Карта расшифровки исходного трудового процесса
Введение
Организация труда персонала, построенная на научной основе, является важнейшей предпосылкой реализации внутренних резервов повышения эффективности производственно – коммерческой деятельности субъектов рыночной экономики.
Данная методическая разработка способствует системному изучению дисциплины «Организация труда персонала»студентами, обучающимися по специальности «Управление персоналом». Она состоит из двух частей. Первая часть «Семинарские, практические занятия и задания для выполнения самостоятельной работы» включает: вопросы для обсуждения, практические задания, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы и список литературы.
Семинарские занятия по дисциплине «Организация труда персонала»проводятся с целью изучения и усвоения студентами теоретических вопросов, связанных с организацией трудового процесса. Решение задач в рамках практических занятий позволяет студентам применить теоретические знания, полученные на лекционных и семинарских занятиях в профессиональной деятельности.
Контрольные вопросы и задания предназначены для проверки качества усвоения пройденного материала. Задания для самостоятельной работы студент выполняет самостоятельно во внеаудиторное время.
Контроль выполнения самостоятельной работы студентами осуществляется преподавателем методом случайной выборки на семинарах, практических и индивидуальных занятиях.
Вторая часть методической разработки содержит задания для выполнения студентами индивидуальной работы. В процессе выполнения задания студент закрепляет теоретические знания, полученные на лекционных, семинарских и практических занятиях по дисциплине «Организация труда персонала», приобретает навыки расчетов экономической эффективности мероприятий по основным функциональным областям организации труда и принятия решений по отбору наиболее рациональных форм и методов организации труда различных категорий персонала. Каждый студент выполняет задание по варианту, номер, которого соответствует номеру фамилии в журнале студентов группы.
Результаты работы формируются в виде поэтапного решения поставленных задач с использованием методических рекомендаций к выполнению индивидуальной работы. Индивидуальная работа выполняется в письменном виде на бумаге формата А4 и защищается на индивидуальном занятии.
В качестве критериев оценки индивидуальной работы служат: полнота выполнения задания, верность итоговых и промежуточных результатов, полученных на каждом этапе осуществления расчетов, корректность и обоснованность выводов, свободное владение методикой решения задания и теоретическим материалом по теме индивидуальной работы.
Часть I. Семинарские, практические занятия и задания для выполнения самостоятельной работы
Тема 1. Генезис организации труда персонала (2 занятия)
Занятие 1
Вопросы для обсуждения
1. Историко-экономические аспекты эволюции научной организации труда в зарубежных странах.
2. Основные этапы развития НОТ в отечественной экономике.
3. Объективные предпосылки возрастания роли и значения организации труда в условиях инвестиционного кризиса.
Контрольные вопросы
1. Перечислите объективные предпосылки возникновения научной организации труда в капиталистических странах.
2. Поясните, почему именно 20-е годы прошлого столетия считаются периодом рождения НОТ в России.
3. Назовите основоположников НОТ в России.
4. Перечислите основные достижения в области НОТ, сделанные в России в 20-е годы прошлого столетия.
5. Почему в 30-е и 40-е годы прошлого столетия работа в области НОТ в России практически прекратилась?
6. Почему в 60-е годы прошлого столетия произошло второе рождение НОТ в России?
Задания для самостоятельной работы
1. Раскрыть основные принципы тейлоризма и причины его распространения в Америке и Западной Европе.
2. Сформулировать «Двенадцать принципов производительности» Эмерсона Г., имеющих прямое отношение к НОТ.
3. Обобщить основные тенденции развития организации труда в зарубежных странах в современных условиях.
Занятие 2
Вопросы для обсуждения
1. Основные черты технократического подхода к организации трудовых процессов?
2. Современное состояние и тенденции в развитии организации труда в России.
3. Характеристика и обоснование условий эффективной реализации современной концепции организации труда.
Контрольные вопросы
1. Какие условия производства необходимы для реализации технократического подхода к организации трудовых процессов?
