Прогнозирование развития рынка
Результаты изучения рынка должны быть использованы при построении планов разработки и производства продукции, а также при их корректировании. Поскольку существующая система планирования предопределяет конкретные периоды, на которые рассчитан план, то и система изучения рынка должна быть ориентирована на решение конкретных задач, определяемых соответствующим периодом.
В связи с этим целесообразно выделить долго-, средне- и краткосрочный прогнозы развития рынка и, кроме того, оперативно изучать рынок. Каждое из указанных направлений исследования отличается формулировкой цели, степенью агрегирования результатов, их полнотой и требует использования соответствующих методов. Так, при разработке долгосрочного (более чем на 5 лет) прогноза развития рынка товаров народного потребления целесообразно определить:
• основные тенденции развития объема и структуры спроса на потребительские товары в целом;
• развитие объема и структуры потребностей в рамках от дельных комплексов;
• факторы, обусловливающие потребности в тех или иных изделиях, и их развитие в будущем;
• основные требования, предъявляемые к ассортименту товаров с учетом развития потребностей, а также к разработке и совершенствованию изготовляемых изделий;
• основные тенденции развития демографических и социально-экономических факторов и их влияние на дифференциацию потребностей.
Методически долгосрочное прогнозирование развития рынка представляет собой работу с вторичной информацией высокой степени агрегации. С помощью методов математической статистики и современных методов прогнозирования разрабатываются количественные выражения, например тенденции развития потребностей.
При практическом использовании результатов долгосрочного прогнозирования важно учитывать существующие рациональные нормы потребления на отдельные изделия.
Определение долгосрочного прогноза на отдельные изделия или их группы является лишь начальным этапом исследований, проводимых в данном направлении. Следующим этапом должно стать выявление основных тенденций развития отдельных комплексов потребностей (обеспечение рационального питания, создание благоустроенных квартир и т. д.). Выявление комплексов потребностей, наряду с учетом необходимого обеспечения бытовыми услугами, является принципиально новым и важным моментом в определении долгосрочного развития потребностей, позволяющим наиболее полно учитывать результаты исследований в области изучения рынка.
Результаты, определяемые долгосрочным прогнозом развития рынка, следует конкретизировать при выявлении среднесрочного прогноза. При таком прогнозе оценивается главным образом развитие потребления товаров и услуг в течение 2-5 лет.
При этом необходимо, с одной стороны, конкретизировать и уточнить результаты долгосрочного прогноза, а с другой - более полно использовать данные краткосрочных прогнозов (до 2 лет). Иными словами, следует установить связь между долго-, средне- и краткосрочным прогнозами развития, что позволит своевременно реагировать на изменения рынка, учитывая при этом пожелания покупателей.
Специфической задачей среднесрочного прогноза развития рынка является проведение исследований, обосновывающих возможности разработки новых перспективных изделий. Результаты таких исследований образуют основу для последующего предварительного анализа возможностей продажи новых товаров и подготовки их поставок на рынок. При этом результаты краткосрочного прогноза должны позволить выявить отношение населения к тем или иным изделиям и определить основные объемы производства отдельных ассортиментных групп и позиций (разновидностей, марок, типов, моделей и сортов соответствующего товара).
Первостепенной задачей оперативного изучения рынка является получение опережающей события информации и конкретных мнений о соответствии спроса и предложения. Это соответствие касается прежде всего ассортимента, качества и своевременной поставки товаров. Для оперативного изучения рынка необходима информация, характеризующая его состояние и развитие. Такая информация должна быть своевременной, полной и, кроме того, она должна обеспечивать возможность оценки состояния рынка по каждому из товаров. Между различными организациями, заинтересованными в благополучном положении дел на рынке, должен осуществляться постоянный обмен информацией, что предопределяет согласованный подход к ее сбору, подготовке, обработке и передаче.
Оперативное изучение рынка, так же как и прогноз его развития, следует проводить постоянно, учитывая при этом различную степень агрегации получаемых результатов. Эта работа должна осуществляться таким образом, чтобы все виды прогноза и оперативное изучение рынка дополняли друг друга и позволяли руководству фирмы принимать необходимые управленческие решения, обеспечивающие более полное удовлетворение конкретных нужд и потребностей потребителей, и на этой основе осуществлять эффективную предпринимательскую деятельность.
Сущность прогнозирования развития рынка. Необходимость прогнозов в современных условиях
Эффективная деятельность предприятий и фирм в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от прогнозирования.
