Производительность бросает вызов п/ом
Производство, как мы определили ранее, – это создание товаров и услуг. Это процесс трансформации ресурсов в товары или сервис. Производительность подразумевает усиление производственного процесса. Усиление производства предполагает нахождение наиболее результативного варианта сравнения количества ресурсов затраченных (входов) к количеству товаров и услуг полученных (выходов) (рис. 1.4). Снижение потока ресурсов на входах, пока выход товаров или услуг остается постоянным, или увеличение потока на выходе, пока входы постоянны, представляет увеличение производительности. С экономической точки зрения входы – это земля, труд, капитал и управление, которые комбинируются в производственную систему. Управление создает эту производственную систему, которая требует превращения входов в выходы. Выходы – это разнообразнейшие товары и услуги, например вооружение, масло, образование, система правосудия, лыжные курорты.
Измерение производительности – отличный путь к оценке возможности страны обеспечить повышающийся стандарт жизни ее людей. Только через увеличение производительности можно обеспечить уровень жизни. Более того, только через увеличение производительности можно от труда, капитала и менеджмента получить суммарную отдачу. Если отдача от труда, капитала или менеджмента возрастает без роста производительности, это сопровождается ростом цен. С другой стороны, «давление вниз» на цены имеет место, когда производительность растет, т. к. большее количество производится с теми же ресурсами.
С 1889 г. Соединенные Штаты имели возможность увеличивать производительность в среднем со скоростью около 2,5 % в год. Такой рост удваивал бы их богатство каждые 30 лет. Тем не менее они не имели в прошедшие годы возможности поддерживать такой рост производительности. Если бы производительность в Соединенных Штатах продолжала отставать, то это неминуемо привело бы к ухудшению уровня жизни каждого американца.
В нашей книге мы будем определять причины плохой производительности и обращаться к ним, покажем, как воздействовать на производительность, изучая стратегические и тактические решения, принимаемые операционными менеджерами на производстве и в сервисе.
Эффективная обратная связь оценивает процесс преобразования относительно плана выхода. Она также оценивает удовлетворенность покупателя и посылает сигналы, контролирующие входы и процесс.
Измерение производительности.Как видно из вышесказанного, употребляя термин «производительность», мы должны будем специально оговорить, что под этим термином мы понимаем продуктивную производительность, т. е. такую, которая соответствует сбалансированному состоянию рыночной экономики и экономики предприятия. Измерение же производительности на практике выглядит достаточно просто. Например, производительность может быть измерена в человеко-часах на тонну определенной марки стали или как энергия, необходимая для производства киловатта электричества.
Во многих случаях тем не менее существуют проблемы измерения производительности. Рассмотрим коротко ряд этих проблем.
1. Качество может измениться, пока количество входов и выходов остается постоянным. Сравним два автомобиля: современный и выпущенный в 1940-х гг. Оба являются автомобилями, но нельзя отрицать, что качество усовершенствовалось. Единица измерения – автомобиль – остается тою же, но качество изменилось.
2. Внешние факторы могут приводить к увеличению или уменьшению производительности, за что изучаемая система может не отвечать напрямую.
3. Точность единиц измерения может быть недостаточна. Например, единица измерения – автомобиль – может быть недостаточна для сравнения производства субкомпактных автомобилей или каких-нибудь других марок автомобилей.
Проблемы измерения, отмеченные выше, особенно важны в секторе сервиса. Отметим для примера проблемы измерения производительности в адвокатской конторе, где каждый рассматриваемый адвокатом случай своеобразен. Здесь каждый юридический случай будет меняться, изменяя правильность меры «случай на человеко-час» или «случай на занятого». Поэтому правильно определить производительность в секторе сервиса сложно. Все эти проблемы операционный менеджер должен учитывать и решать для совершенствования производительности и использовать данные, которые отражают прогресс производительности.
Изменения производительности.Соединенные Штаты имели в среднем 2,5 % ежегодно прироста производительности за последние 100 лет. Этот рост производительности содержит три составляющих фактора, которые являются переменными производительности:
q труд, вносящий 0,5 % в рост производительности;
q капитал, дающий 0,4 %;
q искусство и наука менеджмента, за счет чего получено 1,6 % роста производительности.