2. В каких структурах (службах, отделах, бюро) осуществляется работа по организации труда на российских предприятиях?
3. Перечислите основные функции, выполняемые подразделениями или отдельными лицами в области НОТ.
4. Экономические последствия технократического подхода к организации трудовых процессов.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучить практику применения технократического подхода к организации трудовых процессов на заводах Г.Форда.
2. Ознакомиться с зарубежным опытом создания гибкой организации труда.
3. Подготовить эссе на тему «Использование гибких режимов рабочего времени в реализации современной концепции организации труда».
Рекомендуемая литература
1. Организация и нормирование труда : учебное пособие для вузов (под.ред. В.В. Адамчука / ВЗФЭИ).- М.: “Финстатинформ”, 2007. – Стр. 45-49.
2. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2006. – Стр. 123- 139.
3. Тейлоризм: хорошо забытое прошлое или вполне реальное будущее? // Человек и труд. – 2008. - №10. – Стр. 85-86
Тема 2. Регламентация и проектирование организации труда персонала (3 занятия)
Занятие 1
Вопросы для обсуждения
1. Регламентация труда и ее взаимосвязь с управлением персонала.
2. Особенности разработки типовых проектов организации труда на рабочих местах.
3. Особенности разработки типовых проектов организации труда в производственных участках, цехах.
Контрольные вопросы
1. Перечислите принципиальные типовые решения, характерные для рабочего места.
2. В какие годы в нашей стране появилось типовое проектирование организации труда?
3. В какие годы было свернуто типовое проектирование организации труда и почему?
4. Какой тип труда является объектом разработки типовых проектов организации труда?
5. По каким признакам различаются типовые проекты организации труда на производственном участке, в цехе, предприятии и на рабочем месте.
Задания для самостоятельной работы
1. Поясните понятие «регламент» применительно к организации труда.
2. Изучите признаки организационного проекта.
3. Дайте описание основных разделов типового проекта организации труда на рабочих местах.
Занятие 2
Вопросы для обсуждения
1. Трудовой процесс и его структура. Классификация трудовых процессов.
2. Экономические и социотехнические критерии оптимальности трудовых процессов.
3. Принципы и этапы проектирования и рационализации трудовых процессов.
Контрольные вопросы
1. Перечислите особенности измерения показателей, участвующих в формировании экономических критериев оптимальности трудовых процессов.
2. Какие мероприятия включает этап проектирования трудовых процессов по блоку «Анализ»?
3. Перечислите мероприятия, которые включает этап проектирования трудовых процессов по блоку «Синтез» и «Внедрение».
4. Какие показатели участвуют в расчете экономической эффективности от внедрения вновь спроектированного трудового процесса?
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. В результате внедрения типового проекта организации рабочих мест уменьшаются потери и непроизводительные затраты труда у каждого основного рабочего (с 50 до 10 мин в смену). Продолжительность рабочей смены - 480 мин.
Обосновать экономическую целесообразность проведенных мероприятий путем расчета следующих показателей: возможного прироста производительности труда, объема производства, годового экономического эффекта. Исходные данные приведены в таблице 1.1
Таблица 1.1
Информация для выполнения расчетов
N п/п | Наименование | Ед. изм. | Кол- во |
Количество основных рабочих на участке | чел. | ||
Режим работы | смена | ||
Годовая программа выпуска деталей | шт. | ||
Норма времени на 1 деталь | ч. | 0,318 | |
Выполнение норм выработки | % | ||
Себестоимость годового выпуска | руб. | ||
Удельный вес условно-постоянных расходов в структуре себестоимости | % | ||
Годовой фонд рабочего времени одного рабочего | дней | ||
Стоимость оборудования на участке | руб. | ||
Единовременные затраты на внедрение типовых проектов организации рабочих мест | руб. |
Занятие 3
Практические задания
Задание 1. В целях изучения существующего и проектирования рационального метода труда видеокамерой был отснят трудовой процесс рабочего станочника при выполнении конкретной работы на горизонтально-протяжном станке и сменном задании 400 деталей (табл. 1.2). Продолжительность выполнения изучаемой операции иллюстрируют затраты времени на выполнение трудовых приемов и движений (см. карту расшифровки). В карте показано содержание трех приемов. – первый прием - одеть заготовку на протяжку и включить ход ползунка. Второй прием - счистить поверхность протяжки от стружки. Третий прием - снять деталь и отложить.
