Методика проведения групповой ФРВ.
Наблюдатель через определенные интервалы времени устанавливает чем занимается каждый рабочий изучаемой группы и отмечает характер затрат времени в наблюдательном листе с помощью индексов. Интервал времени, через который производится наблюдение, зависит от количества наблюдаемых рабочих (для 3-5 человек интервал времени составляет 2-3 мин.). Обработка данных групповой ФРВ начинается с подсчета одинаковых индексов по каждому рабочему. Умножая количество индексов на интервал времени получим фактические затраты времени в течение периода наблюдения. По полученным данным составляется фактический баланс рабочего времени как по каждому рабочему, так и по всей группе рабочих. Его сравнивают с нормативным балансом, и разрабатываются мероприятия по устранению непроизводственных затрат.
45. Сущность и структура Системы внутризаводского планирования
Сущность внутризаводского (внутрифирменного) планирования заключается в научном обосновании на предприятии (фирме) предстоящих экономических целей его развития и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.
Внутризаводское планирование является важнейшей функцией управления, которая включает следующие комплексы работ: анализ ситуаций и факторов внешней среды; прогнозирование, оценка и оптимизация альтернативных вариантов достижения целей, сформулированных на стадии стратегического маркетинга; разработка планов предприятия; реализация планов предприятия.
По содержанию и форме проявления различают следующие формы внутризаводского планирования и виды планов.
1. С точки зрения обязательности плановых заданий различают директивное и индикативное планирование.
Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются подробной детализацией.
Индикативное планирование представляет собой форму государственного планирования. Оно является антиподом директивного, потому что индикаторный план не носит обязательный для исполнения характер.
2. В зависимости от срока, на который составляется план и степени детализации плановых расчетов различают долгосрочное и среднесрочное (перспективное), краткосрочное (текущее) и оперативное планирование.
Долгосрочное (перспективное) планирование охватывает период времени более 5 лет, например, до 10 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-техническое развитие предприятия. Среднесрочное (перспективное) планирование осуществляется на период от 1 до 5 лет. Краткосрочное (текущее) планирование охватывает период времени, равный одному году. Годовой план представляет собой развернутый план производственно-хозяйственной деятельности предприятия, направленный на выполнение плановых показателей среднесрочного плана, их детализации по перечню продукции, подлежащей изготовлению и реализации в конкретные сроки, по определению потребности в трудовых, материальных и денежных ресурсах и т.д.
Оперативное планирование включает календарное планирование и оперативное регулирование (диспетчирование). Основной задачей календарного планирования является детализация заданий (показателей) годового плана по исполнителям (цехам, участкам и т.д) и срокам (коротким периодам времени – месяцам, декадам, неделям, суткам) с целью равномерного выполнения производственного плана. Диспетчирование призвано обеспечивать слаженность и бесперебойность работы всех звеньев предприятия.
3. По содержанию плановых решений выделяют стратегическое, тактическое, оперативно-производственное и бизнес-планирование.
Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителям, и т.д.
Тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации новых возможностей предприятия, намеченных стратегическим планом. Если основная цель стратегического плана заключается в том, чтобы определить, чего хочет добиться предприятие в перспективе, но тактическое планирование должно ответить на вопрос, как предприятие может достичь такого состояния.
Оперативно-производственное планирование является завершающим этапом в системе планирования хозяйственной деятельности предприятия.
В процессе оперативно-производственного планирования выполняются следующие функции: 1) определяется время выполнения отдельных операций по изготовлению деталей, сборочных единиц изделий и изделий в целом путем установления сопряженных сроков передачи предметов труда цехами (участками, рабочими местами) – поставщиками их потребителям; 2) осуществляется оперативная подготовка производства путем своевременного заказа и доставки на рабочие места материалов, заготовок, сборочных единиц, инструментов, приспособлений и других видов материальных ценностей, необходимых для выполнения плана производства продукции; 3) ведется систематический учет, контроль, анализ и оперативное регулирование (диспетчирование) хода производства, предупреждающее отклонение его от установленных планов-графиков.