Эти три фактора (рис. 1.5) являются критическими для совершенствования производительности. Они представляют границы областей, в которых менеджеры могут выполнять действия для достижения лучшей производительности.
Труд. Совершенствование производительности при содействии труда – это результат улучшения здравоохранения, образования, сферы питания работающих. Такой рост может также дать и сокращение рабочей недели. Исторически около 20 % ежегодного совершенствования в производительности относится к совершенствованию качества труда. При этом три ключевых параметра имеются для совершенствования производительности труда:
q базовое образование, соответствующее эффекту рабочей силы;
q продолжительность жизни;
q социальное обеспечение (в том числе транспортные и санитарные услуги), делающее труд доступным.
В некоторых областях, как, например, в строительстве в слаборазвитых странах, менеджеру сложно контролировать многие из этих переменных. Тем не менее в развитых странах здоровье рабочей силы выступает как критическая переменная при определении возрастания производительности.
В развитом обществе и постиндустриальном обществе существует и четвертая проблема менеджмента – это поддержание и углубление мастерства рабочих в условиях быстрого внедрения технологий и знаний.
Преодоление в короткие сроки отставания в качестве труда является трудной задачей. Возможно, совершенствование будет идти не только через рост компетенции рабочих, но также через лучшее использование труда со строгим соблюдением его стандартов. Это можно рассматривать как пятую проблему совершенствования труда с помощью менеджмента.
Управление целями, мотивациями, введение гибкого рабочего времени так же, как и совершенствование образования, могут быть среди методов, которые содействуют росту производительности труда. Однако можно ожидать, что при этом рост производительности труда будет сопровождаться повышением его стоимости.
Капитал. Человечество началось с использования инструментов. Инвестиции капитала обеспечивают появление этих инструментов. В Соединенных Штатах наблюдается ежегодный рост инвестиций за исключением небольших, очень тяжелых периодов спада. Инвестиции капитала в Соединенных Штатах каждый год возрастают со скоростью 1,5% по отношению к базовым инвестициям. Это значит, что сумма капитала, инвестируемого без учета . депрессий, возрастает на 1,5% в год.
Так как инфляция и налоги увеличивают стоимость капитала, инвестиции становятся возрастающе дорогими. Когда капитал инвестируется в изменение численности работающих (скажем, на ее увеличение, как это имеет место в отдельные периоды), мы можем ожидать снижения производительности. Используя в большей степени труд, чем капитал, можно уменьшить безработицу в краткосрочном периоде, но это также делает менее экономичным производство и, следовательно, снижает зарплату в долгосрочном периоде. Замещение труда капиталом происходит постоянно. Однако повышающиеся ставки процента «выталкивают прочь» более капиталоемкие проекты, так как потенциальная отдача от инвестиций при установленном риске уменьшается. Поэтому менеджеры постоянно приспосабливают свои планы инвестиций к изменениям стоимости капитала.
Производительность капитала может быть увеличена. Операционные менеджеры могут содействовать этому напрямую, увеличивая отдачу от капитала.
Отдача от капитала может выражаться дробью:
Отдача от капитала = Чистые продажи / Инвестированный капитал
При прочих равных условиях чем выше отдача от капитала, тем выше производительность капитала. Существуют отличные возможности для U/OM увеличить производительность путем совершенствования отдачи капитала.
Искусство и наука управления. Менеджмент – это фактор производства и экономии ресурсов, следовательно, искусство и наука менеджмента служат обеспечению лучших возможностей для возрастания производительности. Эти категории объясняют 60 % возможностей ежегодного возрастания производительности, которая повышается в год от 1,6 до 2,5 %. Менеджмент ответствен за совершенствование процесса изготовления посредством использования новых технологий и новых знаний.