Таблица 1.2
Таблица 1.3
Виды и структура затрат времени рабочих участка (в процентах % к сменному фонду времени)
Виды затрат времени | Операторы (5 чел.) | Наладчики (2 чел.) | Слесарь рем. (1 чел.) | Контролеры (2 чл.) |
1. Загрузка оборудования | 33,0 | - | - | - |
2. Наладка | 5,0 | 60,5 | - | - |
3. Смена инструмента | 2,0 | 4,8 | - | - |
4. Мелкий ремонт | - | 3,2 | 48,8 | - |
5. Контроль качества продукции | 15,0 | 5,0 | - | 47,7 |
6. Смазка оборудования | 2,5 | 2,1 | 8,4 | - |
7. Время активного наблюдения за работой оборудования | 3,4 | 11,0 | - | - |
8. Время на отдых и лич. надобности | 6,0 | 4,4 | 3,5 | 5,0 |
9. Потери рабочего времени | 33,1 | 9,0 | 44,3 | 41,7 |
ВСЕГО: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Разработать рекомендации по совершенствованию разделения труда между рабочими участка.
Задание 3. Бригада составом 7 человек работает при 8 ч. рабочем дне. Проектируется включить в бригаду одного обслуживающего рабочего обеспечивающего основных рабочих материалами, заготовками, инструментом. Предположительно это увеличит оперативное время каждого из 7 рабочих на 1 час. Необходимо дать заключение о выгодности проектируемого разделения труда в бригаде, если оперативное время каждого рабочего составит 5,5 часа.
Контрольные вопросы
1. Какие критерии участвуют при определении психофизиологической и социальной целесообразности разделения труда?
2. Что обозначают технические границы разделения труда?
3. Назовите факторы, влияние которых обеспечивает сокращение длительности производственного цикла при единичном разделении труда.
4. Назовите фактор, который является основным системообразующим при функциональном разделении труда.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучите и обоснуйте тенденции развития внутрипроизводственного разделения и кооперации труда в зарубежных странах.
2. Изучите и сформулируйте особенности разделения и кооперации труда в условиях многостаночной работы.
Рекомендуемая литература
1. Адамчук В.В., Романов Д.В., Сорокин М.С. Экономика и социология труда: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2007. – Стр. 169-179.
2. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: учеб. / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ИНФРА-М, 2006. – Стр. 88-92.
3. Организация и нормирование труда: учебное пособие для вузов (под.ред. В.В. Адамчука / ВЗФЭИ.-М.: “Финстатинформ”, 2007. – Стр. 23-39.
4. Рофе А.И. Научная организация труда: учеб. пособие. – Изд-во «МИК», 2006. – Стр. 235-255.
5. Пашуто В. П. Практикум по организации, нормированию и оплате труда на предприятии : учеб. пособие. - М. : КноРус, 2007. - Стр. 42 - 48.
Тема 4. Организация и обслуживание рабочих мест (3 занятия)
Занятие 1
Вопросы для обсуждения
1. Понятие организации рабочего места. Виды рабочих мест на промышленных предприятиях, их классификация.
2. Специализация и оснащение рабочих мест. Факторы, влияющие на уровень специализации рабочих мест.
3. Планировка рабочих мест и ее виды. Оценка рациональности внешней и внутренней планировки рабочего места.
4 .Содержание основных функций обслуживания. Формы и системы обслуживания рабочих мест.