Бизнес-планирование осуществляется для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.
3. В теории и практике планирования могут выделяться и другие виды планирования, охватывающие как главные, так и второстепенные аспекты этого процесса. В частности, планирование можно классифицировать: а) по степени охвата планируемой работы; б) по объектам планирования; в) по сферам планирования (производства, сбыта, персонала, инвестиций и т.д.); г) по глубине планирования (агрегированное, ограниченное); д) по координации частных планов во времени; е) по учету изменений исходных данных; ж) по очередности во времени.
46. Основные принципы и методы планирования на предприятии
Качество планирования на предприятии во многом зависят от того, на каких принципах оно осуществлялось и какие использовались методы планирования.
Принципы планирования.К ним относятся: 1) преемственность стратегического и тактического планов; 2) социальная ориентация планов; 3) ранжирование объектов планирования по их важности; 4) адекватность плановых показателей; 5) согласованность плана с параметрами внешней среды системы управления; 6) вариантность плана; 7) сбалансированность плана (при условии обеспечения резерва по важнейшим показателям); 8) экономическая обоснованность планов; 9) автоматизация системы планирования; 10) обеспечение обратной связи системы планирования.
Рассмотрим в вкратце содержание перечисленных принципов планирования.
Преемственность стратегического и тактического планированияпредусматривает, что состав показателей и разделов этих планов должны быть идентичны и повторять стратегию предприятия.
Социальная ориентация планапредусматривает решение (наряду с техническими и экономическими проблемами) проблем обеспечения соответствия международным требованиям по экологичности, безопасности и эргономичности выпускаемой продукции, а также показателей социального развития коллектива.
Ранжирование объектов планирования по их важности предусматривает рациональное распределение имеющихся ресурсов. Например, если выпускаемые изделия имеют примерно одинаковый уровень конкурентоспособности, то сначала необходимо направлять ресурсы на повышение конкурентоспособности изделия, имеющего наибольший удельный вес (по стоимости продажи) в программе предприятия.
Адекватность плановых показателей реальной действительности обеспечивается, во-первых, увеличением числа учтенных факторов при прогнозировании альтернативных плановых показателей, во-вторых, снижением ошибок аппроксимации или повышением точности прогнозов.
Согласованность плана с параметрами внешней среды системы управления устанавливается с помощью анализа динамики факторов внешней среды и исследования влияния этих факторов на плановые показатели.
Вариантность плана связана с разработкой не менее трех альтернативных вариантов достижения одной и той же цели и выбора оптимального варианта.
Сбалансированность плана обеспечивается преемственностью баланса показателей по иерархии.
Экономическая обоснованность плана.Окончательный выбор варианта плановых показателей должен осуществляться только после проведения системного анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования альтернативных вариантов.
Автоматизация системы планирования –способ планирования, требующих применения современных информационных технологий, обеспечивающих кодирование информации на основе ее классификации, единство и системность информации по стадиям жизненного цикла объекта планирования, оперативную обработку, надежное хранение и передачу информации.
Принцип планирования – обеспечение обратной связи системы планирования – предполагает возможность для исполнителя плана представлять предложения об изменении (корректировке) плана его разработчику.
В современной отечественной науке и практике планирования, помимо рассмотренных принципов, широкую известность имеют общеэкономические принципы: необходимости, единства, непрерывности, гибкости, системности, целенаправленности, комплексности, научности, приоритетности, равнонапряженности, динамичности, риска и др.
Методы планирования. Под методами планирования понимается способ осуществления планирования, то есть способ реализации плановой идеи.
Метод планирования зависит от конкретной формы планирования и включает два аспекта: 1) направление планирования; 2) средства обоснования плановых решений.
В практике планирования можно выделить три направления планирования: прогрессивное, ретроградное и круговое.
Прогрессивный метод планирования (способ планирования «снизу вверх»). При этом способе планирование осуществляется от низших уровней иерархии (рабочих мест, участков, цехов) предприятия к высшим. Здесь низшие структурные подразделения сами составляют детальные планы своей работы, которые впоследствии интегрируются на верхнем уровне, образуя план предприятия.
