С применением грузоподъемных кранов
3.2.1. Грузоподъемные краны (далее - краны) должны соответствовать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
3.2.2. Краны допускаются к перемещению только тех грузов, которые соответствуют их функциональному назначению и массы которых не превышают их грузоподъемности.
3.2.3. При работе стреловыми самоходными и железнодорожными кранами должны учитываться положение выносных опор и вылет стрелы, у кранов с подвижным противовесом - положение противовеса.
3.2.4. Мостовые краны могут использоваться для производства строительных и других работ с их площадок.
Такие работы выполняются по наряду-допуску.
3.2.5. Краны должны быть устойчивы в рабочем и нерабочем состояниях.
3.2.6. Установка кранов должна производиться таким образом, чтобы исключалась необходимость подтаскивания грузов при косом натяжении грузовых канатов.
3.2.7. Установка стрелового самоходного крана и производство работ вблизи линии электропередачи должны выполняться с оформлением наряда-допуска.
3.2.8. Основание для установки башенного крана должно иметь соответствующую несущую способность, рельсовый путь для рельсовых башенных кранов должен быть ровным и выполняться по проекту специализированной организации или изготовителя крана.
На рельсовом пути должны предусматриваться участки для стоянки башенного крана в нерабочем состоянии. Рельсовые крановые пути должны быть заземлены.
3.2.9. Башенные краны должны размещаться на площадках с достаточным пространством для их установки, производства работ с обеспечением требований безопасности и демонтажа.
3.2.10. В нерабочем состоянии крана крюк крана освобождается от груза и должен быть поднят, стрела башенного крана приведена в горизонтальное положение, грузовая тележка установлена на минимальный вылет, кран отведен на участок для стоянки, заторможен, питание отключено, кабина крана закрыта на замок.
3.2.11. При длительных перерывах в работе или при тяжелых погодных условиях дополнительно к требованиям п. 3.2.10 Правил стрела крана должна быть повернута в сторону башни против ветра и установлена в свободное вращение.
3.2.12. Щиты и предметы, обладающие парусностью, могут устанавливаться на кран только в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя.
3.2.13. Башенные краны оборудуются концевыми выключателями для автоматической остановки:
а) механизма подъема грузозахватного органа в его крайних верхнем и нижнем положениях;
б) механизма изменения вылета в крайних положениях стрелы;
в) механизма передвижения крана на рельсовом ходу и перемещения грузовой тележки.
3.2.14. У кранов, грузоподъемность которых меняется с изменением вылета, должен быть предусмотрен указатель грузоподъемности, соответствующий установленному вылету. Шкала (табло) указателя грузоподъемности должна быть отчетливо видна с рабочего места крановщика.
3.2.15. Для предупреждения опрокидывания башенные краны оборудуются ограничителем грузоподъемности (ограничителем грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вылета более чем на 10 % (для башенных кранов с грузовым моментом до 20 т×м - более чем на 15 %).
3.2.16. Краны оснащаются звуковым сигнальным прибором, звук которого должен быть хорошо слышен в зоне работы крана и отличаться по тональности от автомобильного сигнала.
3.2.17. Металлоконструкции башенного крана, все металлические части электрооборудования, не входящие в электрическую цепь, но могущие оказаться под напряжением вследствие пробоя изоляции или по другим причинам, заземляются.
3.2.18. Кабина башенного крана, работающего на открытом воздухе, должна иметь сплошное ограждение со всех сторон и сплошное верхнее перекрытие. Световые проемы кабины выполняются из небьющегося (безосколочного) стекла с возможностью производить очистку стекол как изнутри, так и снаружи. Пол кабины крана с электрическим приводом должен иметь настил из неметаллических нескользких материалов и покрыт резиновым диэлектрическим ковриком.
3.2.19. Башенные краны должны иметь удобные входы с земли на кран и в кабину крана.
С высоты 2,5 м вертикальные лестницы должны иметь ограждения в виде дуг, устанавливаемых с шагом не более 0,8 м и соединенных между собой не менее чем тремя примерно равноотстоящими друг от друга продольными полосами.
Расстояние от лестницы до дуги должно быть не менее 0,7 м и не более 0,8 м при радиусе дуги 350 - 400 мм.
При высоте лестницы более 10 м должны устраиваться площадки через каждые 6 - 8 м подъема.
При расположении лестницы внутри трубчатой башни ограждения в виде дуг и площадки могут не устраиваться.
Требования безопасности при работах
С применением подъемников
3.3.1. Башенные подъемники должны соответствовать техническим условиям завода-изготовителя,
3.3.2. Подъемники устанавливаются на прочные основания и должны иметь надежные элементы жесткости, оттяжки, анкерные устройства.
3.3.3. Шахты подъемников должны быть ограждены на высоту не менее 2 м:
а) на уровне земли - со всех сторон;
б) в остальных местах - в зонах возможного доступа людей или где существует опасность травмирования движущимися частями подъемника.
3.3.4. Высота ограждения для предотвращения возможного падения людей с подъемника и в местах, где существует опасность контакта с движущимися частями подъемника, может быть уменьшена до 1 м.
3.3.5. Проход на платформу подъемника организуется через ворота, устроенные в ограждении подъемника. Ограждение для обеспечения видимости должно выполняться из металлической сетки.
3.3.6. Все вращающиеся элементы привода подъемника закрываются кожухами.
3.3.7. Подъемники оборудуются конечными выключателями или другими устройствами, обеспечивающими остановку привода двигателя при достижении высшей точки подъема.
3.3.8. Механизм подъема снабжается тормозом нормального закрытого типа, автоматически размыкающимся при включении привода.
3.3.9. На подъемниках, не предназначенных для подъема людей, возможность включения привода подъема непосредственно с платформы подъемника должна быть исключена.
3.3.10. Подъемники оборудуются предохранительными устройствами (ловителями), а направляющие и платформы подъемников должны быть достаточно прочными и жесткими и выдерживать нагрузки без разрушений и остаточных деформаций при улавливании платформы в случае разрыва каната подъемника.
3.3.11. Платформы подъемников со сторон, не используемых для погрузки или выгрузки грузов, должны иметь борта или ограждения для исключения падения грузов, сверху платформы оборудуются козырьком, защищающим от падающих предметов.
3.3.12. Противовесы, как правило, должны перемещаться по направляющим и в случае сборной конструкции части противовесов должны быть жестко соединены в единый пакет.
3.3.13. Башенный наружный подъемник должен быть от основания до верхнего уровня подъема сопровожден сопутствующей лестницей, если для этих целей невозможно использовать существующие на данном объекте лестницы.
3.3.14. Подъемники, предназначенные для подъема людей, оборудуются клетью, которая должна быть устроена таким образом, чтобы предотвращалось падение или попадание людей между клетью и неподвижной конструкцией подъемника при закрытой двери клети, а также травмирование противовесами или падающими сверху предметами.
3.3.15. Ворота в ограждении шахты подъемника оснащаются устройством, обеспечивающим их открытие только при нахождении клети на площадке погрузки (выгрузки) груза, посадки (выхода) людей и блокирующим движение клети с площадки при открытых воротах.
3.3.16. На платформе грузового подъемника на видном месте и на механизме подъема должна быть нанесена четко различимая надпись грузоподъемности в кг, на подходе к подъемнику и на платформе подъемника - надпись, запрещающая использовать подъемник для подъема людей.
3.3.17. На платформе или клети подъемника, предназначенного или разрешенного для подъема людей, на видном месте должно быть указано максимальное количество человек, поднимаемых одновременно.
Требования безопасности при работах с применением