5 Этапы проектирования систем обслуживания рабочих мест.
Контрольные вопросы
1. Сформулируйте цели и задачи организации рабочего места.
2. Дайте определение рабочего места и рабочей зоны.
3. Перечислите состав комплекта оснащения одностаночного рабочего места в машиностроительном производстве.
4. Каким требованиям должно отвечать основное и вспомогательное оборудование как элемент комплекта оснащения одностаночного рабочего места в машиностроительном производстве?
5. Сформулируйте принципы планировки рабочего места.
6. Назовите факторы, влияющие на уровень специализации рабочих мест.
7. Какие показатели используются для оценки рациональности внешней и внутренней планировки рабочего места.
8. Какие показатели используются для расчета коэффициента стоимости рабочего места по производственной площади?
9. Каким образом влияет технологическая унификация на уровень специализации рабочих мест?
10. Перечислите признаки специализации рабочих мест.
11. Перечислите показатели специализации рабочих мест.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучите методику определения эффективности планировки рабочего места.
2. Изучите методику расчета показателя специализации рабочих мест по коэффициенту серийности.
3. Сформулируйте факторы, влияющие на уровень специализации рабочих мест, в промышленном производстве.
4. Обоснуйте особенности организации рабочих мест в зависимости от характера выполняемых работ.
Занятие 2
Практические задания.
Задание 1. Рабочие места специалистов оснащены письменными столами и стульями старой конструкции и недостаточным набором средств оргтехники.
Мероприятиями, по научной организации труда предусмотрено оснащение 20 рабочих мест столами специальной конструкции и большой емкости, удобными креслами с подвижными по высоте спинками, сиденьями с подлокотниками и необходимыми средствами оргтехники. В результате сокращаются затраты времени на поиск необходимой информации и обслуживание рабочих мест.
Рассчитать экономическую эффективность внедряемых мероприятий на основе данных, приведенных в таблице 1.4.
Таблица 1.4
Исходная информация для расчетов
№№ п/п | Наименование | Ед. изм. | Количество |
Затраты на внедрение мероприятия | руб. | ||
Затраты времени: на поиск необходимой информации (в течение года) до внедрения мероприятий после внедрения мероприятий на обслуживание рабочих мест до внедрения мероприятий после внедрения мероприятий | часы | 5,5 4,1 | |
Количество рабочих дней в году | дней | ||
Среднечасовая заработная плата работника управленческого аппарата | руб. | 90,5 | |
Единый социальный налог | % | ||
Амортизационные отчисления | % | ||
Затраты на текущий ремонт | руб. |
Задание 2. В соответствии с разделом бизнес - плана предусмотрены конкретные мероприятия по научной организации труда, которые позволяют снизить общую трудоемкость выполнения работ в цехе механической обработки деталей.
В частности, внедрение организационной оснастки при работе на круглошлифовальных станках позволяет на две минуты сократить вспомогательное время рабочего шлифовщика на установку и снятие детали. Основные технико-экономические показатели работы рабочих шлифовального участка в цехе механической обработки деталей до внедрения и после внедрения мероприятия приведены в таблице 1.5.
Таблица 1.5
Таблица 1.6
Таблица 1.7
Исходные данные для выполнения расчетов
№ nn | Наименование | Единицы измерен. | Кол-во |
Потери рабочего времени в течение года по нетрудоспособности: - до внедрения мероприятий - после внедрения мероприятий | дни. | ||
Выплата пособий по временной нетрудоспособности | руб. | ||
Выплата по случаю произв. травматизма и профзаболеваний в год | руб. | ||
Продолжение табл. 1.7 | |||
Выплата пенсий по инвалидности в год | руб. | ||
Затраты на приобретение медицинского оборудования и медикаментов в год | руб. | ||
Затраты на санаторно-курортное лечение в год | руб. | ||
Годовые потери порта в грузопереработке в связи с заболеваемостью и травматизмом рабочих | руб. | ||
Годовой фонд рабочего времени одного рабочего | дни | ||
Расчетная среднесписочная численность портовых рабочих | чел. | ||
Норма амортизационных отчислений | % | ||
Единовременные затраты на внедрение мероприятия | руб. |
Рекомендуемая литература.