Прогнозирование деятельности предприятий и фирм - это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период. Результаты прогнозирования деятельности предприятий и фирм учитываются в программах предприятий по маркетингу, при определении возможных масштабов реализации продукции, ожидаемых изменений условий сбыта и продвижения товаров.
Прогнозирование как результат маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю. Основная цель прогноза - определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка. При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные - на 1-1.5 года, среднесрочные - на 4-6 лет и долгосрочные - на 10-15 лет.
Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Здесь учитываются также временные, случайные факторы.
Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов - конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.
При среднесрочном и долгосрочном прогнозировании, как правило, не учитывают временные и случайные факторы воздействия на рынок. Если краткосрочные прогнозы нацелены на количественные оценки, прежде всего, уровня цен на рынке, то среднесрочные и долгосрочные прогнозы рассматриваются как вероятностные оценки динамики изменения цен. В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку.
При прогнозировании деятельности предприятий по выпуску продукции производственного назначения учитывается анализ инвестиционной политики в отраслях, потребляющих соответствующие товары, тенденции развития НТП в этих отраслях, а также формирование принципиально новых потребностей и способов их лучшего удовлетворения. При прогнозировании деятельности предприятий, выпускающих продукцию широкого потребления, обычно опираются на данные опросов потребителей и продавцов товаров. В этом случае используются такие методы изучения рынка как анкетирование, телефонные и персональные интервью.
Наибольшую сложность представляет прогнозирование внешнеэкономической деятельности предприятия и фирмы, что обусловлено высокой динамичностью, многофакторным и противоречивым характером формирования, а потому и неопределенностью, трудной предсказуемостью внешнеэкономических связей. Поэтому, применительно к прогнозированию внешнеэкономической деятельности предприятия, важно комплексное исследование целого ряда частных рынков (отдельных стран) конкретного товара, выявление специфических для каждого и общих для всех (или группы таких рынков) факторов формирования конъюнктуры рынка, анализ взаимосвязи этих рынков между собой, а также, синтез частных прогнозов, учет взаимодействия и взаимовлияния в рамках мирового рынка данного товара.
Результаты прогнозирования деятельности предприятий (фирм) должны быть отражены в соответствующих разделах их бизнес-планов.
Время перемен усиливает потребность определить будущее, предвидеть, как и когда страна выйдет из кризиса, какие тенденции возобладают, каковы будут результаты социальных, политических и экономических перемен и что конкретно они принесут каждому человеку. Потребность в прогнозах испытывают руководители и работники управленческих органов всех уровней: местных, региональных, отраслевых, федеральных, так как ошибки в управлении, в проектах, программах, выборе стратегии проистекают из неумения предвидеть тенденции и последствия принимаемых решений. Прогнозы нужны политическим лидерам для обоснования своих предвыборных платформ, партийных программ, тактики социально-политических действий, определения возможностей оплатить выданные векселя, победить на выборах или потерпеть фиаско. В них нуждаются предприниматели и менеджеры - без краткосрочных и долгосрочных прогнозов политической и экономической конъюнктуры невозможно выработать эффективную систему действий.
Типология прогнозов может строиться по различным основаниям в зависимости от целей, объектов, проблем, периода упреждения, характера и т.д.
Основополагающим является проблемно-целевой критерий: для чего разрабатывается прогноз? Соответственно различают два типа прогнозов: поисковые (изыскательские, трендовые, генетические) и нормативные (целевые, регулятивные).
Поисковый прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения тенденций развития объекта. Нормативный прогноз представляет собой определение путей и сроков достижения желаемых состояний объекта или явления, принимаемых в качестве цели, и отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого. Поисковый прогноз строится на определенной шкале (поле) возможностей, на которой затем устанавливается степень вероятности прогнозируемого состояния объекта. При нормативном прогнозировании происходит такое же распределение вероятностей, но уже в обратном порядке: от заданного состояния к наблюдаемым тенденциям. Нормативный прогноз есть вероятностное описание альтернативных путей достижения желаемых состояний объекта, включающее разработку мероприятий по реализации этих состояний. По объекту прогнозы делятся на:
- социальные - определяющие будущие изменения в человеке, его потребностях, интересах, социальном статусе, здоровье, образовании; в отношениях между социальными группами, слоями; определяют будущее состояние социальной сферы; стабильное, нестабильное;
- экономические используются для предвидения общего состояния экономики, отрасли, предприятия, изменений в структуре воспроизводства, в рынках труда, спросе на профессии, в управлении;
- политические - определяющие изменения в расстановке политических сил, в отношениях социальных групп к партиям и лидерам, в политических ориентациях; политические прогнозы используются для прогнозирования результатов выборов и других политических событий;
- научно-технические - определяющие динамику производительных сил, открытия и изобретения, смену поколений и моделей техники, изменение технологий; - экологические, позволяющие предвидеть динамику природных процессов, катастроф, их последствия, направления деятельности по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов и другие.