Совершенствование изготовления чего-либо требует обучения и образования. Образование будет оставаться важным высокозатратным аспектом в постиндустриальном обществе. Большинство стран Запада являются постиндустриальными. В этих странах мы имеем дело с осведомленным обществом. Общество знаний – это такое общество, в котором большая часть рабочей силы устремлена к тому, чтобы отойти от ручных работ к работам, базирующимся на знаниях. Исследование, использование и отбор знаний, специфичных для техники и технологии, необходимы в ближайшем будущем нашей стране, хотя мы и считаем себя живущими в высокотехнологичном обществе. Америка инвестирует в гражданские исследования и их развитие меньше, чем другие ее главные индустриальные конкуренты, но значительно больше, чем Россия. А Япония сегодня оказывается обновляющей и распространяющей информацию в производстве быстрее и с большей отдачей, чем любая другая страна.
В первой половине книги мы будем давать правовые и культурные оценки, которые отличают экономику одних стран от экономики других стран. Мы включены в мировую экономику, поэтому производственные и операционные менеджеры должны приспосабливаться как к благоприятным возможностям, так и к реальностям окружающей среды.
Поскольку общество и коммерция изменяются, требования к образованию и обучению продолжают возрастать. Например, не только внедрение компьютеров требует обучения, но и каждое поколение новых компьютеров требует расширения обучения. Каждая составляющая техники научного менеджмента требует образования, и новые организационные проекты требуют большего организационного развития. Это требование более качественного обучения и образования является неизбежным результатом взрыва знаний и развития высоких технологий в обществе. Операционный менеджер, работающий эффективно, будет гарантировать, что имеющиеся в его распоряжении знания и технологии используются полностью.
Более эффективное использование дополнительного капитала также является важным. Менеджер как катализатор производительности ответствен за вопрос совершенствования производительности капитала.
Прирост производительности в образованном обществе требует менеджеров, которые чувствуют себя удобно с технологией и компонентами научного менеджмента. В данном тексте мы объединили искусство и науку менеджмента как приложение к производственному и операционному менеджменту в нескольких стратегических и тактических решениях и будем обсуждать эти решения в главе 2.
Задача повышения производительности является сложной. Страна с второсортными ресурсами не может быть конкурентом мирового класса. Малообразованный труд на входе – это неадекватный ресурс, устаревшие технологии также являются второсортными входами. Высокая производительность и высококачественные выходы требуют только высококачественных входов.
Сектор сервиса.Другой переменной, которая влияет на производительность в любой стране, является возрастающий размер сектора сервиса. Американские ученые считают, что сектор сервиса является одной из причин низкой производительности в Соединенных Штатах. Это происходит потому, что работа в секторе сервиса типично трудоинтенсивна, часто выполняется индивидуально, часто сложно механизируется и автоматизируется.
Большее количество интеллектуальных и индивидуальных задач с большей их сложностью могут быть решены увеличением производительности. Низкую производительность сектора сервиса в Соединенных Штатах отражает факт, что, хотя две трети рабочей силы заняты в сервисе, сектор сервиса дает только около половины пилового национального продукта. Однако будущее совершенствование компьютерных технологий и экспертных систем должно принести новые возможности для совершенствования производительности в секторе сервиса.
ОБОБЩЕНИЕ
Производство – одна из трех базовых функций любой организации. Производственная/организационная функция создает товары и услуги. Большой прогресс в производственном/операционном менеджменте сделан в двадцатом столетии, но попытки совершенствования материального производства делались с начала развития человечества. Производственный/операционный менеджмент является главной вехой в этом направлении.
Громадная роль совершенствования производительности связана с настойчивостью, стремлением к обновлению и предприимчивостью менеджеров, функционирующих в роли катализаторов производительности. Современное технологическое общество состоит из сложных организаций, которые стремятся использовать эффективный менеджмент. Через решение сложных задач менеджеры могут совершенствовать производительность на своих предприятиях. Такое совершенствование производительности – . обязанность профессиональных менеджеров, которые должны способствовать этому совершенствованию. Сложность вопросов громадна, но и выигрыш общества значителен.