1. Собрание законодательства РФ. Трудовой кодекс РФ – официальный текст кодекса (Российской Федерации). - М.: Омега– Л, 2008.
2. Басаков М. И. Охрана труда (безопасность жизнедеятельности в условиях производства): учеб.- практ. пособие / М.И. Басаков. М.; Ростов н/Д: МарТ, 2008. - Стр. 81-90., 100- 110.
3. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда: учеб. пособие/ П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев, Н.И. Сердюк. – М.: Высшая школа: Академия, 2007. – Стр. 29-45.
4. Девисилов В. А. Охрана труда: Учеб. /В.А. Девисилов. - М.:Форум: Инфра-М, 2008.- Стр. 84-96.
5. Основы отраслевых технологий и организации производства: учебник / Ю.М.Аносов, Л.Л. Бекренев, В.Д. Дурнев и др.; Под ред. В.К. Федюкина . - 3-е изд., стер. - СПб. : Политехника, 2007. –– Стр. 131-138
6. Рофе А. И. Организация и нормирование труда.: учебник/ А.И. Рофе. – М.: МИК, 2006. – Стр. 152-163.
Тема 6. Экономическая эффективность научной организации труда
(2 занятия)
Занятие 1
Практические задания
Задание 1. Внутрисменные потери рабочего времени в базисном году составили 15% к фонду рабочего времени. В результате внедрения организационных инноваций они снизились до 8%. Определить рост производительности труда за счет снижения внутрисменных потерь рабочего времени.
Задание 2.В результате внедрения организационных инноваций в плановом году обеспечивается экономия численности рабочих – 200 чел. Численность рабочих в базисном году – 2500 чел. Объем производства в базисном году составил 8000 тыс. руб. Бизнес-планом предусмотрено увеличить объем производства на 12%. Определить возможный прирост производительности труда.
Задание 3.В бизнес-плане предприятия в разделе НОТ предусмотрены мероприятия, позволяющие своевременно обеспечить рабочее место подъемно-транспортными средствами. Их внедрение сокращает в смену по каждому рабочему на 12 мин. потери рабочего времени. Исходные данные:
1. Количество рабочих на участке - 9 чел.
2. Выпуск продукции в отчетном периоде - 26370,9 н/часа.
3. Выпуск продукции в плановом периоде - 27689,4 н.часа.
4. Отработано рабочими по табелю - 19008 часа., себестоимость всей товарной продукции - 20000 руб.
6. Удельный вес условно-постоянных расходов в структуре себестоимости - 20%., количество рабочих дней в месяце- 25.
Определить дополнительный выпуск продукции за счет ликвидации потерь рабочего времени и условно-годовую экономию.
Контрольные вопросы
1. Какие затраты называются «приведенными»?
2. Какие показатели могут быть использованы для расчета прироста производительности труда за счет увеличения продолжительности фазы устойчивой работоспособности?
3. Какие показатели могут быть использованы для определения прироста производительности труда в результате экономии численности персонала?
4. Раскройте понятия расчетная и фактическая эффективность.
5. Как определяется рентабельность инвестиций, направленных на внедрение инноваций в сфере организации труда?
6. Как определяется срок окупаемости инвестиций, направленных на внедрение инноваций в сфере организации труда?
7. Почему для инвестиций, направленных на внедрение инноваций в сфере организации труда, нецелесообразно применять процедуру дисконтирования?
Задания для самостоятельной работы
1. Изучить формы проявления эффекта от внедрения организационных нововведений в сфере НОТ.
2. Изучить методы расчета снижения себестоимости за счет экономии по фонду заработной платы.
3. Изучить обобщающие (основные) показатели экономической эффективности оргнововведений и методику их расчета.