Ретроградный метод («сверху вниз»). В этом случае процесс планирования осуществляется исходя из плана предприятия (портфеля заказов и госзаказа) путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. При этом структурные подразделения должны преобразовать поступающие к ним планы вышестоящих уровней в планы своих подразделений.
Круговой метод (встречное планирование). Он представляет собой синтез рассмотренных выше методов. Круговой метод предусматривает разработку плана в два этапа. На первом этапе (сверху вниз) производится текущее планирование по главным целям. На втором этапе (снизу вверх) составляется окончательный план по системе детализированных показателей.
Средства обоснования плановых решений должны способствовать нахождению оптимальных вариантов решения экономической проблемы. К ним можно условно отнести творчество планирующих подразделений, адаптивный поиск, основанный на общем знании проблемы (знания и опыт разработчиков плана), данные бухгалтерского учета (как информационную базу), предельный анализ (позволяющий контролировать и устанавливать прибыльное соотношение издержек и доходов предприятия), норма прибыли на вложенный капитал, дисконтирование.
В настоящее время при организации внутризаводского планирования довольно широкое применение нашли следующие экономико-математические методы: 1) теории вероятности и математической статистики (стохастические модели); 2) математического программирования; 3) имитаций (воспроизведение реальной действительности, создание модели реальной ситуации); 4) оценки пересмотра планов(система ПЕРТ – сетевая модель, основанная на теории графов).
47. Объекты и предметы в системе внутризаводского планирования
Основными объектами внутризаводского планирования являются: производственно-хозяйственная, социально-экономическая и экологическая деятельность.
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия – процесс функционирования системы (субстанции) в соответствии с ее миссией по переработке входной информации в выходную с целью выпуска конкурентоспособной продукции и получения прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов собственника имущества и членов трудового коллектива.
Производственно-хозяйственная деятельность на предприятии, как правило, включает следующие стадии: 1) исследования и разработки. 2) производство продукции. 3) маркетинг. На этой стадии производится комплекс мероприятий в области исследований товарно-сбытовой деятельности предприятия; 4) формирование и использование ресурсов.
Социально-экономическая деятельность – это процесс функционирования подсистемы совместного труда. Эта подсистема позволяет рационально использовать людские ресурсы. Определить количественные и качественные пропорции отдельных видов труда, их взаимосвязи в процессе производства. Это – важная подсистема, поскольку она затрагивает людей с их интересами, потребностями и особенностями характера.
Экологическая деятельность. В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятие может наносить вред окружающей среде. Экологическая деятельность предприятия направлена на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на окружающую среду.
Упрощенно можно сказать, что план предприятия – это тот или иной вариант рационального использования ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и т.д.). Поэтому ресурсы предприятия можно условно назвать предметами планирования. Цель планирования ресурсов – оптимизация их использования.
В практике планирования, как правило, выделяют следующие группы ресурсов:
1. Трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы – это кадры предприятия. Они имеют количественную и качественную оценку.
Количественная оценка выражается через показатели численности трудовых ресурсов. Качественная оценка характеризуется: образовательным и квалифицированным уровнем; психофизиологическим потенциалом; половозрастной структурой; уровнем социальной зрелости, интересов, потребности и т.п.
Предметом планирования трудовых ресурсов на предприятии могут быть следующие показатели: 1) численность и структура кадров работающих; 2) производительность труда; 3) оплата труда работающих; 4) потребность в рабочей силе; 5) сокращение применения ручного труда; 6) кадровый резерв на выдвижение; 7) нормы времени, выработки, трудоемкость производственной программы, длительность производственного цикла и т.д.
2. Производственные фонды. Производственные фонды предприятия – средства труда и предметы труда, выраженные в стоимостной форме. В зависимости от их функционирования в процессе производства, способа перенесения их стоимости на готовый продукт и характера воспроизводства, различают основные и оборотные фонды(основной и оборотный капитал).