Неодинаков и характер прогноза. Он может определять какую-то одну характеристику объекта (показатель) или носить комплексный характер для предприятия, города, региона, страны.
В зависимости от объекта прогнозирования соотношение между предвидением и управлением видоизменяется. У прогнозируемых природных или технических объектов (ураган, сопротивление материалов), взаимосвязь предвидения и управления может быть близка к нулевой, так как никакие управленческие решения не способны изменить предсказание. В таких случаях прогноз ограничивается предвидением и рекомендациями минимизировать его последствия (наводнение, землетрясение и т.д.).
52. Задачи финансовой системы предприятия и схема финансового планирования.
53. Структура финансового плана.
Финансовый план составляется в виде баланса доходов и расходов, который выражает в денежной форме результаты хозяйственно-финансовой деятельности, взаимоотношения с бюджетом, банками, вышестоящими организациями. Финансовый план (баланс доходов и расходов) предприятия состоит из четырех разделов: доходы и поступления средств, расходы и отчисления, кредитные взаимоотношения, взаимоотношения с бюджетом. Размер плановых доходов и расходов определяется на основе обоснованных расчетов, которые составляются по каждой статье баланса.
В разделе «Доходы и поступления средств» отражается доход в виде прибыли, амортизационных отчислений, других внутренних доходов предприятия, а также разного рода поступлений из внешних источников. В составе прибыли основную часть занимает прибыль от реализации товарной продукции. В общую балансовую прибыль предприятия входит прибыль от реализации прочей продукции и услуг непромышленного характера. Планирование амортизационных отчислений осуществляется по каждому виду или группе основных фондов, числящихся на балансе предприятия. Сумма амортизационных отчислений определяется умножением среднегодовой стоимости этих фондов на соответствующие нормы амортизационных отчислений.
В разделе «Расходы и отчисления средств» предусматриваются централизованные капитальные вложения, затраты на капитальный ремонт, расходы на прирост норматива собственных оборотных средств, убытки от эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства, расходы на содержание зданий и сооружений, отчисления на образование фондов экономического стимулирования расходы на НИОКР, подготовку кадров и премирование работников за создание и внедрение новой техники, для оказания финансовой помощи, другие расходы и отчисления.
Примерное содержание разделов финансового плана можно представить следующими основными статьями доходов и расходов.
I. Доходы и поступления средств
1. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг.
2. Прибыль от прочей реализации (основных средств, других активов).
3. Планируемые внереализационных доходы, в том числе:
• доходы от долевого участия в уставном капитале других предприятий;
• доходы, полученные от ценных бумаг;
• доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях;
• доходы от сдачи имущества в аренду.
4. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и нематериальных активов.
5. Поступления средств от других предприятий.
II. Расходы и отчисления средств
1. Налоги, уплаченные из прибыли (по видам налогов).
2. Распределение чистой прибыли, в том числе:
• на накопление (по направлениям использования);
• на потребление (по направлениям использования).
3. Долгосрочное инвестирование (по формам инвестиций), в том числе:
• за счет амортизационных отчислений;
• за счет других источников финансирования (по видам источников).
4. Прочие расходы.
54. Методика разработки финансового плана.
55. Сущность и функции бюджетирования.
Функции
Поскольку бюджетирование одновременно очень важный инструмент для контроля финансовых потоков и инструмент пронизывающий все стороны деятельности организации оно требует всестороннего подробного рассмотрения. Поэтому в данной статье я рассматриваю только общие принципы, возможности и ограничения бюджетирования как инструмента. Технические моменты внедрения бюджетирования, подготовки бюджетов и.т.д. будут рассмотрены в следующих статьях.
Бюджетирование само по себе один из самых известных, довольно простых и одновременно очень эффективных инструментов которые возможно использовать для контроля и финансовых потоков и затрат. Однако и тут есть свои нюансы и немало. Начнем с того что такое бюджет и бюджетирование и для чего оно собственно нужно.
Основные функции бюджетирования:
1. Планирование и контроль результатов деятельности организации на длительный период. В идеале от года;
2. Возможность управлять затратами в ходе бюджетного процесса. Возможность оперативно выявлять проблемы анализировать причины и устранять их;
3. Возможность составить сколько угодно вариантов развития организации на планируемый период с целью просчитать ту или иную стратегию развития компании на рынке.