4. Изучить состав и структуру частных показателей экономической эффективности оргнововведений и методику их расчета.
Занятие 2
Практические задания
Задание 1.Внедрение технически обоснованных норм времени и выработки, обслуживания на предприятии позволило уплотнить рабочий день и полностью исключить непроизводительные затраты рабочего времени в течение смены. Информация для выполнения расчетов приведена в таблице 1.8.
Таблица 1.8
Исходные данные
№ п/п | Показатели | количество |
1. | Годовой фонд рабочего времени одного рабочего, час. | |
2. | Часовая тарифная ставка с премиями и дополнительными выплатами, руб. | |
3. | Единый социальный налог, % | |
4. | Сменные затраты рабочего времени, всего, мин. | |
В том числе: | ||
подготовительно-заключительное время | 28 (20)[1] | |
основное время | 289 (367) | |
вспомогательное время | 90 (90) | |
время отдыха | 20 (15) | |
время непроизводительной работы | ||
потери времени по организационным причинам | ||
потери времени, зависящие от работников |
Определить снижение трудоемкости в результате уменьшения непроизводственных затрат труда, прирост производительности труда, годовую экономию по фонду заработной платы одного рабочего.
Задание 2.В сборочном цехе проведен анализ условий труда и предложены мероприятия по их совершенствованию. Повышение освещенности со 100 до 350 лк., улучшение работы вентиляционных установок, применение рациональной окраски стен и оборудования позволило повысить удельный вес длительности фазы повышенной работоспособности в общем фонде рабочего времени с 43% до 75%.
На мероприятия по улучшению условий труда затрачено 480000 руб., годовой выпуск продукции составил 18600000 руб.
Прибыль составляет 10 % , удельный вес условно-постоянных расходов в себестоимости продукции - 37 %. Требуется оценить экономическую эффективность мероприятий и срок окупаемости затрат. Определить снижение трудоемкости в результате уменьшения непроизводительных затрат труда, прирост производительности труда, годовую экономию по фонду заработной платы одного рабочего.
Задание 3.В механо-сборочном цехе завода установлено 48 токарных станка, работающих в 2 смены. По принятой организации доставкой заготовок и всех других необходимых материалов, очисткой рабочих мест от металлической стружки, отвозки готовых изделий в пункт приемки и т.д. были заняты 24 вспомогательных рабочих. Исследованиями установлено, что обслуживающий персонал в течение смены загружен не полностью. Творческая группа предприятия разработала технические и организационные мероприятия по более эффективному использованию рабочего времени обслуживающего персонала, в результате чего норма обслуживания с 4 станков возросла до 6. Среднегодовая заработная плата одного вспомогательного рабочего равна 195 000 руб., отчисления на социальное и медицинское страхование – 6%, отчисления в пенсионный фонд - 20%. Количество рабочих в указанном цехе составляет 209 человек. Определить рост производительности труда и условно-годовую экономию за счет внедрения мероприятий по НОТ.
Контрольные вопросы
1. Для каких целей необходим расчет годового экономического эффекта?
2. Какие данные необходимо иметь для определения величины годового экономического эффекта?
3. Какие данные необходимо иметь для расчета снижения себестоимости за счет экономии по фонду заработной платы в условиях сдельной формы оплаты труда.
4. Какие данные необходимо иметь для расчета снижения себестоимости за счет экономии по фонду заработной платы в условиях повременной формы оплаты труда.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучите и изложите в письменном виде методику определения экономии от снижения расхода сырья и материалов, производства бракованной продукции.
2. При помощи формализованных зависимостей изложите в письменном виде влияние показателя снижения трудоемкости продукции на рост производительности труда.
3. Изучите и изложите в письменном виде схему определения экономии в связи с сокращением заболеваемости и травматизма.
4. Покажите при помощи формализованных зависимостей способы расчета «относительной экономии» численности персонала и на их основе расчет прироста производительности труда.