Основные производственные фонды – это часть производственных фондов, которая участвует в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою первоначальную натуральную форму. Их стоимость переносится на изготовляемый продукт постепенно, по частям, по мере использования.
Основные производственные фонды составляют материально-техническую базу предприятия и представляют собой важнейший объект планирования. Выделяют следующие группы основных производственных фондов: 1) здания и сооружения; 2) передаточные устройства; 3) оборудование, машины, измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное; 4) дорогостоящие инструменты и приспособления; 5) производственный и хозяйственный инвентарь. Предметом планирования основных производственных фондов являются: 1) интенсивное и экстенсивное использование производственных фондов; 2) фондовооруженность труда, фондоотдача, фондоемкость продукции; 3) производственная мощность предприятия и его подразделений; 4) ввод (вывод) производственных мощностей и основных фондов; 5) режим работы оборудования и другие показатели.
Оборотные фонды – это часть производственных фондов, которая целиком потребляется в каждом производственном цикле, изменяя в процессе производства свою натурально-вещественную форму. Их стоимость целиком переносится на готовый продукт в течение одного периода производства.
Показателями планирования оборотных средств являются: 1) номенклатура и размеры запасов сырья, материалов, величина запасов незавершенного производства и полуфабрикатов собственного изготовления; 3) нормы расхода товарно-материальных ценностей на изготовление продукции; 4) эффективность использования материальных ресурсов; 5) потребность в оборотных средствах, включая источники ее покрытия; 6) конструктивный состав изделий, показатели качества, конкурентоспособности продукции и т.п.
3. Инвестиции. Это финансовые и материальные ресурсы, а также все виды интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты производства и реализации продукции с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. Предметом планирования инвестиций являются: 1) реальные, под которыми понимаются долговременные вложения средств в материальное производства; 2) финансовые вложения для приобретения ценных бумаг и имущественных прав; 3) интеллектуальные.
4. Информация. Информация – это новая экономическая категория ресурсов. Она как экономический ресурс представляет собой формализованную совокупность знаний научного, технического, производственного, управленческого, коммерческого и иного характера.
5. Время. Время .В зависимости от характера задачи время может составлять минуты или часы для оперативного планирования, месяцы или годы – для долгосрочного стратегического планирования.
6. Предпринимательский талант. Предметом планирования данного вида ресурса является изучение технологических свойств (способности, характера, темперамента, типа нервной системы) каждой личности, коллектива, предприятия, которые обеспечивают успешное овладение определенной деятельностью и наибольшую эффективность этой деятельности.
48. Сущность, содержание и виды оперативно-производственного планирования
Оперативно-производственное планирование является составной частью внутризаводского планирования, его завершающей стадией и заключается в детализации показателей текущего (тактического) плана производственно-хозяйственной деятельности предприятия по исполнителям (цехам, участкам, бригадам, рабочим местам) и срокам (кратким периодам — месяцам, декадам, суткам, сменам, часам) с целью равномерного выполнения производственной программы и эффективного использования трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов.
Основной задачей оперативного планирования производства является обеспечение слаженной и комплексной работы всех звеньев производства по изготовлению продукции в соответствии с заданным количеством, номенклатурой и качеством в установленные сроки, предусмотренные стратегическим (тактическим) планом.
Содержание оперативного планирования производства включает следующее:
1. расчет и установление прогрессивных нормативов движения производства (календарно-плановых нормативов) - нормативов заделов, периодичности запуска (выпуска) партии деталей в обработку, размера серий и партий и т.д.;
2. определение времени выполнения отдельных операций изготовления деталей, сборки подузлов, узлов и изделий в целом путем установления сопряженных сроков передачи предметов труда цехами-поставщиками, а также сроков выполнения отдельных работ кооперированными исполнителями;
3. детализация плановых заданий по цехам и участкам предприятия;
4. расчет и установление календарных графиков, определяющих порядок, последовательность и сроки изготовления продукции на определенной стадии производства;
5. доведение разработанных календарных планов-графиков д0 цехов участков и рабочих мест
6. планирование оперативной подготовки производства путем своевременного заказа и доставки на рабочие места материалов заготовок, инструмента и т.д., необходимых для бесперебойного выполнения установленных заданий и календарных графиков;
7. введение систематического учета и контроля за исполнением выданных планов-графиков;
8. оперативное регулирование и диспетчеризация хода производственного процесса, протекающего в цехах, на участках и рабочих местах.