Планирование и контроль результатов деятельности организации на длительный период.
Основная функция бюджетирования проста, по сути, бюджет - это просто прогноз доходов и расходов на какой либо (обычно довольно длительный период). Т.к. бюджет это просто наглядно и подробно оформленный прогноз доходов и расходов то естественно его основная функция в том чтобы видеть, на сколько эффективно работает компания в данный момент и какие проблемы могут возникнуть в будущем. Кроме прогноза доходов и расходов компании обычно составляется одновременно и бюджет движения денежных средств который составляется на основе прогноза доходов и расходов и служит для определения потребности в кредитовании и контроля самих финансовых потоков компании (определения наличия дефицита денежных средств в какие либо периоды деятельности и.т.д.). Таким образом. бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств отражают план финансовых показателей всей деятельности предприятия и кроме того позволяют ежемесячно контролировать приближение реальных показателей к плановым а значит и видеть наглядно эффективно ли работает компания в данный момент и вовремя принимать меры.
Обычно бюджет составляется на срок от полугода до пяти лет максимум с помесячной либо поквартальной детализацией. При этом надо понимать. что бюджет как инструмент не годится для оперативного контроля финансовых потоков т.к. он во первых недостаточно гибок в силу того, что составляется на длительный период а во вторых само по себе изменение бюджетных показателей которые уже утверждены должно проводиться только в крайнем случае (например в случае какого либо очень значительного падения рынка сбыта для компании, как например, в кризис, что приведет к тому, что само по себе выполнение заранее запланированного бюджета становится невозможным ни при каких обстоятельствах). Почему нельзя перекраивать бюджет каждый раз когда рынок меняется? Все очень просто. Бюджет сам по себе - это некая цель которая вся организация и ее сотрудники, отделы, руководители и даже собственники компании ставят перед собой и если цель будет меняться через пять мин после каких либо мелких изменений на рынке то само собой первоначальная цель так никогда и не будет достигнута. Кроме того, бюджетирование довольно трудоемкий процесс требующий взаимодействия всех отделов и составляющих организации и ввергать в этот процесс организацию снова и снова в течении года значит просто безрезультатно тратить деньги. Кроме того использовать бюджет для оперативного контроля денежных потоков будет в любом случае неэффективно т.к. бюджет составляется с точностью до месяца а финансовый план должен составляться с точностью до недели т.к для того чтобы получать кредиты или платить по счетам надо планировать гораздо точнее нежели это заложено в бюджете. Кроме того финансовый план достаточно составить на следующий месяц и он даже с таким небольшим горизонтом планирования будет эффективно выполнять свои функции. Из всего вышесказанного следует что бюджетирование и оперативное финансовое планирование есть разные вещи в принципе для разных целей и путать их не следует ни в коем случае.
Возможность управлять затратами в ходе бюджетного процесса. Возможность оперативно выявлять проблемы анализировать причины и устранять их
Поскольку тот или иной вариант развития компании предполагает и различную структуру доходов и как следствие расходов компании. Суть проста, если организация планирует получать доход от какой либо деятельности в будущем, то и расходы от ведения этой деятельности у нее возникнут автоматически. Проблема в том, что если деятельность не является постоянной и опробованной полностью для компании, то с ходу оценить расходы будет достаточно сложно. Такая ситуация случается сплошь и рядом потому что такой новой деятельностью может быть и незначительно видоизимененная старая например на рынок вышел новый продукт который уже требует других затрат. В итоге возникает ситуация когда с одной стороны компания увеличивает выручку благодаря новому продукту с другой стороны расходы связанные с выпуском этого продукта тянут слишком сильно уменьшают общую прибыль компании. Кроме того, в ситуации когда факторов влияющих на расходы становится слишком много, управлять расходами становится просто не возможно что и ведет компанию к убыткам. Бюджетирование позволяет более менее упорядочить процесс контроля расходов. По сути бюджетом по каждой статье исходя из планируемой выручки выставляются некие нормы расходов которые потом можно будет использовать для оценки эффективно ли тратятся деньги? Так ли было запланировано? Для того чтобы ежемесячно понимать ситуацию с расходами компании необходимо составлять отчетность (составлять управленческую или детализировать бухгалтерскую) в том разрезе статей расходов в котором составлен бюджет. Тогда отклонение по статьям расходов будет видно и каждый месяц и нарастающим с начала периода. Само собой само по себе отклонение не указывает на причину его возникновения, но оно служит неким индикатором проблемы, над которой необходимо поработать. По опыту по результатам каждого месяца необходимо проводить контрольные совещания с целью разобраться в отклонениях в расходах и доходах компании до возникновения серьезных проблем.