Рекомендуемая литература
5. Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях: учебник / Б.М.Генкин. - 4-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА, 2007. - Стр. 81-96.
6. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. - М.: Финансы и статистика, 2008. – Стр. 20-220.
7. Организация и нормирование труда: учебное пособие для вузов / Под. ред. В.В. Адамчука / ВЗФЭИ. - М.: “Финстатинформ”, 2007.- Стр. 282-292.
8. Рофе А. И. Организация и нормирование труда.: учебник/ А.И. Рофе. – М.: МИК, 2007. – Стр. 352-363.
Тема 7. Организация технического нормирования(5 занятий)
Занятие 1
Вопросы для обсуждения
1. Объективная необходимость нормирования труда.
2. Классификация затрат рабочего времени в системе нормирования и организации труда
3. Методы изучения затрат рабочего времени путем непосредственных замеров.
4. Методы изучения затрат рабочего времени при помощи моментных наблюдений.
Контрольные вопросы
1. Перечислите технико-экономические показатели, основой для расчета которых служат трудовые нормы.
2. Разъясните структуру затрат рабочего времени на проведение подготовительно – заключительных работ.
3. Разъясните структуру затрат рабочего времени на проведение оперативной работы.
4. Разъясните структуру затрат рабочего времени на проведение обслуживания рабочего места.
5. Перечислите признаки классификации методов изучения затрат рабочего времени на промышленном предприятии.
6. Сформулируйте цели и задачи хронометражного наблюдения.
7. Перечислите признаки устойчивости хроноряда.
8. Дайте определение фиксажным точкам.
9. Перечислите разновидности фотографии рабочего времени.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучите методы учета интенсивности труда в процессе нормирования.
2. С использованием конкретного примера оформите в письменном виде этапы проведения хронометражного наблюдения.
Занятие 2
Вопросы для обсуждения
1.Виды трудовых норм. Методика их определения.
2.Объекты и методы нормирования труда. Научное обоснование норм труда.
3. Нормирование работ по обслуживанию производства и управлению им.
4. Нормирование труда в поточном производстве.
Контрольные вопросы
1. Поясните особенности установления норм для ручных, машинных процессов.
2. Каким образом определяются нормы численности, обслуживания, нормированные задания.
3. Каким образом определяются нормы выработки в условиях массового типа производства.
4. Каким образом определяются нормы выработки в условиях серийного типа производства.
5. Поясните суть суммарного метода нормирования труда.
6. Раскройте суть аналитически- расчетного метода нормирования труда.
7. Поясните суть аналитически - исследовательского метода нормирования труда.
8. Раскройте понятие научно обоснованных норм и взаимосвязь с технически обоснованными нормами.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Определить процент снижения нормы времени при повышении нормы выработки на 15 % .
Задание 2. Найти процент изменения нормы выработки при снижении нормы времени на 5%
Задание 3. Если норма времени на единицу продукции 10 мин. Определить норму выработки за 8 часовой рабочий день.
Занятие 3
Практические задания
Задание 1. Определить норму штучного времени на операцию и норму выработки за смену (8 часов), исходя из условий таблицы 1.9.
Таблица 1.9
Исходная информация
№ | Условия задачи | Варианты задания | ||||
Основное время, мин Вспомогательное время, мин Время обслуживания рабочего места в % от оперативного времени Время перерывов на отдых и личные надобности в процентах от оперативного времени Подготовительно-заключительное время на смену, мин | 5,5 4.5 | 6,5 4.0 | 4,0 | 5,0 | 4,5 |
Задание 2. Обработать фотографию рабочего дня токаря, составить сводку одноименных затрат рабочего времени, потерь времени по вине рабочего и из-за неполадок на производстве, возможное повышение производительности труда за счет устранения потерь и лишних затрат рабочего времени. В ходе выполнения задания, наметить мероприятия по повышению производительности труда. Исходные данные, для выполнения расчетов приведены в таблице 1.9.