Оперативное планирование производства должно отвечать следующим требованиям:
1. создавать предпосылки ритмичной работы во всех звеньях производства, способствовать разработке календарных графиков, соблюдение которых обеспечивало бы слаженный и экономически эффективный ход производства;
2. обеспечивать максимальное сокращение перерывов в движении предметов труда по отдельным стадиям производства;
3. обеспечивать равномерность и комплектность загрузки оборудования;
4. обладать достаточно высокой гибкостью, т.е. быстро и четко реагировать на технические вызываемые техническим прогрессом.
Выполнение этих требований способствует лучшему использованию производственных фондов предприятия.
В зависимости от содержания работ и сроков действия оперативное планирование подразделяется на календарное планирование и оперативное регулирование (диспетчеризацию), которые выполняют экономисты-менеджеры и специалисты плановых и производственных отделов предприятия.
Выполнение этих требований способствует лучшему использованию производственных фондов предприятия.
В зависимости от содержания работ и сроков действия оперативное планирование подразделяется на календарное планирование и оперативное регулирование (диспетчеризацию), которые выполняют экономисты-менеджеры и специалисты плановых и производственных отделов предприятия.
На этапе календарного планирования осуществляют проверочный расчет объемов и уточняют содержание работ, которые должны быть выполнены в предстоящем планируемом периоде каждым производственным подразделением; выполняют подробный расчет необходимых производственных и трудовых ресурсов и сопоставляют их с наличными ресурсами; разрабатывают календарные планы-графики по каждому наименованию изделий и для каждого производственного подразделения
На этапе оперативного регулирования (диспетчеризации) производства осуществляется непрерывное наблюдение за ходом производственного процесса - оперативный учет и контроль, корректировка и поддержание его параметров. На этом этапе оперативного планирования окончательно уточняют задания на самые короткие промежутки времени (смены, часы) и сроки выполнения их с учетом сложившейся производственной ситуации.
В зависимости от сферы применения оперативное планирование подразделяется на межцеховое и внутрицеховое.
Межцеховое планирование обеспечивает разработку календарных планов графиков производства продукции по цехам, регулирование плановых заданий и объемов продажи продукции всеми цехами предприятия и контроль за ними, а также координирует работу основных и вспомогательных цехов, проектно конструкторских, планово-экономических и других функциональных служб.
В основное содержание межцехового планирования входят: 1) разработка сводного календарного плана производства по всему заводу; 2) разработка цеховых планов-графиков; 3) расчет календарно-плановых нормативов; 4) согласование сроков поставки материалов, заготовок, деталей, узлов из цеха в цех, оперативный учет хода выполнения графиков работы цехов и завода в целом и контроля за ним.
При внутрицеховом планировании осуществляются разработка детализация и уточнение календарных заданий, полученных цехом от заводоуправления, и доведение их до каждого рабочего места. Основным содержанием внутрицехового планирования является: 1) разработка детализированных планов-графиков
цехов, участков, поточных линий и отдельных рабочих мест- 2) разработка и выдача сменно-суточных заданий подразделениям основных цехов предприятия; 3) оперативная подготовка учет и контроль за ходом выполнения сменно-суточных заданий подразделениями цехов.
49. Организация планирования на предприятии
Для разработки и применения стратегии и тактики предприятия необходима соответствующая организационная структура, обеспечивающая эффективное планирование. Планирование в широком понимании представляет собой процесс выбора целей и решений, необходимых для достижения выбранных целей. В более узком понимании планирование - это вид управленческой деятельности, способ оптимизации действий хозяйствующего субъекта.
