Современные методы отбора персонала
1. Собеседование
В ходе его преследуется цель получения ответов на следующие вопросы:
• сможет ли кандидат выполнить данную работу?
• будет ли он ее выполнять?
• будет ли он наилучшим сотрудником среди всех претендентов?
• что именно свидетельствует о том, что кандидат сможет справиться с данной работой (навыки, способности, знания, квалификация, предыдущий опыт, сноровка в работе, интеллект, дополнительная подготовка)?
• не случаен ли этот набор характеристик?
• не перекрываются ли одни из них другими?
• как возможно их адекватно оценить?
Ответы на эти вопросы постоянно уточняются посредством повторных собеседований. Среди них выделяют предварительное, отборочное собеседование и собеседование при окончательном принятии решения о найме.
Т ребования, предъявляемые к человеку, ведущему собеседование:
• умение задавать вопросы;
• умение контролировать ход собеседования, т.е. сделать так, чтобы претендент говорил о том, о чем вы хотите;
• умение воспринимать, запоминать и анализировать услышанное;
• умение составлять суждение или принимать решение о трудоустройстве претендента.
2. Жизнеописания — сведения претендента о своей прошлой деятельности, интересах, достижениях, отношении к семье, проведении досуга, об уровне собственной компетенции.
3. Тестирование — выполнение испытуемым определенной программы заданий, объединенных единой тематикой. Виды тестов:
• по профессиональной подготовке, нацеленные на выявление у претендента знаний и навыков;
• по оценке интеллектуального уровня, т.е. выявлению умений самостоятельно решать проблемы;
• по выявлению наклонностей, умению выражать свои мысли, сноровки, математических способностей;
• по выявлению личностных качеств: темперамента, характера человека и т.п.;
• по выявлению психофизиологических характеристик.
4. Резюме представляет собой саморекламу претендента, описание его сильных сторон, отвечающих требованиям фирмы, которая составляется при поиске работы. Это краткая честная информация о себе, включающая избирательные сведения, относящиеся к избранной сфере трудовой деятельности в фирме, а именно: имя, возраст, адрес, подданство, семейное положение, пожелания вида работы, опыт работы с указанием должностей и успехов, образование, повышение квалификации, владение иностранным языком, умение работать на ПК, наличие водительских прав, отдельные личные характеристики (коммуникабельность, аккуратность и т.п.).
5. Оценка в специализированных центрах — выполнение заданий в условиях смоделированных рабочих ситуаций при наблюдении различных экспертов с целью получения свидетельств высокой квалификации у испытуемого.
Источники найма персонала
Собственные сотрудники Преимущества такой практики в том, что люди, занимающиеся отбором, могут заранее знать претендентов на соответствующую должность, их качества как работников
Прежние сотрудники
В случае повторного найма, независимо от прежней рабочей характеристики, тщательно отбирайте работников, поскольку «летуны» им подобные нежелательны
Случайные претенденты
Это резерв, которым нельзя пренебрегать. Есть два качества, говорящих в их пользу: (а) обычно они что-то знают о деятельности организации и (б) вероятно, что у них есть «внушенное» чувство лояльности к ней.
Институты, университеты и преподаватели
Обычно большинство учебных заведений имеют службы по трудоустройству своих выпускников. К тому же, преподаватели заинтересованы в том, чтобы их выпускники получили работу
Клиенты и поставщики
Они могут предложить необходимых кандидатов. К тому же такое сотрудничество клиентов с поставщиками способствует созданию хороших деловых отношений между ними
Государственные и коммерческие агенства по трудоустройству
Надежное агентство может быть очень полезным при выявлении претендентов на получение работы, поскольку оно может провести предварительное собеседование с кандидатами.
Конференции специалистов
Многие организации посылают своих специалистов на конференции главным образом для рекрутирования персонала
Рекламные обращения
Цель таких объявлений - получить эффективный результат с минимально возможными затратами. При составлении объявления необходимо, чтобы оно работало на «имидж» организации