и в совокупности с конкурентными преимуществами отдельных секторов и низкой базой 2009 года способствовали увеличению объемов производства высокотехнологичной продукции в 2010 году относительно уровня 2009 года (машин и оборудования – на 12,2%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования – на 22,8%, транспортных средств и оборудования – на 32,2 процента).
При этом, учитывая сильное сокращение объемов производства в 2008 и
2009 годах, по итогам 2010 года достижение докризисного уровня объемов производства по ключевым позициям товарной номенклатуры машиностроительного комплекса (автомобильная, строительно-дорожная, железнодорожная, сельскохозяйственная техника, станки и другая продукция) не произошло.
На фоне стабилизации финансово-экономической ситуации в Российской Федерации в условиях увеличения платежеспособного спроса на продукцию машиностроения в совокупности с мерами государственной поддержки производственной и инвестиционной деятельности предприятий, а также стимулирования спроса на продукцию машиностроительного комплекса (объем средств федерального бюджета, направленных на стимулирование развития данного сектора экономики в 2011 году, может составить порядка 70 млрд. рублей) в первом полугодии 2011 г. также отмечается тенденция роста рынка высокотехнологичной продукции по всем товарным подклассам.
Так, например, рост объемов инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2011 г. относительно аналогичного периода 2010 года (на 2,7%) способствовал увеличению производства машин и оборудования на 11,8%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования – на 6,5%, транспортных средств и оборудования – на 34,9%, что является одними из самых высоких темпов роста среди обрабатывающих секторов экономики. При этом объем импорта машин, оборудования и транспортных средств растет темпами, опережающими темпы роста производства (так, рост объема импорта в физическом выражении за указанный период составил
53,4 процента).
На фоне кризисных тенденций 2008 и 2009 годов уровень инвестиционной активности, потребительского спроса и финансово-экономическое состояние предприятий реального сектора экономики являются определяющими факторами развития производства высокотехнологичных товаров в течение 2010 и 2011 годов.
На развитие высокотехнологичных секторов экономики в 2008-2010 гг. сдерживающее влияние оказывал ряд ограничений, в том числе в части технологической отсталости ряда производств, высокой материало- и энергоемкости, низкая производительности труда, недостатка финансовых ресурсов (включая проведение НИОКР), зависимости от поставок импортных комплектующих, зависимости экспортных поставок вооружений и военной техники от геополитической конъюнктуры.
В период 2012-2014 гг. развитие машиностроительного комплекса наряду с уровнем платежеспособного спроса будет определяться эффективностью реализации мероприятий, направленных на снижение негативного влияния указанных ограничений, к которым, в частности, относятся:
повышение конкурентоспособности продукции российского производства за счет развития производственной инфраструктуры, реализации перспективных инвестиционных проектов, создания научно-технического и кадрового потенциалов, в том числе инновационного характера (в рамках реализации федеральных целевых программ, программ инновационного развития предприятий, проектов институтов развития и государственных корпораций). Суммарный объем финансирования федеральных целевых программ в высокотехнологичных секторах экономики за счет средств федерального бюджета за период 2012-2014 гг. может составить более 1 трлн. рублей;
развитие совместного производства конечных продуктов и комплектующих с ведущими зарубежными организациями (в автомобилестроении, транспортном машиностроении, станкостроении, сельхозмашиностроении, авиастроении);
увеличение финансирования государственного оборонного заказа и расширение военно-технического сотрудничества (объем затрат на реализацию ГОЗа к
2014 году увеличится по сравнению с 2010 годом более чем в 2,6 раза).
Показатели развития производства машиностроительного комплекса, %
Показатель | 2010 отчет | 2011 оценка | прогноз | 2014 к 2010, % | ||
Производство машин и оборудования | 112,2 | 110,4 | 107,3 | 108,9 | 110,3 | 142,3 |
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования | 122,8 | 106,5 | 106,9 | 107,2 | 106,4 | 129,9 |
Производство транспортных средств и оборудования | 132,2 | 125,3 | 110,2 | 112,3 | 111,4 | 172,7 |
Эффективная реализация данных мероприятий в сочетании с конкурентными преимуществами отдельных секторов в 2012-2014 гг. будет способствовать увеличению объемов производства в машиностроительном комплексе по всем товарным сегментам, что в отдельных случаях приведет к достижению докризисного уровня производства к 2013 и 2014 годам. При этом динамика объемов производства машин и оборудования по ряду товарных позиций будет характеризоваться опережающими темпами роста по сравнению с ростом экономики в целом.
Принимая во внимание указанные факторы, в 2012-2014 гг. по отдельным товарным позициям будет отмечаться увеличение доли продукции российского производства на внутреннем рынке, что обусловлено как эффективной реализацией таможенно-тарифной политики в отношении импортируемой продукции в совокупности с реализацией мер Правительства Российской Федерации по стимулированию спроса на отдельные товары российского производства, так и повышением конкурентоспособности данных товаров.
При этом на фоне увеличения инвестиционной активности, учитывая указанные ограничения развития высокотехнологичных секторов экономики, увеличение объемов импорта в целом по машиностроительному комплексу будет характеризоваться более высокими темпами роста, чем развитие внутреннего производства машиностроительной продукции, в связи с чем физический объем импорта товаров для инвестиционного спроса в 2014 году относительно уровня 2010 года может увеличиться в 2,2 раза.
Вместе с тем в среднесрочной перспективе существуют риски снижения указанных темпов развития секторов машиностроительного комплекса,
связанные с:
изменением внутренней и внешней рыночной конъюнктуры при вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и формировании Единого экономического пространства;
завершением реализации ряда мер государственной поддержки стимулирования спроса на продукцию отдельных секторов машиностроительного комплекса и основной деятельности высокотехнологичных предприятий (например, в части автомобилестроения);
низкой эффективностью мероприятий, направленных на развитие производства импортозамещающей продукции;
сдерживанием процессов развития механизмов реализации продукции, в том числе в части кредитования и лизинга;
ограничениями развития производства отдельных видов машин и оборудования;
снижением ценовой дифференциации между импортной и российской продукцией.
Данные риски могут привести к снижению динамики развития машиностроительного комплекса, в связи с чем индексы развития производства в
2014 году относительно уровня 2010 года могут уменьшиться в части производства машин и оборудования с 142,3% до 133,1%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования – с 129,9 до 126,8%, транспортных средств и оборудования – со 172,7 до 144,7 процента.