Планирование деятельности предприятия классифицируется по трем признакам: 1.Степень неопределенности в планировании. 2.Временная ориентация идей планирования.3. Горизонт планирования.
В зависимости от степени неопределенности системы планирования делят на детерминированные и вероятностные. Детерминированные системы предполагают полностью предсказуемую среду и наличие достоверной информации. Вероятностные системы планирования формируются в условиях неполной информации и неопределенности результатов.
Временная ориентация позволяет выделить 4 типа планирования:
1. Реактивное планирование, нацеленное в прошлое. Любая проблема при этом исследуется с точки зрения ее прошлого развития.
2. Инактивное планирование строится на удовлетворении настоящим. Предприниматели в этом случае не проявляют стремления к каким-либо серьезным изменениям в деятельности своего предприятия.
3. Преактивное планирование, ориентированное в основном на будущие изменения и на поиск оптимальных решений, осуществляется сверху вниз.
4. Интерактивное планирование, построенное на предположении, что будущее предприятия подвластно контролю.
По длительности горизонта планирования выделяют 3 типа:
1. Долгосрочное планирование, охватывающее период от 10 лет и выше.
2. Среднесрочное планирование на период от 3 до 5 лет.
3. Краткосрочное планирование, обычно на 1 год.
Процесс планирования на предприятии делят на две основные стадии: стратегическое планирование и тактическое планирование.
Стратегическое планирование - это плановая работа, включающая разработку прогнозов, программ и планов, в которых предусматриваются цели и стратегии поведения объектов управления в перспективе, позволяющие этим объектам эффективно функционировать и быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.
Тактическое планирование - это процесс принятия решений о том, какими должны быть действия предприятия и как следует распределять и использовать ресурсы для достижения стратегических целей.
Основное различие между стратегическим и тактическим планированием можно рассматривать как различие между целями и средствами достижения целей.
В планировании деятельности предприятия используется понятие оперативного планирования.Оперативное планирование - фактически составная часть тактического планирования, но оно может охватывать короткий период времени (декада, месяц, квартал и др.) и связано с планированием отдельных операций в общем хозяйственном цикле (например, планирование маркетинга, планирование производства, составление бюджета и т.д.).
50. Бизнес-план работы предприятия
Определение и обоснование конечной цели производства и локальных целей, разработка программ их реализации составляют сущность важнейших функций бизнес планирования на предприятии.
Содержанием бизнес-плана предприятия является анализ общего состояния дел на момент разработки плана и определение методов, способов и средств для достижения того уровня показателей, которых предприятие решило достигнуть. Деятельность без бизнес-плана – это ответная реакция на совершающиеся события. Работа по плану – это возможность предвидеть, а при необходимости – предупредить характер и содержание приближающихся событий.
Бизнес-план – это качественно новый уровень хозяйственной деятельности предприятия, мощный инструмент, с помощью которого можно контролировать и управлять производством. Бизнес-план – это документ, представляющий собой результат комплексного исследования всех сторон производственной и коммерческой деятельности предприятия.
Любое предприятие, фирма, предприниматель всегда должны вести свою деятельность по заранее разработанной программе, т. е. на основе бизнес-плана.
В практике планирования выделяют несколько типов бизнес-планов, в зависимости от круга задач, которые должно решать предприятие. Можно выделить следующие типы бизнес-планов:
1. Производственный (внутренний) бизнес-план, который необходим для планирования и прогнозирования деятельности предприятия; для определения целей развития в предстоящем плановом периоде для решения проблем, с которыми предприятие сталкивается при реализации своих целей, и определения путей их преодоления с наименьшими затратами.
2. Инвестиционный бизнес-план, который является инструментом для привлечения инвесторов. Он предусматривает строительство (освоение инвестиций), изменение технологии, все то, что связано с такой экономической категорией, как инвестиции (капитальные вложения). В инвестиционном плане должны быть максимально учтены главные интересы кредиторов — обеспечение возвратности кредита и своевременная уплата процентов за пользование им.
