В каких случаях предоставляется отпуск без сохранения заработной платы?
Отпуск без сохранения заработной платы может предоставляться по договоренности между работником и нанимателем по семейно-бытовым и другим уважительным причинам (статья 189 ТК РБ).
Уважительность причин оценивает наниматель, если иное не установлено коллективным договором, соглашением.
Для отдельных категорий работников, перечень которых установлен в статье 189 ТК, наниматель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы. Уважительность причин оценивает наниматель, если иное не установлено коллективным договором, соглашением.
По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.
Отпуск без сохранения заработной платы по письменному заявлению работника может быть предоставлен ему только при наличии у него уважительной причины. Является ли причина уважительной - решает работодатель. Поэтому отпуска без сохранения заработной платы в таких случаях предоставляются по усмотрению работодателя.
В то же время работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы:
• участникам Великой Отечественной войны - до 35 календарных дней в году;
• работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 календарных дней в году;
• родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, - до 60 календарных дней в году;
• работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников - до пяти календарных дней;
• в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами либо коллективным договором.
16. Правила внутреннего трудового распорядка, какие вопросы охраны труда должны в нем регламентироваться? Что такое коллективный договор, соглашение?
Правила внутреннего трудового распорядка – локальный нормативный акт, являющийся обязательным как для нанимателя, так и для работников. В них регламентируется внутренний распорядок предприятия, организации. Правила внутреннего трудового распорядка составляются на основании Типовых правил внутреннего трудового распорядка (утверждены постановлением Министерства труда РБ от 5 апреля 2000г. № 46).
Правила внутреннего распорядка устанавливаются нанимателем с участием профсоюзов на основании Типовых правил внутреннего трудового распорядка.
Основным назначением правил внутреннего трудового распорядка являются: обеспечение труда, укрепление его дисциплины, рациональное использование рабочего времени, улучшение качества работ, повышение роста производительности труда.
Правила внутреннего трудового распорядка состоят из следующих разделов:
- Общие положения
- Порядок приема и увольнения работников
- Обязанности работников
- Обязанности нанимателя
- Рабочее время и его использование
- Поощрение за достижения и успехи в работе
- Ответственность за нарушение трудовой дисциплины
Коллективный договор – это локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками (статья 361 ТК).
Соглашение – нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории. Соглашение заключается на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное соглашение) уровнях (статья 358 ТК).
17. Какая установлена ответственность за нарушения работниками требований законодательства о труде и правил то охране труда?
За нарушения работниками законодательства о труде и правил охраны труда установлены следующие виды ответственности: дисциплинарная, материальная, уголовная и административная.
Ø Дисциплинарная ответственность работников предусмотрена статьей 198 ТК РБ. За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание,выговор,увольнение с работы.
Ø Материальная ответственность предусмотрена статьями 400 – 409 ТК РБ. За причинение, в результате нарушений требований охраны труда, имущественного ущерба нанимателю, работник может быть привлечен к материальной ответственности.
Если же в нарушениях законодательства о труде и правил по охране труда имеются признаки состава преступления, виновный, независимо от того, наложено ли на него дисциплинарное взыскание, может быть привлечен и к уголовной ответственности.
Полное или частичное лишение нарушителя премий не является мерой дисциплинарной ответственности и может применяться одновременно с привлечением его к той или иной ответственности.
Ø Уголовная ответственность установлена статьей 306 Уголовного кодекса РБ. В зависимости от тяжести наступивших последствий виновные привлекаются к штрафу, исправительным работам, ограничению или лишению свободы (до 7 лет лишения свободы).
Ø Административная ответственность физических и юридических лиц установлена Кодексом РБ об административных правонарушениях (КоАП), а порядок привлечения к административной ответственности – Процессуально-исполнительным кодексом РБ об административных правонарушениях (ПИКоАП), введенными в действие с 1 марта 2007 года.
В сфере труда такая ответственность установлена, в частности, за:
· отказ в приеме на работу (статья 9.16);
· нарушение правил по охране труда (статья 9.17);
· нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений (статья 9.18);
· нарушение законодательства о труде (статья 9.19);
· сокрытие страхового случая (статья 9.20);
· нарушение требования заключения гражданско-правовых договоров (статья 9.25).
В зависимости от характера правонарушений законодательства об охране труда КоАП предусматриваются различные меры ответственности как для физических, так и для юридических лиц. Установлено, что штраф, налагаемый на физическое лицо, составляет от 20 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо – до 300 базовых величин. То же деяние совершенное повторно в течении одного года после наложения взыскания за такое же нарушение влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо – от 100 до 400 базовых величин
Административные взыскания налагаются уполномоченными государственными органами и должностными лицами, которым предоставлено такое право. Основанием для наложения взысканий являются протоколы об административных правонарушениях, которые составляются уполномоченными должностными лицами, указанными в законодательных актах.