Таблица 1.9
Наблюдательный лист фотографии рабочего дня
№ | Что наблюдалось | Текущее время, час-мин | Продолжительность в мин. | Условные. обозначения |
Начало наблюдений Ожидает работу Знакомится с чертежом Разговаривает с соседом Смазывает станок Раскладывает инструменты Работает на станке Меняет резец Разговаривает с соседом Работает на станке Ушел по личным надобностям Работает на станке Ожидает заготовки Работает на станке Отдыхает Работает на станке Меняет резец Получает инструктаж от мастера Работает на станке Ожидает сшивки ремня Работает на станке Ушел мыть руки Обеденный перерыв Читает газету Работает на станке Перерыв в подаче электроэнергии Работает на станке Ушел по личным надобностям Работает на станке Смазывает станок Отдыхает Работает на станке Ожидает заготовки Работает на станке Сдает выполненную работу Убирает инструменты и обтирает станок | 7-00 7-05 7-18 7-20 7-26 7-29 7-50 7-53 7-54 8-18 8-20 8-39 8-42 9-10 9-16 9-48 9-52 9-57 10-36 10-41 10-55 11-00 12-00 12-03 12-26 12-28 12-52 13-02 13-47 13-53 13-57 14-14 14-17 14-53 14-58 15-00 | |||
Итого |
Задания для самостоятельной работы
1. Изложите в виде эссе особенности установления норм рабочим, занятым ремонтом оборудования.
2. Изучите и изложите в письменном виде организационные аспекты расчета норм при различных методах нормирования.
Занятие 4
Вопросы для обсуждения
1. Нормативы по труду: классификация и содержание.
2. Учет и анализ качества норм труда. Показатели и методы оценки качества норм труда.
3. Принципы и пути совершенствования нормативно-методической базы.
4. Генезис нормирования труда в зарубежных странах.
Контрольные вопросы
1. В чем отличие нормативов по труду от норм труда?
2. Каким образом формируются нормативы по труду?
3. Для каких целей необходимо установление категорий затрат рабочего времени?
4. Показатели оценки качества норм труда.
5. Методы оценки качества норм труда.
6. Приоритетные направления развития нормирования труда в зарубежных фирмах.
7. Основные принципы микроэлементного анализа и проектирования норм труда.
8. Основные сферы применения микроэлементного анализа и проектирования норм труда.
Задание 1. Исходя из данных, приведенных в таблице 1.10 (заполнив пустующие строки), определить нормативное время на операцию.
Таблица 1.10
Исходная информация
Наименование операции | № наблюдения | Коэффициент устойчивости | Суммарная продолжительность | Средняя продолжительность | |||||
Норм | Факт. | ||||||||
1. Взять деталь. Надеть и закрепить хомутик | 0, 32 | 4,05 | 7,38 | 11,32 | 15,18 | 1,7 | |||
2. Установить деталь в центрах и закрепить | 0,48 | 4,14 | 7,52 | 11,45 | 15,33 | 1,7 | |||
3. Запускаем станок, подвести резец и включить подачу | 0,59 | 4,26 | 8,04 | 11,58 | 15,48 | ||||
4. Обточить деталь | 3,06 | 6,26 | 10,05 | 13,59 | 17,44 | 1,1 | |||
5. Выключить подачу | 3,14 | 6,34 | 10,15 | 14,09 | 17,52 | ||||
6. Снять деталь | 3,18 | 6,56 | 10,22 | 14,18 | 17,58 | ||||
7. Отвернуть винт, снять хомутик и отложить деталь | 3,30 | 7,08 | 10,34 | 14,47 | 18,09 |
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. В механическом цехе обрабатывается деталь с нормами времени по операциям, приведенным в таблице 1.10. Количество деталей в партии – 10. Определить: норму штучного и штучно-калькуляционного времени по операциям, норму выработки по операциям за смену (8 час.), норму времени на партию детале