Лекция 12. ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА

Важность непрерывного образования подтверждают следующие основные факторы:

  • внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров, рост коммуникационных возможностей создают условия для ликвидации или изменения некоторых видов работ. В связи с этим необходимая квалификация не может быть гарантирована базовым образованием;
  • мир превращается в рынок без границ с высоким уровнем конкуренции между странами. Страны, имеющие современную систему инженерного труда и программы непрерывного образования, лидируют в условиях этой конкуренции. Они имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на любой “вызов” повышением производительности инженерного труда;
  • изменения во всех областях жизни — главный элемент современности. Непрерывные и быстрые изменения в технологии и информатике требуют непрерывного обучения персонала;
  • для фирмы более эффективно и экономично повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников.

Цели и направления обучения.Цели обучения с точек зрения работодателя и самого специалиста существенно отличаются.

Точка зрения работодателя. Немецкие специалисты В. Бартц и X. Шайбл считают, что с позиции работодателя целями непрерывного обучения являются:

  • организация и формирование персонала управления;
  • овладение умением определять, понимать и решать проблемы;
  • воспроизводство персонала;
  • интеграция персонала;
  • гибкое формирование персонала;
  • адаптация;
  • внедрение нововведений.

Точка зрения наемного работника. Бартц и Шайбл определяют следующие цели непрерывного образования:

  • поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;
  • приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности;
  • приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы;
  • развитие способностей в области планирования и организации производства.

Виды обучения

- вводное обучение для новых сотрудников;

- производственное обучение для приобретения новых навыков в работе;

- наблюдающее обучение для повышения знаний технических и административных аспектов работ;

- периодическое повышение квалификации управленческого персонала;

- повышение эффективности деятельности руководящего состава.

Техника производственного обучения

- рабочие инструкции для работ, не требующих специального или длительного обучения;

- обучение на курсах с использованием тренажеров;

- имитация – аналогия или воспроизводство фактической системы, если обучение в ней сопряжено с опасностью или отличается сложностью;

- ролевые игры;

- обучение принципам взаимодействия;

- изучение прецедентов для улучшения кругозора и мыслительного процесса;

- фильмы и телепередачи;

- лекции;

- дискуссии;

- ротация – временное использование кадров на других постах;

- обучение работников по собственной программе;

- использование персонала для работы в других отраслях.

Оценка потребности в обучении.Планирование программ подготовки — составная часть общего планирования трудовых ресурсов наряду с расчетом потребности в персонале, составлением планов набора, планированием карьеры.

В целях определения потребности в обучении и планировании образования целесообразно:

  • использовать результаты оценки труда и персонала, выявляющие проблемы, с которыми сталкиваются работники;
  • анализировать план технического обновления;
  • оценивать специфику общих программ подготовки, которую проходят студенты колледжей и университетов, приходящих на работу в организацию;
  • диагностировать средний уровень подготовленности новых сотрудников.

Обучение персонала управления.

Исследователи выделяют две основные современные модели подготовки рабочих кадров.

1. Обучение без отрыва от работы. Теоретический курс в профессионально-технической школе и практическая подготовка на предприятии.

2. Обучение с отрывом от работы в специализированных профессионально-технических учебных заведениях и центрах подготовки кадров.

Внутрифирменное обучение.

Внутрифирменное обучение – особая схема организации подготовки взрослых. Как правило, программы внутрифирменной подготовки создаются специально для конкретного предприятия и ориентированы развитие персонала и подготовку его к изменениям в организации.

С точки зрения направлений в обучении можно выделить пять основных ситуаций:

Ситуация Конкретизация потребности в обучении Метод обучения
Специализированные программы обучения (тренинги продаж, переговоров, креативности) Методы поведенческого тренинга
Программы командообразования Активная групповая и межгрупповая деятельность с последующей рефлексией группового процесса. Деловые и ролевые игры, анализ проблем организации
Развитие межличностной и внутрифирменной коммуникации, формирование навыков преодоления конфликтов Тренинг сензитивности, ролевые игры, имитационные деловые игры, стажировки, проектирование корпоративной культуры
Управленческая подготовка Лекции, семинары, практические занятия, учебные деловые игры
Подготовка к организационным инновациям Организационно-мыслительные игры, разработка проектов, анализ ситуаций организации


Система внутрифирменной подготовки может быть эффективной только в том случае, если будет проанализировано существующее положение, оценена перспектива и сформирован образ желаемого будущего, спрогнозированы изменения, подготовлены проекты изменения, определены сроки и затраты.

Требования к кадровому обеспечению программ внутрифирменной подготовки.Исходя из типологии описанных выше программ можно выделить следующие существенные требования к преподавателю-консультанту, проводящему внутрифирменное обучение.

В практической деятельности преподаватель, как «оркестр» должен уметь пользоваться инструментами трех типов:

  • Дидактикой и организацией учебного процесса
  • Профессиональными знаниями и умениями в предметной области
  • Собственной личностью.

Лекция 13. КАДРОВЫЙ АУДИТ

Организационно-кадровый аудит — оценка соответствия структурного и кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития. Проводится он с целью подготовки к принятию стратегических решений о развитии бизнеса, разработки программы реформирования организации. Оценке могут быть подвергнуты три основных аспекта организационной реальности:

  • кадровые процессы — направления деятельности организации по отношению к персоналу и те области формирования кадрового потенциала, которые существенны для конкретной организации;
  • строение организации (ее структура) — соотношение и соподчиненность основных элементов, степень жесткости/гибкости организационной конфигурации;
  • качественные и количественные характеристики персонала.

Наши рекомендации