И корпоративном секторе экономики
Корпоративный сектор экономики | |||||
Бюджетники в целом | 54-55 | 55-59 | 52-62 | ||
в том числе: | |||||
наука | 109-116 | 111-117 | 106-117 | ||
образование | 56-58 | 58-64 | 56-70 | ||
здравоохранение | 62-64 | 65-71 | 62-78 | ||
культура | 51-53 | 51-56 | 49-61 |
Минимальный размер оплаты труда предполагается увеличивать на индекс потребительских цен (декабрь к декабрю).
Трудовые пенсии в прогнозный период будут индексироваться на индекс потребительских цен с 1 февраля ежегодно.
Кроме того, в 2012-2014 гг. предполагается дополнительное увеличение трудовых пенсий с 1 апреля на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и суммарным коэффициентом произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии за предыдущий год в пределах роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации.
В целом за 2011-2014 гг. средний размер трудовой пенсии увеличится в 1,44 раза.
Индексация социальных пенсий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Это позволит поддерживать соотношение среднего размера социальной пенсии с прожиточным минимумом пенсионера на уровне не ниже 1,03 раза.
Кроме того, предполагается обеспечить минимальный уровень материальной обеспеченности не ниже прожиточного минимума пенсионера за счет социальных доплат. В случае, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, пенсионеру устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии. По данным Минздравсоцразвития России, выплата региональной социальной доплаты осуществляется в 17 субъектах Российской Федерации.
Коэффициент замещения (соотношение среднего размера пенсии и заработной платы) в прогнозный период будет снижаться с 36,7% в 2010 году (максимальное значение в результате проведения валоризации) до 34% в 2014 году вследствие опережающих темпов роста заработной платы.
В среднесрочный период продолжится работа по реализации Концепции развития накопительного компонента пенсионной системы как основы для дальнейшей работы по совершенствованию накопительного пенсионного обеспечения.
Расчет прогнозных показателей величины прожиточного минимума до 2013 года произведен на основании потребительской корзины, установленной Федеральным законом от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».
Прогноз величины прожиточного минимума рассчитан исходя из индексов потребительских цен с учетом сложившегося за ряд лет превышения темпов роста величины прожиточного минимума над индексами потребительских цен.
С 2013 года прогноз величины прожиточного минимума рассчитан с учетом предстоящего перехода на нормативно-статистический метод расчета, в соответствии с которым продукты питания включены в потребительскую корзину по нормам в натуральных объемах, а непродовольственные товары и услуги – по их доле в общих потребительских расходах.
Применение нормативно-статистического метода позволит избежать нарастающего несоответствия потребительской корзины фактическим расходам домашних хозяйств.
По оценке, использование новой методики расчета приведет к увеличению величины прожиточного минимума для всех социально-демографических групп населения в среднем на 4,5%, что в свою очередь может отразиться на изменении тренда численности малоимущего населения.
Кроме того, увеличение потребительской корзины потребует дополнительных расходов бюджетных средств на выплату федеральной и региональной социальной доплаты к пенсии и на индексацию социальных пенсий, средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на предоставление ежемесячной страховой выплаты, осуществляемой из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, в случаях ее исчисления из заработка с учетом установленной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Увеличение потребительской корзины также может повлиять на расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, связанные с финансированием государственной социальной помощи малоимущим гражданам согласно статье 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и выплатой ежемесячного пособия на ребенка, предусмотренным статьей 16 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения к 2014 году прогнозируется на уровне 85794 рублей с ростом к 2010 году на 50,8 процента.
Увеличение величины прожиточного минимума окажет сдерживающее влияние на динамику численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.
Ускоренный рост прожиточного минимума, а также невысокие темпы роста денежных доходов населения в 2011 году могут отразиться на доле бедного населения, которая, по оценке, составит 13,1 процента.
С учетом фактора повышения стоимости потребительской корзины доля бедного населения может увеличиться с 12,7% в 2012 году до 12,8% в 2013 году, в 2014 году уровень бедности может составить 12,5 процента.
Восстановление и дальнейший рост спроса на банковские кредиты будет оказывать поддержку потребительскому спросу. В результате в 2011-2013 гг. предполагается более быстрый рост потребительских расходов относительно реальных располагаемых денежных доходов населения. Рост потребления будет также поддерживаться более низким уровнем сбережений относительно 2010 года. В текущем году средняя склонность к чистым сбережениям (с учетом операций с валютой и недвижимостью) снизится до 13,9%, а с 2012 года ее уровень стабилизируется на уровне 13,8 процента.
В структуре расходов населения предполагается постепенное снижение доли расходов на покупку товаров с 64,9% в 2011 году до 64,1% в 2014 году. При этом доля расходов на платные услуги будет выше уровня 2008 года и будет иметь тенденцию к росту, что связано как с более быстрым ростом стоимости платных услуг (например, ЖКХ), так и с расширением спектра потребляемых населением услуг по мере роста доходов граждан.