Возможность составить сколько угодно вариантов развития организации на планируемый период с целью просчитать ту или иную стратегию развития компании на рынке.
Зачастую организация стоит перед выбором стоит ей вкладывать деньги туда-то, или выходить на такой-то рынок, или просто стоит ли закрывать старые или открывать новые магазины. Последствия таких выборов очень серьезны т.к. пока организация деньги не потратила, степень свободы велика, как только решение принято приходится действовать в достаточно узких рамках. Бюджет как средство планирования может помочь и здесь. По сути имея один основной бюджет с планом ключевой деятельности для организации можно сколько угодно добавлять в него переменные с целью отсмотреть ситуацию в том или ином разрезе. Если сравнивать с бизнес планом либо инвестиционным планом бюджет предоставляет больший контроль результатов т.к показывает всю картину в целом и позволяет делать выводы хорошо или плохо для всей организации будет принятие различных решений. Для обеспечения инвариантности бюджетов есть много специализированных программ, однако все это легко можно сделать и в MS Excel. Для большей наглядности можно даже выделить новый процесс в отдельный бюджет и прописать там доходы расходы подробно, а в общем бюджете компании указать более сжато чтобы видно было влияние данного выбора на остальные процессы компании. Само собой что окончательно для утверждения и исполнения может быть выбран только один бюджет из всего множества.
Классификация бюджетов.
Классификация бюджетов по основным классификационным признакам
Классификационный признак | Вид бюджета |
По сферам деятельности предприятия | Бюджет по операционной деятельности – детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности |
Бюджет по инвестиционной деятельности – направлен на соответствующую детализацию показателей текущего планадоходов и расходов по этой деятельности | |
Бюджет по финансовой деятельности – призван соответствующим образом детализировать показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств | |
По видам затрат | Текущий бюджет (бюджет текущих затрат) – состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированными в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг) |
Капитальный бюджет (бюджет капитальных затрат) – представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т.д. | |
По широте номенклатуры затрат | Функциональный бюджет - разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат – например, бюджет оплаты труда персонала и т.д. |
Комплексный бюджет - разрабатывается по широкой номенклатуре затрат – например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т.п. | |
По методам разработки | Фиксированный бюджет - не изменяется от изменения объемов деятельности предприятия – например, бюджет расходов по обеспечению охраны предприятия. |
Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируемых суммах, а в виде норматива расходов, «привязанных» к соответствующим объемным показателям деятельности. | |
По длительности планируемого периода | Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой |
По периоду составления | Оперативный бюджет – бюджет, прямо связанный с достижением целей предприятия, например, план производства, материально-технического снабжения |
Текущий бюджет – краткосрочный бюджет, направленный на планирование текущих целей предприятия | |
Перспективный бюджет – бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации | |
По непрерывности планирования | Самостоятельный бюджет – изолированный, независящий от других бюджетов |
Непрерывный (скользящий) бюджет - по мере того, как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый | |
По степени содержания информации | Укрупненный бюджет – бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются укрупнено |
Детализированный бюджет – бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим |
Бюджет должен представлять информацию доступным и ясным образом так, чтобы его содержание было понятно пользователю. Избыток информации затрудняет понимание значения и точности данных, недостаточность информации может привести к непониманию основных ограничений и взаимосвязей данных, принятых в документе. Бюджет может не содержать одновременно и доходы и расходы, нет необходимости, чтобы они были сбалансированы. Например, бюджет использования материалов содержит только планируемые расходы сырья и полуфабрикатов. Бюджет также может быть подготовлен целиком в неденежном выражении, могут быть использованы такие измерители, как часы труда, единицы продукции, количество услуг и т. п.
При подготовке бюджета необходимо начать с ясно сформулированного его названия или заголовка и указания периода времени, для которого он составляется. Реальная форма представления бюджета создается его разработчиком. Компания может создать свои собственные формы бюджета, которые она будет постоянно использовать. Если в бюджете необходима информация о новом продукте или услуге, то может потребоваться новая структура и форма этого документа. Но всегда необходимо следовать основному правилу – информация, содержащаяся в бюджете, должна быть предельно точной, определенной и значащей для ее получателя, насколько это возможно.
57. Цели бюджетирования.
58. Структура сводного бюджета.
59. Организация бюджетирования на предприятии.
60. Понятие и структура бюджетного регламента.