3. Бизнес-план финансового оздоровления, который составляется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности, и предполагает финансовое оздоровление предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления его имуществом. Этот бизнес-план проходит достаточно длительный и сложный период согласования с кредиторами, с собственниками неплатежеспособного предприятия. Порядок согласования, структура бизнес-плана и методика его становления разработаны и утверждены Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий.
4. Бизнес-план для получения кредитов с целью пополнения оборотных средств предприятия или для реализации широкомасштабных проектов развития действующего производства.
Производственное бизнес-планирование — это процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации плана создания, развития и функционирования предприятия.
51. Общая характеристика планирования работы цехов и участков
При рассмотрении вопроса о планировании работы цехов и участков нужно иметь в виду, во-первых, их место и роль в производственном процессе. То есть применительно к конкретным условиям количество, состав, содержание плановых показателей работы цеха, участка, может меняться в зависимости от специфики предприятия, его производственной структуры, принятой практики планирования. Во-вторых, планирование как функция менеджмента реализуется тут (применительно к цехам и участкам) в рамках организации внутрипроизводственного хозрасчёта. Поэтому применительно к цехам принято выделять утверждаемые, расчётные и оценочные показатели. Поскольку наш курс посвящен планированию, мы будем рассматривать две первые группы показателей (утверждаемые и расчётные).
Цеха (как основные, так и вспомогательные) не являются самостоятельными субъектами хозяйствования, поэтому их планы существенно уже бизнес-планов работы предприятия. До цехов нет необходимости доведения показателей по маркетингу, рекламе, материально-техническому обеспечению, прибыли, финансам. Планы по этим направлениям составляются для предприятия в целом, а их выполнение контролируется соответствующими функциональными службами предприятия. Планы работы цехов разрабатываются ПЭО с участием соответствующих служб цехов, утверждаются директором предприятия и доводятся до цехов.
К числу доводимых (утверждаемых) показателей для цехов относятся:
-номенклатура;
-объем выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении, а иногда и внормо-часах;
-численность работающих;
-производительность труда;
-фонд заработной платы;
-себестоимость произведенной продукции (или затраты на производство продукции);
-затраты на единицу или тыс. р. планируемой продукции.
При планировании себестоимости единицы продукции и всего объема планируемой продукции выделяют следующие элементы:
-сырье и материалы, покупные, комплектующие изделия и полуфабрикаты, возвратные отходы,
-топливо и энергия на технологические цели,
-основную заработную плату производственных рабочих,
-дополнительную заработную плату производственных рабочих,
-расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования,
-расходы по организации, обслуживанию и управлению производством и т.д..
Остальные показатели являются расчетными. К ним относятся:
-численность работающих по категориям,
-фонд оплаты труда по категориям,
-средняя заработная плата по категориям и в целом,
-смета расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования,
-смета расходов по организации, обслуживанию и управлению производством.
Все доводимые до цехов показатели должны быть взаимоувязаны. Они являются обязательными для выполнения и используются в дальнейшем для оценки работы цехов. Расчётные показатели разрабатываются самими хозрасчётными подразделениями.
52. Оперативное планирование производства: задачи, содержание, этапы
Оперативное планирование представляет собой осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода.
Оно заключается в разработке на основе годовых планов конкретных производственных заданий на короткие промежутки времени как для предприятия в целом, так и для его подразделений и в оперативном регулировании хода производства по данным оперативного учета и контроля. Особенностью этого вида планирования является сочетание разработки плановых заданий с организацией их выполнения.
Задачей оперативно-производственного планирования является организация равномерной, ритмичной взаимосогласованной работы всех производственных подразделений предприятия для обеспечения своевременного выполнения государственного планового задания при экономном расходовании ресурсов, и высоком качестве продукции.
Оперативное планирование складывается из календарного планирования и диспетчирования (оперативного регулирования).
Заверш<