Глава 2
РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИИ П/ОМ
В главе 1 мы обсуждали понятия «производство» и «производительность». Сейчас обсудим действия менеджера в производстве/операциях на фирме. Операционный менеджер ответствен за построение эффективной системы производства, которая одновременно являлась бы эффективной и оптимальной. Операционные менеджеры работают эффективно, когда они оперируют функциями П/ОМ, которые поддерживают фирму. И операционные менеджеры работают оптимально, когда они поддерживают фирму с экономичным использованием ресурсов. В этой главе мы обсудим идею систем, процессы разработки стратегий и разработку П/ОМ-стратегии.
СИСТЕМЫ
Операционные менеджеры управляют различными системами с П/ОМ-функциями. Они достигают хороших результатов, если понимают концепции систем. П/ОМ-системы многочисленны и включают складские системы и системы планирования, системы снабжения и ремонта и ухода за оборудованием. П/ОМ-менед-жеры также дают ответ на действия различных систем, внешних по отношению к П/ОМ-функциям. Некоторые из этих систем (такие, как маркетинг и финансы) представляют другие части фирмы. Другие системы являются внешними по отношению к самой компании. Среди этих внешних по отношению к компании экономических систем системы мировой торговли и многочисленные политические системы. Менеджеры, которые понимают внутренние и внешние системы, будут хорошими менеджерами. Они смогут координировать связи между людьми, материалами, деньгами, информацией, которая важна для эффективной работы.
Рассмотрение предприятия как системы обеспечивает способ рассмотрения организации внутри окружающей среды. Это, в свою очередь, помогает разработать эффективную П/ОМ-миссию, которая будет вносить вклад в миссию и стратегию организации в целом. Слово «система» подразумевает заказ и настройку. Система – это совокупность взаимосвязанных переменных. Операционный менеджер проектирует систему для того, чтобы достичь определенной цели или выполнить определенную миссию.
Один из видов системы – это система преобразования, которая конвертирует входные материалы в товары и услуги. Экономика, компания, производственный процесс – это все системы разного рода. Эти системы обеспечивают товарами и услугами наше общество. Экономическая система, показанная ранее в главе 1 (рис. 1.4), имеет входы, преобразование и выходы. Она также имеет информационный поток от потребителей. Такой информационный поток известен как обратная связь.
Производственная система и ее входы, преобразование и выходы показаны в табл. 2.1. Одна из обратных связей идет от клиентов фирмы, или заказчиков. Эта обратная связь дает возможность входам и процессу преобразования знать, что заказчик думает об их работе.
Таблица 2.1.Трансформация входов в выходы
Примеры входов | Трансформационные примеры | Примеры выходов | |
Процесс | Индустрия | ||
Чеки, депозиты | Сортировка | Банки | Чеки |
Нефть | Химический процесс | Очистка | Бензин |
Мясо | Приготовление пищи | Ресторан | Гамбургер |
Земля, коровы | Фермерство | Молочный магазин | Масло |
Самолеты, пилоты | Система планирования | Авиалиния | Экипажи, места, еда |
Операционные, доктора | Восстановление здоровья | Госпиталь | Излеченная болезнь |
Двигатель, трансмиссия | Сборка | Автомобильный конвейер | Автомобиль |
Подсистема.Сложные системы также включают маленькие системы внутри себя. Эти подсистемы иногда пытаются достичь своих собственных, относительно узких целей. Работа менеджера состоит в том, чтобы сфокусировать работу этих подсистем в рамках своей системы в целом. Например, финансовый отдел может преследовать свою цель – поддержание близким к нулю уровня запасов; отдел сбыта может быть заинтересован поддерживать больший складской запас, принимая во внимание, что это позволит ему достичь целей сбыта.
Когда появляются противоречивые цели, более крупная система не может оперировать на оптимальном уровне. Если система не работает на ее лучшем уровне, говорят, что система должна быть «подоптимизирована». При понимании целей подсистемы и связей между системами операционный менеджер имеет возможность избежать подоптимизации. От понимания системы целиком, как внутренних, так и внешних ее функций, зависит возможность операционного менеджера принимать хорошие решения, которые увеличивают производительность.